Скрыть
Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Царь же возвеселится о Бозе. Описав конец нечествовавших против Христа и показав, что частью и достоянием их будет преисподняя земли, обращает слово к другому сонму людей. И это — сонм уверовавших во Христа, которые, сподобившись небесного царствия, справедливо именуются царями, по сказанному Апостолом: о дабы воцарилися есте (1Кор. 4,8)! И сей-то царственный народ веселится духовным весельем, какое даровал ему сам Бог. Я, говорит он, приявший от Тебя царство, утешаюсь Твоею помощью, а не смертью их. Похвалится всяк кленыйся Им. Так, и похвалою их, т.е. воцарившихся, будет Христос, почему, и произнося самую клятву, справедливо тем похвалятся, ибо клянутся, по написанному, истинным Богом (Исх. 22,11). Яко заградишася уста глаголющих неправедная. Кто же это, как не дерзнувшие сказать: возми от земли таковаго: не подобает бо ему жити (Деян. 22,22)? Их-то заградились уста, когда Господь попрал смерть и тридневно воскрес. Но заградились уста и самых сопротивных сил, когда грех отъят благодатью, по сказанному негде: и всякое беззаконие заградит уста своя (Пс. 106,42). Ибо Бог оправдаяй: кто осуждаяй (Рим. 8,34)?

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Царь же возвеселится о Бозе». А я не смертию их, говорит Пророк, от Тебя прияв царство, буду увеселяться, но Твоим промышлением, пользуясь которым избежал я всяких вражеских злоумышлений.

«Похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная». Наконец все свободно будут именовать его царем и клясться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию. Ибо при жизни Саула боялись и говорить с Давидом, а по смерти его все безбоязненно воздали ему подобающую царю честь, и стали клясться спасением царя, поставляя себе это в честь и в случай снискать благоволение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Царь же возвеселится о Бозе.

Царем Давид называет самого себя, как помазанного, по повелению Божию. Итак, он говорит, что будет веселиться не о смерти врагов своих (поелику, напротив, плакал и рыдал после, когда узнал о смерти Саула и сына его Ионафана, как это видно из 1й главы 2й Царств), но будет радоваться о Боге, который избавляет любящих Его. Или под царем можешь разуметь царствующего и господствующего над страстями; а под хвалящимся—того, кто обещается пред Богом вести жизнь добродетельную и сие обещание свое подтверждает, как говорит богоносный Максим, делами.

Слова Божественного Максима: Всякий достоин похвалы, кто, пообещав Богу божественную жизнь, клятвы доброго обещания исполняет посредством произведения дел правды.

Похвалится всяк кленыйся им.

У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим и говорить: здоровье царя! что я этого не делал, с произношением и других подобных слов. Но доколе Саул был в живых, кто дерзнул клясться жизнью и здоровьем Давида, тот делался виновным и подвергал жизнь свою опасности; а по смерти Саула, кто клялся жизнью и здоровьем царя Давида, тот весьма похвалялся, как обнаруживавши содружество с ним.

Яко заградишася уста глаголющих неправедная.

Уста, говорит, врагов, говоривших против меня неправду, потому что составляли на меня клеветы и обвинения и уста рассуждавшие об истреблении меня, заградились смертью, так что более не могут говорить против меня.

Так изъясняется сей псалом в отношении к видимым врагам; а в отношении к невидимым изъясняется так, что мысленные демоны сойдут в глубочайшие подземелья, или в тартар. Ибо верховный Петр говорит: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но в тартар, связав узами мрака и сохранив, предал их суду (2Петр. 2,4). Ибо тартар, как говорят, находится в подземелье. А под мечем, которому преданы демоны, можешь разуметь истязание от Бога.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная

Понеже Бог не токмо частно помогал Давиду, но и в лице его промышлял о благосостоянии всея церкви: сего ради прилично общую радость, соединяет с своею, так как от главы зависела целость всего тела. Здесь заметить должно благочестивое великодушие Давида; ибо, будучи отвсюду окружен многими смертьми, не сомневается нарицать себя царем. Хотя обещаннаго царства еще не получил, однако стяжание онаго объемлет верою. Впрочем когда говорит о веселии, которое полагает в Боге, тем признает себя благодарным пред Богом; еще же и милость Его превозносит, относя оную к сохранению всех благочестивых. Ибо сказали мы, что благосостояние избраннаго народа не могло иначе пребывать в целости, как разве при цветущем состоянии царства Давидова. Ибо Бог под образом онаго хотел нас научить, что все блаженство наше, и вся слава наша основана на Христе. Чрез кленущихся именем Его, то есть, именем Божиим, разумеет всех благочестивых людей. Ибо как клятва есть род богопочтения, где Бог поставляется свидетелем и судиею, то засвидетельствование благочестия часто под именем клятвы разумеется не потому, аки бы Бог за истинных почитателей Своих признавал токмо тех, которые обносят во устах священное имя Его. Ибо многие есть и такие, которые, беззаконно кленяся, наносят Ему претяжкую обиду, а другие и самыми легкомысленными и пустыми клятвами зело унижают величество Его, каковы суть лицемеры, во зло употребляющие имя Его. Но Давид не иных здесь чрез кленущихся означает, как токмо тех, которые с благоговейным почтением именем Божиим кленутся, и которых языкам соответствуют сердца: что и из противоположения явствует лучше. Ибо кленущимся именем Бога противополагает глаголющих неправедная, которыми словами не токмо вероломных и коварных людей замечает, но и таких, которые проклятыми лжами имя Божие оскверняют.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12   Ца́рь же возвесели́тся о Бо́зѣ: похва́лится вся́къ клены́йся И́мъ, я́ко загради́шася уста́ глаго́лющихъ непра́ведная.
Ст.12   Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.



Царь же возвеселится о Бозе. Т.е. я, Давид, «буду увеселяться промышлением Божиым, пользуясь которым, избежал я всяких вражеских злоумышлений» (Бл. Феодорит).
Похвалится всяк кленыйся им: яко заградишася уста глаголющих неправедная. «Наконец все свободно будут именовать его (Давида) царем и кляться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию» (Бл. Феодорит). Иудеи имели обычай кляться, между прочим, и жизнию своего царя. ( 1Цар.1:26,20:3; 2Цар.15:21).
Св. Афанасий под царем разумеет Спасителя Христа. «Похвалою их, т.е. воцарившихся (христиан), будет Христос; почему и произнося самую клятву, справедливо тем похвалятся; ибо клянутся, по написанному, истинным Богом». – Под глаголющими же неправду сей отец разумеет врагов Христовых, которых уста были заграждены воскресением Христовым, – «и самые сопротивные силы, которых уста были заграждены, когда грех отъят благодатию» (Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная

Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге

Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» - в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» - добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. 42:15-16 кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.

Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная

Похвалится – или будут хвалить их, или же они будут хвалиться в виде добрых последствий, сами будут хвалиться тем, что они оставались верными царю, и не приставали к бунтовщикам, которые теперь потерпят вред. Им, т.е. царем, а не Богом; Богом клялись и приверженцы Авессалома, но не Давидом, которым клялись только оставшиеся верными ему. О клятве царем ср. Быт. 42:15, 16.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная

Сказавши впереди о погибели врагов своих, Давид уже предвидит, что он, согласно Божественному назначению и помазанию, займет царский престол, и что настанет вместе с тем торжество милости и правды Божией, прославление которых составляет главную цель и задачу его жизни, и тогда он, уже ставши царем израильским, возвеселится о Бозе, возрадуется о милости Божией и силе Его (ст. 3), которые будет благословлять в животе своем, и не только он, но и всякий в царстве его, боящийся Бога и клянущийся именем Его, будет восхвален, похвалится всяк кленыйся Им, т.е. всякий израильтянин может безопасно клясться Его именем, спасающим избранного своего царя. При жизни царя Саула опасно было заявлять свое сочувствие гонимому им Давиду, по смерти же его всякий мог безопасно давать клятву и присягу за Давида, не боясь уже клеветников, уста которых, глаголющия неправедная, теперь стали заграждены (заградишася) смертью гонителей и врагов его.

Так и Небесный Царь наш, Господь Иисус Христос, гонимый и оклеветанный врагами, был распят и погребен, но потом воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Отца, в вечной славе Своей. Потому-то и всякий истинный христианин, который исповедует святое имя Его и клянется Им, похвалится в последний день Суда, потому что тогда ясно откроется истина и заградятся уста всех нечестивых, всех тех, которые ныне хулят Бога, злословят ближних, клевещут, укоряют и поносят.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible