Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 68:31
Восхвалю́ и́мя Бо́га моего́ съ пѣ́снiю, возвели́чу Его́ во хвале́нiи:
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче телца юна, роги износяща и пазнокти
Возвеличу Господа во хвалении, и угодно будет Ему паче тельца юна, - воспел Давид, изображая отпадение Иудеев и присвоение Богу язычников. Поскольку, говорит он, народ, которому вверены были жертвы, отвергся Бога, а Бог не услаждается жертвенными кровьми, то буду совершать служение духом, и оно окажется пред Богом более достойным служения жертвенного.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении». Не буду не признателен за благодеяния, но песнопениями воздам за милости, показав неведущим величие Его повествованием о благодеяниях.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнею; возвеличу Его во хвалении. И (сие) будет угодно Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти (копыта).
Замечай здесь, читатель, как предпочитает законным жертвам Евангельскую и бессловесной—словесную. То состояние, в котором пробиваются рога и копыта, означает силу, а словом απλας называет копыта; то и другое означает мертвость подзаконного служения, так как рога и копыта мертвы.
Cлова Григория Богослова: Паче многих тысяч тучных овнов, паче всего, чем начальный закон содержал во власти еще младенчествовавшего Израиля, преднаписуя в кровавых жертвах будущую жертву. Божественный Кирилл говорит, что слова сии сказываются от лица Христа. Слова Феодорита: Жертва хваления будет ему угоднее молодого и тучного тельца, вновь начавшего произрастать ему копыта и рога. Афанасия: Здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, но более жертвы хваления и духовные. Исихия: хвалою называет славословие, которое приносится Ему всею тварью, прославляющею Его естественными движениями; итак, церковь обещается не только приносить славословие с тварью, но и прославлять песнью, то есть приносить духовное и умственное песнопение, ибо сие-то значит собственно петь о Боге. Красивы слова Евсевия: поелику за грех apxиерeя и сонмища, как написано, приносим был в жертву телец: когда apxиерeй помазанный согрешит, и введет в грех народ, то пусть принесет за грех свой, которым согрешил, в жертву Господу за грех непорочного тельца из скота (Лев. 4,3). Но когда apxиерeи и князья собирались против Господа и возбудили народ требовать Варавву, а не Христа; то за сие сделались виновными во грехе своем, почему здесь и говорит не о другом животном, а о молодом мужеского пола тельце.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти
Давид ободряется духом и, будучи благонадежен о избавлении, воспевает торжественную песнь. Ибо хотя псалом сей сложил по освобождении уже от смертельных страхов, однако нет сомнения, что и в то время, когда еще всего боялся, сии же самыя мысли имел: понеже и тогда с твердою верою на милость Божию надеялся, хотя надежда была еще сокрыта. Впрочем, когда глаголет: возвеличу Бога во хвалении, то не потому глаголет, аки бы хотел нечто придать безпредельной Божией славе, но поелику чрез сие распространяется слава имени Его между людьми. А дабы лучше утвердиться в сем, то научает, что благодарение, которое он воздать Богу располагается, будет угодно Богу на подобие благовонныя жертвы. Ибо нет лучшаго побуждения к приношению благодарения, как когда удостоверены бываем, что сие благочестивое действие приятно Богу, так как Он и другаго воздаяния не требует от нас за вся благая, подаемая нам, кроме прославления имени Своего. Почему весьма неизвинительна неблагодарность тех, которые хвалы Его в молчании или забвении скрывают. Хотя же не оставил Давид в небрежении и внешних жертвоприношений, каковых требовал закон, однако по справедливости предпочел им духовную жертву, яко главное основание всех внешних обрядов. Под именем тельца юна, износяща роги и пазнокти, разумеется телец избраннейший; аки бы сказал Пророк, что нет толь избраннаго и толь драгоценнаго жертвопреношения, которое бы могло быть так угодно Богу, как жертва хвалы и благодарения.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 30–32 Нищь и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти
Прообразуя собою грядущего на спасение мира Мессию, Давид говорит здесь, по-видимому, о себе, но слова его, особенно первое изречение, с большею точностью могут быть отнесены к Тому, Кто, будучи богат в такой степени, что обладает всем миром, обнищал (2Кор. 8:9) до того, что родился от бедной Девы Матери, и не в доме, а в пещере, и положен был в яслях, а не на одре; Кто носил одежду самую простую и малоценную, пропитание получал от других, не имея даже собственной хижины. Он же, этот нищь (см. в Пс. 39:18), претерпел и болезни и страдания за грехи людей, как говорит Исайя пророк (Ис. 53:3–4). Далее псалмопевец высказывает полную и несомненную уверенность в спасении, которое он получит от Бога: я же, говорит он, хотя беден и страдаю, но пребываю в той спасительной уверенности, что помощь Твоя Боже, восставит меня. Затем он выражает желание и обещание прославлять Господа жертвою благодарения в песни и в славословии, опять же в полной и непоколебимой уверенности, что такая жертва, как жертва внутренняя от искреннего сердца, от души приносимая, будет приятнее Богу, нежели приношение юного тельца, жертва кровавая, хотя бы и ценная, но внешняя; и таким образом он оказывает предпочтение жертве словесной пред бессловесной, будущей новозаветной пред ветхозаветною. Выражение роги износяща и пазнокти (копыта) означает молодого быка, носящего рога и имеющего раздвоенные копыта, каковых и повелено было в Ветхом Завете приносить как лучшую жертву Богу (Лев.4 и др.). По словам св. Афанасия Великого, здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, – их заменят жертвы хваления, духовные [3, с. 233].