Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Погубиши вся глаголющыя лжу. Делающими беззаконие наименовал тех, которые погрешают в образе жизни; и они ненавистны Богу. А отпадших от истины и иномыслящих назвал глаголющими лжу; и их погубит Бог. Примечай различие речений: возненавидел еси и погубиши, — во-первых в том, что в речении «погубиши» выражается более худого, нежели в речении «возненавидел еси», и во-вторых в том, что один глагол поставлен в прошедшем, а другой в будущем времени. Под глаголющими лжу разумеет и тех, которые идолов и самих демонов именуют богами, и которые в идолах произносят лживые и неясные ответы и прорицания. Мужа кровей и льстива гнушается Господь. Ибо ненавидит и отвращается такового Бог.
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Ведь Писание гласит: мужа кровей и льстива гнушается Господь, причисляя лесть и убийство к единому преступлению.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Это говорится не для того, чтобы мы только слушали, но чтобы, часто слыша это, научались сообразоваться с нравами Жениха и делаться близкими к Нему. Если же этого не будет, то мы лишимся вышней помощи, чего хуже ничего быть не может.
«Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие», – хотя бы то был раб, говорит, хотя бы свободный, хотя бы царь, и кто бы ни был, потому что не по внешним достоинствам, а по добродетелям Бог обыкновенно избирает Себе друзей. Но так как многие из людей грубых считают ни во что быть в ненависти у Бога, то послушай, как он присовокупляет и страх наказания: «погубишь», говорит, «говорящих ложь», – обращая речь к более грубым грешникам. Наказание не ограничится одною ненавистью Бога, хотя и это – невыразимое наказание; но Он погубит всех, говорящих ложь. И первое ужасно, и быть в ненависти у Бога страшнее геенны; но это сказал он для способных понять, а для более грубых присовокупил и второе. Итак, не смущайся, человек, не беспокойся, когда видишь, что некоторые говорят ложь, похищают, предаются любостяжанию, и не претерпевают ничего худого: сказанное непременно сбудется, потому что таков Бог по естеству Своему, – Он отвращается от пороков, всегда ненавидит и не терпит их. Под «говорящими ложь» пророк здесь разумеет живущих порочно, совершающих дела неправды, преданных удовольствиям, невоздержанию, любостяжанию; все это он обыкновенно называет неправдою.
«Кровожадного и коварного гнушается Господь»: здесь говорит о человеке, склонном к убийству, хитром, лукавом, имеющем на языке одно, а в душе другое, показывающем снаружи вид скромности, а на самом деле свойства волчьи, чего хуже ничего быть не может. От врага явного не трудно остеречься; а тот, кто скрывает свое лукавство и между тем действует злобно, будучи не легко уловим, может совершить много худого. Вот почему и Христос повелел бодрствовать, когда явятся такие люди, потому что они «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:
«Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.
Евфимий Зигабен (†1118)
Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Погубиши вся глаголющие лжу
В приведенных сейчас словах идет речь главным образом о тех, которые чтят не Бога истинного, а богов иных,—и потом о еретиках, а за ними и о всех вообще людях, как из иудеев, так и из язычников, которые каким бы то ни было образом впадают в ложь; так как и они суть служители (не Бога истинного, а диавола, ибо сатана есть отец лжи. Выражением же погубиши пророк хотел изобразить тягчайшее наказание этих людей. Но быть может, что пророк употребил это выражение также и для того, чтобы тем легче устрашить людей удобопреклонных ко лжи, легкомысленных и беспечных, которые таким образом причиняют вред не только себе самим, но становятся причиною погибели и для многих других.
Мужа кровей и льсти (коварного) гнушается Господь
Заметьте, как пророк к убийству присоединяет также и лесть; ибо как тот, кто льстит, так и тот, кто подвергает опасности жизнь ближнего, в существе дела одинаково суть убийцы.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.
Слова, по-видимому, несвязныя и отрывистыя, каковыя часто употребляют святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своея Церкве, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания. Сие заключение выводит из самаго свойства Божия, умословствуя, что Богу ничто так не противно, как грех и нечестие: и напротив, ничто так не любезно, как непорочность и правота. И потому статься невозможно, чтобы нечестивые и злые люди когда-либо избежали праведнаго мщения Божия. А понеже нечестие и грехи творятся ово делом, ово словом, ово помышлением: сего ради Пророк особенно каждый грех исчисляет, и первее глаголет вообще о беззаконниках, то есть, злых человеках; потом о глаголющих лжу, то есть, о клеветниках; за сим о мужах кровей, то есть, о людях безчеловечных и кровожаждущих; наконец о людях льстивых, то есть лукавых и коварных.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Погубиши вся глаголющыя лжу, по св. Злат., «людей лживых, порочных, совершающих дела неправды»; по св. Афан., кроме сих, и тех, которые идолов и самих демонов имеют богами, и которые в идолах приносят лживые и неясные ответы и прорицания». Мужа кровей и льстива гнушается Господь. С Евр.: «кровожадного и коварного гнушается Господь».
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам – каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар. 24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
«Кровожадного и коварного гнушается Господь». Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом «коварным».
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.
Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.
Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Во 2-ой части (стихи: 5–7), в противоположность сему, оттеняется, насколько неприемлемы для Господа беззаконницы, коих ненавидит и гнушается Он, и предрекается погибель тех, кто ходит во лжи (ср. Апок.21:8;22:15). Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.
Стихи: 5, 6, 7 - О беззаконниках. Слова, по-видимому, несвязные и отрывочные, каковые часто употребляют Святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование их, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своей Церкви, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания... А так как нечестие и грехи творятся или словом, или делом, или помышлением, сего ради Пророк обособленно каждый грех и исчисляет: и первое говорит вообще о беззаконниках, то есть злых человеках; потом о говорящих лжу, то есть, о клеветниках; засим о мужах кровей, то есть, о людях бесчеловечных и кровожаждущих; наконец, о людях льстивых, то есть, лукавых и коварных.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.