Скрыть
и́бо и а́зъ имѣ́ю надѣ́янiе та́кожде во пло́ти. А́ще кто́ и́нъ мни́тъ надѣ́ятися во пло́ти, а́зъ па́че,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я

Если же можно бы было надеяться на это, разумею обозрение и происхождение, то я с гораздо большею смелостью, чем они, мог бы хвалиться этим.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я

Потом, показывая, что обрезание совершается не в теле, а в сердце, говорит: «не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть» (Фил. 3:4). Что он выражает здесь словами: «надеятся», и – «на плоть»? Похвалу себе, дерзновение, важность. И хорошо присовокупил это. Если бы он, будучи из язычников, охуждал обрезание, и не обрезание только, но и тех, которые уже не во время принимают его, то показалось бы, что он нападает на него потому, что лишен благородного происхождения иудейского, не знал великих его преимуществ, и не имел в них участия; но когда он имеет участие и охуждает, то охуждает не потому, что не имеет участия, но потому, что не признает, – не по неведению, но вследствие совершенного знания. Смотри, что он говорит и в послании Галатам, будучи поставлен в необходимость высказать свои достоинства, (смотри) как вместе с тем показывает и смиренномудрие: «Вы слышали», – говорит, – «о моем прежнем образе жизни в Иудействе» (Гал. 1:13); и еще здесь: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я» (Фил. 3:4), и тотчас присовокупляет: «Еврей от Евреев». Не сказал этого прежде, но лишь после слов: «Если кто другой», показывая этим необходимость, показывая, что он для них сказал. Если и вы надеетесь, говорит он, то «то более я». Говорю это теперь; иначе бы умолчал. Заметь легкость обличений: тем, что обличает безлично, дает им возможность уклониться от обличения. «Если кто другой думает надеяться». Хорошо сказал: «думает», – или потому, что они не имели такого надеяния, или потому, что надеяние их не было истинное надеяние, так как все было делом необходимости, но свободной воли.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Хотя я могу надеяться и на плоть

Если бы я, говорит, происходил от язычников, то мог бы кто-нибудь сказать, что я потому осуждаю обрезание, что будто не имею благородного происхождения иудейского. Теперь же я сам, говорит, имею то же самое, чем вы хвалитесь, - надежду и похвалу плотским обрезанием. Итак, очевидно, я осуждаю обрезание не потому, будто я лишен, как вы говорите, вашего благородства, но ради самой истины.

Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я

Обрати внимание на его мудрость: никого не назвал по имени, чтобы такой речью не возбудить ненависти; выражением же если кто другой думает показывает, что другие вынудили его к подобным словам. Прекрасно сказал: думает - или потому, что иудеи не могли столько надеяться на обрезание, сколько он; или же потому, что надежда на обрезание - не истинная, а только кажется такой.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ибо и аз имею надеяние такожде во плоти; аще кто ин мнит надеятися во плоти, аз паче

И я бы мог, говорит, похвалиться плотскими преимуществами иудейскими, не меньше всякого другого, и на них почить своими надеждами, как я это и делал: но теперь уже не делаю, узнавши ничтожество этих опор. «Кстати присовокупил это Апостол. Ибо если бы он, будучи из язычников, охуждал обрезание, и не обрезание только, но и тех, кои уже не вовремя принимают оное: то показалось бы, что он нападает на оное потому, что лишен благородного происхождения иудейского, не знал великих его преимуществ и не имел в нем участия; но когда он, имея участие, охуждает, то, значит, охуждает потому, что познал (ничтожность всего того), не по неведению это делает, но вследствие совершенного знания» (святой Златоуст).

Аще ин кто мнит надеятися во плоти, аз паче. Этим оборотом речи он придает очень большое значение тому, что после бросил все это. Я, говорит, не из ряда обыкновенных иудеев. Есть у иудеев общие преимущества, на которых они основывают свои надежды; но у святого Павла было их больше. Что же такое? Из исчисленных им ниже преимуществ только одна его особенность видна, — это гонение Церкви Божией. Оно поставляло его в ряд деятелей в защиту закона. Почему он справедливо мог сказать: если всякий иудей мнит надеятися во плоти, аз паче. Ибо таковые справедливо имеют особую цену и пред Церковию, и пред Богом. Имел бы и он за свои подвиги, если бы то, за что он ратовал, было истинно.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время (в восьмой день по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое «пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву - храм, все чины его и все обетования» (еп. Феофан), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками. Это все, так сказать, стояло вне зависимости от Павла. Что касается его личных услуг иудейству, то они были также велики. Во-первых, он держался учения фарисейского, которое у иудеев считалось наиболее правильным (Деян. 26:5); во-вторых, он преследовал Церковь Христову, что свидетельствовало о его ревности к иудейской религии (ср. Гал. 1:14), и в-третьих, был непорочен или безупречен в отношении к предписаниям, касающимся праведности, т. е. исполнял все обряды закона.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6. по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

7. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
 

Как на живой пример правильного отношения Христианина к Еврейским вероисповедным преимуществам, Апостол указывает на себя самого, который, будучи Евреем, стал Христианином, не придавал никакого значения мнимым племенным Еврейским преимуществам в деле веры, не смотря на то, что он из Евреев был самым ревностным (и даже гонителем Христианства).

Природное еврейство Ап. Павла и ревностное прежде служение ему было для него частным оружием против еретиков Иудействующих, в чем нельзя не видеть особенного Божественного промышления во благо Церкви Божией. Что Павел был «чистого Еврейского происхождения», это он доказывает указанием на обрезание свое в восьмой день, чем ясно показывается, что он был не из прозелитов или пришельцев. Указанием же на происхождение из Вениаминова колена Павел дает знать, что в его роде все заветы и обряды сохранилась непорочно. Отметив все это, св. Иоанн Златоуст от лица Павла говорит далее так: «Если я превосходил всех благородством происхождения и ревностию и праведною жизнию: то для чего я оставил сии высокие преимущества, как не для того, чтобы приобресть Христовы, большие и гораздо большие?» "Закон возвел нас на высоту, посему был приобретением (на пользу); но теперь мы почитаем его тщетою (в убыток). Почему? Не потому, что он – тщета (убыток сам по себе), но потому, что благодать гораздо больше его. Тщета – не закон, а отступление от Христа по привязанности к закону; посему, когда он отводит от Христа, тогда бывает тщетою (во вред и убыток), а когда приводит к Нему, то не тщета»

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3.4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

3.5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

3.6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

3:4–6. И я бы мог, говорит, похвалиться плотскими преимуществами иудейскими не меньше всякого другого, и на них основать свои надежды на спасение, как я это и делал, но теперь уже не делаю, узнав ничтожество этих опор. Если всякий иудей думает надеяться на свои плотские преимущества, то я более их. Апостол не прозелит, а природный еврей из колена Вениаминова, которое вместе с коленом Иудиным сохраняло надежду Израиля – храм, все чины его и все обетования. При рождении, в восьмой день был обрезан по закону Моисея. Но имел и другое важное преимущество перед другими евреями, был по учению фарисей – особенный ревнитель закона, и по этой ревности гнал Церковь Божью. И сам, стоя на почве законной, строго соблюдал все постановления Моисеева закона. Так что в отношении к этой законной правде, укорить его нельзя ни в чем – он был непорочный. Но все эти свои преимущества Апостол оставил ради Христа. Почему?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible