Скрыть
Ще́дръ и ми́лостивъ Госпо́дь, долготерпѣли́въ и многоми́лостивъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив

Видишь ли, как и пророк останавливается на благодеяниях Божиих и об них более распро­страняет речь? Он ясно знал, что в этом особенно со­стоит богатство Божие. Невозможно было бы нам и спастись, если бы не велико было человеколюбие Его; невозможно было бы нам существовать, не пользуясь великою Его благостью. Поэтому и Сам Он сказал: «Изглажу беззакония твои», во грехах твоих защищаю тебя (Ис.44:22). «Щедр и милостив Господь». Посмотри, как пророк показывает неиз­реченное Его человеколюбие. Бог не только милует согрешаю­щих, но являет и другой немалый вид человеколюбия – долготерпение, чтобы грешники пришли в раскаяние и при чело­веколюбии Божием достигали спасения и собственным ста­ранием, получая, таким образом, дерзновение пред Ним своими подвигами. Он не только «милостив», но и «многомило­стив», говорит пророк, выражая, что великое милосердие Его не может быть измерено, но превосходит всякое слово.

Беседы на псалмы. На псалом 144

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». В том же опять положении остается Пророк и здесь. Представив в уме, как создал Бог естество человеческое, какой чести и какого промышления удостоил оное, и законоположил, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человеку, и каждый день терпит прегрешающих, «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.5:45), – называет Его не только «щедрым», но и «милостивым», и «долготерпеливым», и «многомилостивым». Ибо, водясь безмерною благостию, «удалил есть от нас беззакония наша, елико отстоят востоцы от запад» (Пс.102:12); и «тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть» за него (Ин.3:16).

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-9 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим (ко всем), и щедроты Его на всех делех Его.

Те же самые слова сказал Давид и в 72м псалме и усиливает здесь слово о благости Божией, зная, что из благости особенно открывается богатство милосердия Божия, потому что если бы Господь не имел столь великого человеколюбия, то, по словам Златоуста, не возможно было бы спастись никому. Господь, говорит, благ ко всем, не только к праведным, но и к грешным, и не только к словесным людям, но и к ангелам и архангелам и даже к бессловесным животным, и вообще Бог щедр и милостив ко всякому творению своему и самому незначительному, так как и геенною огненною и всеми прочими вечными муками Бог, по своему человеколюбию, угрожает людям, дабы, по словам того же Златоуста, чрез сей страх удалялись от греха и чрез покаяние и подвиги в добродетелях достигали царства небесного. И в настоящей жизни Бог наказывает грешников по своему человеколюбию, чтобы временным сим наказанием исправить их, если они того пожелают, и сделать лучшими, а если не исправятся, по крайней мере облегчить для них тамошнюю вечную казнь, или чрез сие наказание их удержать от зла и вразумить других: ибо лукавый, видя, говорит, что злой терпит наказание, сильно сим наказывается (Прит. 23, 3).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible