Скрыть
чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Во Святем, разумеет Скинию, потому что Божественный храм не был еще построен. Тако во Святем явился Тебе. Что значить: тако? Не то ли, что явился, жаждая и желая единения с Тобою Святым? И кто же сей Святый, как не Единородный?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою

Что значит: «так»? С та­кой, говорит, преданностью, с такою любовью, чтобы видеть славу Твою, которую можно видеть везде на земле.

Беседы на псалмы. На псалом 140

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя». Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе. «Коль множицею Тебе плоть моя». Феодотион перевел: сколько раз, Акила: устремлена, Симмах: желает. Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: «ποσαπλων», «(коль множицею)» надобно видеть не два речения, отделяя «ποσ» от «ἁπλως», но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды. «В земли пусте и непроходне и безводне». «Тако во святем явихся Тебе». Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как-бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: «во святем» означает скинию: так как храм Божий не был еще построен. «Видети силу Твою и славу Твою». Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поелику естество Твое непостижимо; то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя.

Евфимий Зигабен (†1118)

Тако во святем (святилище) явихся Тебе.

С такою, говорит, любовью являлся я Тебе и в святой скинии Твоей, бывшей в Иерусалиме, когда служил Тебе, по повелению закона (ибо по словам Афанасия и Феодорита, здесь называет святилищем скинию), какое, то есть, стремление имею к Тебе и теперь. Итак, сими словами Давид показывает, что и там, когда молился в скинии, и здесь в пустыни, я сохраняю одинаковую расположенность и любовь к Тебе, Господи!

Видети силу Твою и славу Твою.

Так, говорит, поступаю и молюсь в пустыне сей, Господи, чтоб видеть силу Твою, имеющую низложить врагов моих, и видеть славу Твою, потому что все будут прославлять Тебя за Твое вспомошествование надеющимся на Тебя.

Слова Феодорита: Я предстою Тебе, воображая неизреченную силу. Ибо как Твое естество непостижимо; то посему беру повод к прославлению Тебя из твоих произведений. А уверовавши из язычников народ непрестанно может говорить: Так явился я Тебе во святилище, то есть, во храме, где Ты без заклания приносим бываешь в жертву, разделяешься нераздельно и иждиваешься, никогда не иждиваясь. Великого Афанасия: Я, говорит, не получил никакого вреда от пустыни, но, как бы стоя в самой скинии твоей священной, приношу Тебе песнопение.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою

Слово тако, немалую здесь имеет силу, аки бы сказал: хотя в пустыне сей ничего кроме печальнаго и унылаго не представляется, ибо дикость места поражает и душу и чувства: однако я и здесь удовольствие нахожу, упражняяся в умозрении величества и славы Твоея, так как бы был я во святилище Твоем. Ибо душа, чем более устраняется от плотских пристрастий и чем более презирает земныя вещи, тем удобнее возносится к богомыслию и созерцанию небесных. Давид, доколе имел свободу во святилище ходить, дотоле никогда не пренебрегал присутствовать при богослужении и законных обрядах, дабы видеть образ славы и величия Божия, приосенявшаго олтарь. Ныне, будучи удален от храма, утешает себя духовным зрительством Бога. Да и самым делом доказывает, колико успел он в благочестивых упражнениях оных, которыя повелел Господь в законе. Сие свидетельствуют псалмы и песни его. Грубые и суеверные люди, доколе видят пред очами своими священные обряды, дотоле с усердным жаром стремятся к небу; но как скоро священное зрелище кончится, тотчас и вера исчезает в них. Но Давид хотя ныне и удален от внешних обрядов, однако память оных сохраняет, дабы чрез то усерднее вознестися мыслию к Богу, Котораго образ видел сияющ во святилище.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   Та́ко во святѣ́мъ яви́хся Тебѣ́, ви́дѣти си́лу Твою́ и сла́ву Твою́.
Ст.3   чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:


Во святем
, т.е. в скинии. Тако, т.е. с этою святою жаждою (о которой было выше) я являлся и прежде Тебе в скинии, дабы созерцать Твою силу и Твою славу.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою.

Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже!

«Тебя от ранней зари ищу я» - к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона («видети силу Твою и славу» (слав.)) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою

Утренюю – от слова «утреневати», что значит «рано вставать, бодрствовать утром»; к Тебе утренюю – то же, что «ранним утром стремлюсь к Тебе». Кратко, но весьма выразительно в изречениях этих стихов, как и в последующих за ними, псалмопевец выражает любовь свою к Богу. «Поелику Давид, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не мог любви своей представить словом, то поэтому в разных вещах ищет примеров, чтобы по крайней мере так выразить для нас влечение свое и сделать нас участниками своего вожделения. Ибо желая показать чрезмерность расположенности и изобразить силу любви, говорит: возжадала душа моя, т.е. возжелала» [7, с. 478, прим. 1]. Как человек, находящийся в пустыне, постоянно мучается жаждою и стремится к чистой и сладкой воде, способной утолить его жажду, так и я, говорит псалмопевец, ищу Тебя, Господи, от ранней зари, в молитвах к Тебе провожу утреннее время и молитвою моею посвящаю Тебе начало дня. Жаждет Тебя, томится по Тебе не только душа моя, но и самое тело мое – все существо мое стремится к Тебе, подобно тому как человек, изнуренный сухим и палящим воздухом пустыни, ищет отрады, отдохновения в тенистом и прохладном месте. Вспоминая далее о том, как, живя среди народа своего, он любил посещать скинию и участвовать в богослужении (Пс. 83:2–5), как душа его предавалась там созерцанию Бога, стремилась проникнуть в существо Божественное, насколько это возможно было при посредстве совершаемых в скинии обрядов и богослужебных действий, он как бы так говорит: а и здесь в пустыне, устремляюсь к Тебе и мысленно предстою пред Тобой, как бы во святом храме Твоем, чтобы видеть силу Твоего всемогущества и славу Твоего величия: тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible