Скрыть
ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Яко Бог не хотяй беззаконие, Ты еси. Надеюсь, что буду услышан Тобою, потому что не делал я ничего ненавистного Тебе. А ненавистны Тебе беззаконие, лукавство, несправедливость, ложь, зависть, коварство.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония». Другой пе­реводчик говорит: и узрю (σχοπήσω), яко Бог не хотяй беззакония ты еси. «Не любящий беззакония». Здесь пророк ука­зывает на идолов, потому что языческие боги радовались таким людям, и всякому беззаконию, и всем делам порочным. «Не любящий беззакония» не будет, говорит, любезен Тебе, не будет близок к Тебе.

Беседы на псалмы. На псалом 5

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:

«Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.

Евфимий Зигабен (†1118)

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси

Ибо беззаконие любят идолы. Под беззаконием здесь разумеется вообще всякий грех.

Не приселится к Тебе (не водворится у Тебя) лукавнуяй

Боги языческие не только сами исполнены страстей, как мы узнаем об этом из сочинений языческих писателей, но они особенно благоприятствуют (по сказанию их книг), как своим близким, даже тем людям, которые ревнуют по их порочным страстям, и открывают для них свои нечистые святилища. Не таков Ты, говорит, Господи; Твоей близости и Твоего покровительства (так именно должно понимать в настоящем случай выражение: не приселится, никогда уже не удостоится человек лукавый. Ибо, как сказано, близ Господь сокрушенных сердцем (Пс. 33:19); и потом: близ боящихся Его (Пс. 84:10). Под человеком «лукавым» (лукавнуяй) разумеется здесь грешник во всем.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Ст.5   ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
 

Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй» – (Злат.), или злой человек. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Не водворится злой» - не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам – каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар. 24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

5:5-7. Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй,
ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.
Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.


Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Во 2-ой части (стихи: 5–7), в противоположность сему, оттеняется, насколько неприемлемы для Господа беззаконницы, коих ненавидит и гнушается Он, и предрекается погибель тех, кто ходит во лжи (ср. Апок.21:8;22:15). Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.

 Стихи: 5, 6, 7 - О беззаконниках. Слова, по-видимому, несвязные и отрывочные, каковые часто употребляют Святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование их, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своей Церкви, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания... А так как нечестие и грехи творятся или словом, или делом, или помышлением, сего ради Пророк обособленно каждый грех и исчисляет: и первое говорит вообще о беззаконниках, то есть злых человеках; потом о говорящих лжу, то есть, о клеветниках; засим о мужах кровей, то есть, о людях бесчеловечных и кровожаждущих; наконец, о людях льстивых, то есть, лукавых и коварных.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible