Скрыть
глаго́ли сыно́мъ Изра́илевымъ и рече́ши и́мъ: и да сотворя́тъ себѣ́ ря́сны на воскри́лiихъ ри́зъ сво­и́хъ въ ро́ды своя́: и воз­ложи́те на ря́сны воскри́лiй пряде́нiе си́нее,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да сотворят себе рясны на воскрилиях риз своих в роды своя

Повелевается сделать рясны на воскрилиях риз в пособие памяти, чтобы не забывать им закона Божия.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти

Синяя пряжа уподобляется цвету неба. Посему напоминала им Законоположника, Который все наполняет, обитает же, повидимому, на небе. Ибо сказано: «небо небесе Господеви» (Пс.113:24); и: «Живый на небесех посмеется им» (Пс.2:4). Сему учит и закон; ибо говорит: «узрите рясны, и воспомянете вся заповеди Господни, творити я, и не возвратитеся в след мыслей своих и… очес…, ими же вы соблудисте в след их» (Чис.15:39).

Толкование на книгу Чисел

Максим Исповедник, прп. (†662)

Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы

Чего ради после сказанного о побиении камнями, согласно приказанию Божию, собиравшего дрова в субботу, велит Господь, чтобы делали кисти на краях одежд [своих] и вставляли нити из фиолетовой шерсти?

Тот, кто, субботствуя деланием и ведением, потом, разленившись, начнет себе, словно дрова, собирать горючую материю страстей, или [если] познающий обращается вокруг явления видимых вещей, то справедливо словами Божиими, словно камнями, подобные страсти умерщвляются.

Но поскольку Бог, видит нерадение и удобососкальзывание людей [в страсти и материю], то для того, чтобы они, овладеваемые забвением, не отбросили заповедь, велит на края одежд привязать фиолетовые кисти, дабы смотрящие [на них] вспоминали Божественное повеление [о субботе].

Эти [кисти] являют видимую цель Закона, духовная же и очищающая глубину [души цель] такова: поскольку края одежды [состоят] из материи, это означает, что необходимо к гиматию деятельной и нравственной философии прилаживать веру — ведь это и есть основа — и попросту сплетать веру и делание, из них же ткать подобно фиолетовым [кистям] ведение или же премудрость; премудрость ведь, согласно занимающимся этимологией, называется «Софией», на нее и указывает фиолетовый цвет через почернение [синего].

Вопросы и затруднения

Георгий Константинович Властов (†1899)

15:37 И сказал Господь Моисею, говоря:
15:38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
15:39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
15:40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.
15:41 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш.


(Ст. 37–41). Израильтянам ставится в обязанность возлагать на себя видимый знак послушания Богу и решимости исполнять закон. Не без основания, постановление о кистях с голубою нитью издается немедленно после случая избиения камнями осквернившего субботу. Мы можем полагать, на основании этого случая и возмущения Корея, что в среде израильтян возникло довольно значительное общество людей, начавших возбуждать непослушание закону и явное противодействие Моисею. Видимый знак (Цициф), который требовался от израильтян, в доказательство, что они признают закон и готовы ему повиноваться, мог заставить многих возвратиться на путь истины. Тогда явно вспыхивает возмущение Корея, в котором, как увидим, участвовали не одни Левиты. Кисти должны были пришиваться к тому четвероугольному плащу (род пледа, как говорят комментаторы, на основании предания), который составлял в древности верхнюю одежду Израильтян. Ныне евреи носят талеф лишь в синагогах; он есть четвероугольный платок с кистями по углам, которым они накрывают голову.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible