Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Яко от тука и масти да исполнится душа моя. Показывает, какие выгоды имеют решившиеся на Него единого возлагать надежду свою. И устнама радости восхвалят уста моя. Когда воспоминаю имя Твое, тогда уста мои исполняются радости.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Яко от тука и масти да исполнится душа моя». Песнопение Твое почитаю умащением души, и думаю, что душа делается от него тучною и упитанною: потому что поучаться словесам Твоим значит постоянно утешаться и наслаждаться.
«И устнама радости восхвалят Тя уста моя». Посему-то со всем усердием вознесу Тебе песнопение, зная происходящую от того пользу.
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
Как, говорит, рот насыщается жиром и тучными яствами (ибо они когда жирны, скоро насыщают), так насытится душа моя милостью Твоею, Господи! Ибо выше речь была о милости и следовательно сим подобием или примером божественный Давид изображает милость. Итак, ею то побуждаясь, я буду хвалить Тебя устами радостными.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят тя уста моя
Тук и масть не телесное нечто означает здесь, но духовное утучнение, состоящее в благодатных дарах Духа Святаго, то есть, в туке мудрости и правды. Сего духовнаго тука, по примеру Давида, можем желать и просить и мы, находящиеся во многоплачевной и бедственной юдоли сей; речено бо есть: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5:6). Но в смысле буквальном Давид сими преносными словами обещает себе от Бога и временных благ изобилие. Ибо хотя псалом сей сочинил будучи уже в покое и в изобилии: однако вероятно, что во время пребывания своего в пустыне, где без сомнения скитался гладен и алчен, просил и телеснаго насыщения, котораго лишался. Сей его пример научает нас, дабы мы не завидовали, когда нечестивые роскошествуют и пресыщаются, изобилуя всем, а мы яко нищие алчем и жаждем. Ибо бедность и недостаток могли и Давида привесть в отчаяние: но понеже ведал он, что Господь силен есть препитати душу тщу, и алчущу, сего ради надеялся, что по милости Его ни в чем недостатка иметь не будет. А как Бог и наше терпение искушает иногда многими нуждами в жизни сей, то отсюду научимся терпеливно сносить недостатки, донележе приидет время полнаго насыщения. Впрочем под именем тука и масти не должно разуметь такое пресыщение, какое примечается у людей мирских, которые, неумеренно роскошествуя, наполняют чрево, и таким образом будучи обременены пищею, делаются ни к чему неспособными: ибо Давид предполагает здесь умеренность в насыщении, дабы быть всегда готову к песнопению и хвалению Бога.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
Яко от тука и масти да исполнится душа моя. Как жиром и салом насыщается тело: так душа питается песнопениями и славословиями Господа.
«Песнопение Твое почитаю умащением души, и думаю, что душа делается от него тучною и упитанною; потому что поучаться словесам Твоим значит постоянно утешаться и наслаждаться» (Бл. Феодорит).
Устнама радости – радостными устами – восхвалят Тя уста моя. «Когда воспоминаю имя Твое, тогда уста мои исполняются радости» (Св. Афанасий).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-6 Яко лучши милость твоя паче живот: устне мои похвалите тя. Тако благословлю тя в животе моем и о имени твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят тя уста моя.
«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя
Да излиется при этом (именно в молитве) в мою душу богатое благословение от Господа, и я буду радостно прославлять Его за это. Яко от тука и проч. При жертвах на алтарь возлагаем был преимущественно тук, т.е. жир, как самое лучшее; поэтому тук всегда служит образом самого лучшего, здесь самого лучшего, обильнейшего благословения Божия.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–8 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя: яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся
Тук значит «жир», и слово масть имеет то же значение, но здесь оно употреблено в значении «масла, елея». Выражение устнама радости с еврейского переводится словами: «радостным, или торжественным, гласом». Здесь псалмопевец говорит о насыщении души изобильной пищей, какой бывает пища, приправленная жиром и маслом; но о последних веществах он говорит, конечно, не в собственном, а в переносном смысле, так как душа не нуждается в вещественной пище, и под туком и мастию он разумеет духовные блага, или благодатные дары Святого Духа, коими насыщается и исполняется душа благочестивого человека. Таким образом, изречение 6-го стиха, по связи с предыдущим, где говорится о превосходстве милости Божией, имеет такой смысл: как тело насыщается жирной и маслянистой пищей, так душа моя, говорит псалмопевец, да насытится прославлением милости Твоей, Господи, и посему радостным голосом будут восхвалять Тебя уста мои. И не только днем, но и в ночное время я вспоминаю о Тебе (поминах Тя на постели моей), размышляю в утренние часы о Тебе (на утренних поучахся в Тя). Здесь словом на утренних псалмопевец означает утреннюю стражу, или раннее время, конец ночных страж «Стражами, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк стражи ночные (части ночного времени); потому что приставленные стеречь, разделяя ночное время, исполняют обязанность эту, сменяя одних другими, иные делят ночь на три, а другие на четыре части» [6, с. 286]. Лежа на постели, говорит псалмопевец, я отгонял от себя сладостный сон, каждую стражу помышляя о Тебе, и песнопениями воздавал за оказанные мне благодеяния. Потому что Ты единственный Помощник мой, Ты не раз спасал меня в этой пустыне от врагов и гонителей моих, Ты охранял меня необоримым Твоим Промыслом, подобно тому как птица охраняет своих птенцов под своими крыльями, так что под кровом Твоих крыльев (Пс. 16:8, 56:2), охраняемый Твоею помощью, я буду радоваться: в крове крылу Твоею возрадуюся.