Скрыть
Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое

Чего же просит наследствующая? Послу­шаем. «Услышь, Господи, слова мои». Жениха называет она Господом; это свойственно благоразумной невесте. В са­мом деле, если и у нас, имеющих одно естество, бывает так, т.е. жена называет мужа своим господином, то тем более (это прилично) между Церковью и Христом, который и по естеству своему есть Владыка. Вот почему она называет Его здесь Господом не только как жениха, но и как вла­дыку, и располагает Его к выслушиванию ее просьбы. Так как ей предстоит (получить) наследство, а это наследство действи­тельно получится только в таком случае, если она точно испол­нит заповеданное, то она просит и умоляет Его быть ей по­мощником, чтобы достигнуть обетованных благ и не лишиться наследства. Поэтому она и говорит: «услышь, Господи, слова мои», и говорит это с дерзновением, так как просит того, что и сам Он желает даровать ей; а кто стал бы просить того, что недостойно дарующего, тот не мог бы таким образом просить милости. Когда кто молится против врагов, или про­тив людей, причинивших ему какое-нибудь зло, то это – слова не человека, а диавола. В самом деле, если клятва от диа­вола, – «а что сверх этого», говорит Господь, «то от лукавого» (Мф. 5:37), – то, очевидно, что и молитва против врагов происходит от него же. Итак, когда ты будешь говорить: «услышь слова мои», то говори так, как свойственно говорить человеку кроткому и человеколюбивому и не имеющему ничего диавольского.

«Уразумей помышления мои». «Помышлением» пророк называет здесь не звук голоса, но расположение души. Так и Моисею, хотя он молчал, Господь сказал: «что ты вопиешь ко Мне?» (Исх.14:15) Не сказал: о чем молишься Мне, но: что взываешь ко мне, – потому что Моисей приступал к Нему с сильным расположением души. А дабы ты видел, что и здесь Он говорит не о вопле, но о расположении души и напряженном обращении к Богу, он не сказал: услышь вопль мой, но что? «Уразумей», т.е. познай. Так пророк, хотя употребляет человеческие слова, но в самих человеческих словах точно выражает, что он хочет ска­зать.

Беседы на псалмы. На псалом 5

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-4 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

«Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой». Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: «глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Слово: «звание» должно понимать, не как взывание, и слово: «уши» не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение – очами, слышание – ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: «внуши», значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь. «Яко к Тебе помолюся Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя». В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: «предстану Ти, и узриши мя», но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: «жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь» 3Цар.17:1).

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Ст. 2-3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к тебе помолюся, Господи

1) Видим, как Давид святой Господу мо­лился.

2) Учимся по его примеру и мы также мо­литься Господу Богу нашему.

3) Если молимся Богу: Слова мои услышь, Господи, и прочее, то и мы должны помнить и исполнять то, что Бог нам говорит: Внимайте, люди Мои, закону Моему; приклоните ухо ваше к словам уст Моих (Пс 77:1). Если хотим, что­бы Господь услышал нас, молящихся, то должны и мы слушать Его повеления и запо­веди Его исполнять. Без этого тщетной быва­ет наша молитва. Ибо грешников Бог не слуша­ет; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин 9:31).

Внимай, что далее поет тот же Псаломник: Ибо Ты Бог, Которому неугодно беззаконие, не водворится у Тебя лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими; Ты возненавидел всех совершающих беззаконие, погубишь всех го­ворящих ложь; мужа кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс 5:5).

4) Также, если говорим Ему: Господи, Царь мой и Бог мой! – то должны, как Господу, Ца­рю и Богу нашему, покоряться, повиноваться, и послушание искреннее оказывать, и слу­жить. Ибо какой раб господину, и поданный царю своему послушание не оказывает? Толь­ко злой и лукавый.

5) Отсюда видим, что человеку, который истинным сердцем к Богу не обратился и в покаянии не находится, но в грехах пребыва­ет, чтение псалмов и прочих молитв ничем не поможет.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 9

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 2-3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи

Глаголы (слова) моя внуши (услышь) Господи, разумей звание мое (уразумей вопль мой), вонми гласу моления моего

Пророк в различных только и подобозначущих выражениях повторяет здесь одно и тоже моление, как это обыкновенно бывает, когда просят о чем-нибудь от сердца. Или же глаголами он называет здесь молитву, как выраженную словами; выражение звание (вопль) присовокупляет для того, чтобы показать, что в то время как обращается он с этою молитвою к Богу, его дух находится в сильном напряжении; а слово глас прибавлено для обозначения того, что напряженная молитва пророка изливается в выражениях ясных и удобопонятных, тогда как званиe (вопль) вообще есть неясный и бессвязный крик человека. Затем, стоящие в связи с этими, другие слова взятого текста сохраняют свое самостоятельное значение. Так внуши не просто значит услышь, но пойми или заметь, о чем прошу я в моей молитве, и не сочти ее маловажною, будто она произносится только устами и звуком голоса (без ясного сознания нужды того, о чем молится). Это человекообразное представление божественных действий, составляющее одну из особенностей Св. Писания; это мы будем видеть также и дальше.

Царю мой и Боже мой

Ведь Ты, говорит, только один и есть у меня Царь, который печешься обо мне, Ты только один и Бог у меня, Творец всего; идолов же я отвергнул (или отвергнула; если предположить говорящею здесь Церковь. — См. ниже).

Яко к Тебе помолюся, Господи

Услышь, говорит, меня, Господи, потому что впредь я к Тебе только одному стану обращаться с молитвою, а не к другому богу, как это было доселе.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2-3   Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к тебе помолюся, Господи

Ст.2-3   Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. 
 

Глаголы моя внуши (Внуши ἐνώτισαι – выслушай, внемли.), Господи. Глаголы, т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание (Узриши в Римск. изд. LХХ. ἐπόψομαι; в некоторых изданиях; σκοπήσω узрю без слова: меня. Vulg. vіdebo. Т. е. когда предстану пред Тебя, тогда усмотрю, увижу, что Ты, Господи, не хотяй беззакония еси и пр. С Евр: «и буду ожидать».), т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к тебе помолюся, Господи

Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях

«Услышь слова» - выслушай, прими мою молитву: «уразумей помышления мои» - внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.

Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его молитва к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля («внемли гласу вопля моего»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-4 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Псалмопевец находится вдали от богослужебных мест; он в тесных обстоятельствах, и в своей тяжелой горести в раннее утро обращается ко Господу. И как он – псалмопевец – чуть свет, в раннее утро предстоит уже (в молитве) пред Господом и с страстным желанием и надеждою ожидает божественной помощи (Мих. 7:7), так и Господь, молится он, пусть рано, пусть скоро услышит его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

5:2-4. Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.

Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Первая часть (стихи: 2–4) представляет собой утреннюю молитву Давида, с просьбой услышать его, и с выражением обычной уверенности в том, что Бог, так внимая ему, милостиво и воззрит на него. Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.

Существуют три причины, препятствующие кому-либо быть услышанным от другого, а именно: a) когда тот, у кого просит кто, или не слышит голоса его; b) или не разумеет, о чем просит тот; или же; c) не внимает ему, будучи занят чем-либо иным. Бог же, хотя и все слышит, и все разумеет, и всегда внемлет, однако и Он иногда является так, как бы не слышит, или не разумеет и не внемлет. Не слышит Господь молящегося, когда сей так развлекается мыслию, что и сам слов своих не понимает, или с такою холодностью молится, что молитва его горе взойти не может. Не разумеет Господь просящего, когда сей не знает, чего просит, или просит неполезного. Не внемлет Бог, когда молящийся недостоин, да услышан будет: или потому, что без подобающего смирения, упования и иных потребных к тому добродетелей, молится он; или того ради, что грешен есть, но о покаянии не мыслит. Посему-то Святой Пророк, наученный Духом Святым, как молиться (Рим.8:15,26), во-первых, просит Бога, да услышит молитву его; во-вторых, да не отвергнет оную; в-третьих, да уразумеет и внемлет. «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Сие повторение слов не есть многословие, но означает сильное движение духа, и долговременное пребывание в молитве.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида мы ежедневно слышим в церковном богослужении: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа». Глагол – значит речь, слово; в молитве слова: глаголы моя означают – слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – познай мой вопль, пойми, в чем состоит мое призывание, моя нужда, о которой заявляю; вонми гласу моления моего, т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу. Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем чадам своим, всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. И мы все христиане молимся Богу; но какой плод нашей молитвы? Слышит ли Господь нашу молитву? И если слышит, то разумеет ли, понимает ли наши прошения? И если разумеет, то внемлет ли им? Бывает, что не только не внемлет и не разумеет, но даже и не слышит Господь нашей молитвы. Не слышит Господь Бог молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится, или молится с таким бессердечием и холодностью, что молитва его не может взойти горе. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова псаломской молитвы: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего». К этим словам пророк присовокупляет: Царю мой и Боже мой – и, таким образом, обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible