Скрыть
Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Заутра предстану Ти. Великая похвала усердию — с самого ложа представать Богу и предварять солнце благодарением. Ибо так, говорит, буду взирать на Божественные и святые тайны Твои, уготованные Тобою любящим Тебя.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: заутра предстану Ти, и узриши мя. Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: Ты же стань в этом месте передо Мною (ср.: Исх. 33, 21), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. Востану Ти,- говорит Пророк,- и узриши мя. Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: «Когда востану Ти и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность».

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

«Рано услышь голос мой». Ви­дишь ли усердие и душевное сокрушение? В начале дня, гово­рит, я совершаю это дело. Пусть выслушают это те, которые приступают к молитве после бесчисленного множества дел. Не так поступает она, но в начале дня начатки его отдает Богу. «Дабы известно было», говорит Премудрый, «что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света» (Прем. 16:28). У царя ты не допустил бы, чтобы кто-нибудь низший тебя прежде тебя поклонился ему; а здесь, когда солнце уже поклоняется Богу, ты еще спишь, уступаешь первенство твари, не предупреждаешь всех творений, созданных для тебя, и не воздаешь Ему благодарности, но, вставая и умывая лицо и руки, душу свою оставляешь нечистою. Или ты не знаешь, что как тело очищается водою, так душа молитвою? Итак, омой прежде тела душу свою. К ней пристало много пятен порока: смоем их молитвою. Если мы, таким образом, оградим уста свои, то положим доброе основание дневной деятельности. «Рано предстану пред Тобою» (έπόψομαι). Предстану тебе, говорит, не переменою места, но делами. Такой человек может быть близко к Богу; а быть близко, или далеко от Него – зависит от самого человека, – потому что Бог везде.

Беседы на псалмы. На псалом 5

Нил Синайский, прп. (†430)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Кто овладевшую умом его печаль рассеял Божественным размышлением, тому кстати будет сказать: «заутра услыши глас мой» (Пс. 5:4). Но под словом «заутра» разуметь нам должно Христово воскресение, когда наипаче услышан был человеческий род естественно вопиявший неизглаголанными воздыханиями.

Письма на разные темы. Монаху Иринею

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-4 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

«Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой». Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: «глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Слово: «звание» должно понимать, не как взывание, и слово: «уши» не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение – очами, слышание – ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: «внуши», значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь. «Яко к Тебе помолюся Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя». В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: «предстану Ти, и узриши мя», но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: «жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь» 3Цар.17:1).

Евфимий Зигабен (†1118)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

В то утро, говорю я, т.е. (Церковь), когда взойдет для человечества Солнце правды—Христос, услышь меня; ибо тогда я буду составлена из язычников и иyдеев и стану призывать Тебя на помощь. Мало того: по причине близости к Тебе, вследствие добродетельного жития моего, я предстану к Тебе, и Ты таким образом заметишь меня еще приближающуюся к Тебе. Ибо, как сказано, очи Господни на праведныя (Псал. 33,16). В некоторых списках псалмов встречается—не узриши, а узрю, иначе говоря: сделаюсь зримою или видимою. По отношению же к самому Давиду (если бы мы стали изяснять это место исторически) заутра конечно нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч.,—что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. Благословлю, говорит пророк, Господа на всякое время (Псал. 33,2).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя:

Понеже, глаголет, тщание о молитве первую мою составляет должность, сего ради заутра, то есть, прежде нежели приступлю к какому-либо иному делу, или нечто к кому-либо из моих провещаю, к Тебе с молитвою поспешу: и Ты, Господи, услыши глас мой, и милостивым оком воззри на мя, во святилище Твоем рано со благоговением предстояща Ти. Вместо узриши на Еврейском читается узрю, которым глаголом Пророк означает, что он при утреннем оном безмолвии, прежде нежели развлекутся мысли житейскими попечениями, углубится в умозрение, и возьмет за предмет умозрения самыя Божественныя свойства, из нихже главнейшия суть святость и правосудие Божие.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.4   Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя

Ст.4   Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать
 

Заутра услыши глас мой. Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил (Дан. 6:10). Здесь разумеется утренняя молитва. Заутра предстану Ти, и узриши мя. «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою днесь» (3Цар. 18:15). Многие молятся, но стоят вдали от Бога.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя

«Рано услышь», «рано предстану пред Тобою». Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает - окажи скорее помощь. «Предстану пред Тобою», т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

5:2-4. Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.

Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Первая часть (стихи: 2–4) представляет собой утреннюю молитву Давида, с просьбой услышать его, и с выражением обычной уверенности в том, что Бог, так внимая ему, милостиво и воззрит на него. Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.

Существуют три причины, препятствующие кому-либо быть услышанным от другого, а именно: a) когда тот, у кого просит кто, или не слышит голоса его; b) или не разумеет, о чем просит тот; или же; c) не внимает ему, будучи занят чем-либо иным. Бог же, хотя и все слышит, и все разумеет, и всегда внемлет, однако и Он иногда является так, как бы не слышит, или не разумеет и не внемлет. Не слышит Господь молящегося, когда сей так развлекается мыслию, что и сам слов своих не понимает, или с такою холодностью молится, что молитва его горе взойти не может. Не разумеет Господь просящего, когда сей не знает, чего просит, или просит неполезного. Не внемлет Бог, когда молящийся недостоин, да услышан будет: или потому, что без подобающего смирения, упования и иных потребных к тому добродетелей, молится он; или того ради, что грешен есть, но о покаянии не мыслит. Посему-то Святой Пророк, наученный Духом Святым, как молиться (Рим.8:15,26), во-первых, просит Бога, да услышит молитву его; во-вторых, да не отвергнет оную; в-третьих, да уразумеет и внемлет. «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Сие повторение слов не есть многословие, но означает сильное движение духа, и долговременное пребывание в молитве.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером (Дан. 6:10, 13). Поэтому и Давид, считавший молитву самой главной и первейшею обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра, т.е. прежде нежели приступлю к какому-либо делу и прежде чем возглаголю что-либо и к кому-либо, предстану пред Тобою, Господи, и тогда усмотрю, узрю (в еврейской Библии читается вместо узриши «узрю»), прежде нежели развлекутся мои мысли житейскими заботами, я в молитвенном углублении усмотрю Божественные свойства Твои, из которых главнейшие святость и правосудие.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible