Скрыть
Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве

По истине, от еретиков произойдет умысл, враждебный Господу. Не представляется ли злом против Бога и вероломством – говорить подобно Валентину, что Творец родился последним, как недоношенный плод заблуждающейся мудрости? Не составляет ли умысл против Бога бесстыдство Василида и чудовищное имя Αβραξας которое предпочитается Господу-Творцу? Далее, так как мы, быв научены евреями, хотим следовать также их преданию и представить нашим, то есть христианам, историческое объяснение; то следует так сказать: «не восстанет двоякое бедствие», то есть не будут взяты в плен ассириянами два колена, подобно тому, как были взяты десять. Ибо, находясь еще в земле иудейской и, среди радости и ликования, сплетаясь между собою подобно терниям, ассирияне будут истреблены ангелом, что́ исполнилось, когда в одну ночь были убиты восемьдесят пять тысяч врагов (4Цар. 19). Вполне справедливо также многочисленное войско их сравнивается с пиршеством пьяных и самое пиршество уподобляется не розам, не лилиям, не цветам, но сплетающимся между собою терниям, которые всегда предаются огню и, подобно вполне сухой соломе, сгорают в слабом пламени. Следующие же затем слова: «из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве», как они утверждают, относятся к Рабсаку, потому что, вышедши из среды ассириян, он хулил Господа и хотел склонить народ в тому, чтобы он, не ожидая помощи от Господа, предался ассириянам и чтобы служил не Богу, а идолам (4Цар. 18; Ис. 36).

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 Ибо, сплетающиеся между собою, как терния, и вместе упивающиеся на пиршествах, они будут истреблены подобно соломе, вполне сухой. Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве

Изъяснив многими примерами, что Богу всяческих присуща сила совершать все без всякого затруднения и совсем нет ничего такого, чего бы Он не мог совершить, обращает речь свою уже к самой Ниневии и говорит, что хотя она и достигла такого блеска, что представляется подобной изобилующим деревьями горам, говорю, Ливану и Кармилу, и славилась многочисленностью жителей, хотя ни в чем не уступала Васанской стране: но придет время, когда и она будет опустошена совсем. Ибо, думаю, это и означает выражение: «до основания оляденеет», потому что речь сохранила переносный характер как бы о горах, и земле, и деревьях, и лесе. Говорит, что она «снедена будет», когда на ней некоторым образом будут пастись Персы и Мидяне, ибо они овладели Ниневией под предводительством Кира. Плющу же уподобляет народ Ассирийский; ибо он жил в Ниневии. Какой же смысл этого сравнения? Плющ есть растение из породы вьющихся; оно всегда тянется к верху и пускает тонкие отростки и обвивается около близстоящих растений, так что часто задушает и весьма большие деревья. Так поступали и Ассирияне; они всегда нападали на страны и города и как бы задушали и задавливали их военными нападениями и невыносимыми притеснениями. Сказал же, что она сожжена будет, «яко трость сухоты полна», а свойство соломы – способность весьма быстро воспламеняться от огня. Наконец, Пророк взывает к Ниневии, как бы сожженной, испытавшей на себе действия гнева божественного и опустошенной, и объясняет причину таких слов, говоря: «из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная». Ты, говорит, будешь предана на опустошение, будешь как земля невозделанная (лядина), и сожжена будешь огнем, потому что ты помышляла против Бога страшное, надменное и враждебное. Наказывая согрешающего Израиля, Бог всяческих сделал его легко одолеваемым и преклонил его к ногам твоим. Но ты сама не так смотрела на это; напротив, ты воображала, что овладела Иудеей наперекор Его воле. Ибо мы увидим, что такова именно и была напыщенность Рапсака, когда он поносил славу Бога, говоря находящимся на стене: «да не прельщает вас Езекия» словами, которые не могут избавить вас, и да не говорит вам Езекия, что Бог избавит Иерусалим от руки моей (Ис.36:18, ср.4Цар.18:32). На эти безумные и поистине нечестивые дерзкие слова Бог отвечал опять устами Исаии, говоря: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис.10:15)? Ибо как секира, хотя бы она была очень остра и сделана из самой лучшей меди, ничего не может сделать при рубке деревьев, если никто своими силами не направит ее против которого-либо из них; и как пила сама по себе останется совершенно бездейственной, если нет никого, двигающего ее туда и сюда: так и сила Ниневийского царства или войска не покорила бы Самарию, если бы гнев божественный не направил ее против городов и селений, подобно орудию, которое приводится в движение кем-либо другим и бывает полезно при совершении какой-либо работы, но само по себе не может сделать ее. Итак, Ниневия наказывается за то, что она лукавое помышляет на Бога, или противоположное истинному положению дела в действительности; ибо Бог всяческих предал ей согрешившего Израиля, сама же она отнюдь не победила бы его, если бы Бог защитил и восхотел спасти Сына.

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Излагает речь в вид вопроса:
ст.9 Что умышля́ете вы про́тив Го́спода? ...

    Какова сила Его, по вашему мнению?

ст.9 ... Он соверши́т истребле́ние, и бе́дствие уже́ не повтори́тся
ст.9 (церк-сл.) ... Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби

     То есть решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар.

ст 10 и́бо спле́тшиеся ме́жду собо́ю как терно́вник и упи́вшиеся как пья́ницы, они́ по́жраны бу́дут соверше́нно, как суха́я соло́ма.

    Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели.
    И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил:

ст 11 из тебя́ произошёл умы́сливший зло́е про́тив Го́спода, соста́вивший сове́т нечести́вый

      Потерпишь же это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и Четвертая Книга Царств (4Цар.19), и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: «рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь Ассирийск» (Ис.36:4): «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси» (Ис.37:10), «яко избавит Бог Иерусалима от руки моея» (Ис.36:20) и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: «посещу на ум великий, на царя Ассирийска» (Ис.10:12). Так обнаруживает горделивость его помыслов.

Толкование на Пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый

Здесь, как и в ст. 9, пророк имеет в виду тот исторический факт, что некогда из Ассирии и Ниневии царь Сеннахерим со страшными полчищами пошел войною против чтителей Иеговы - иудеев, с целью полного порабощения и даже истребления их, а вместе со злым и богопротивным умыслом уничтожения на земле теократического царства Божия (ср. 4Цар XVIII:27:-32; XIX:25-23; Ис ХXVI:12-17). Эта, столь характерная для Ассирии и царей ее постоянная вражда против народа Божия, против Царства Божия, против спасительных планов Иеговы, являла в ассириянах как бы служителей сатаны, противника Бога, и эта идея выражается у пророка здесь в ст. 11 и ниже ст. 15 (евр. II:1) употреблением названия белийял нечестие, нечестивый и под. Как в абстрактном, так и в конкретном своем значении слово это в Ветхом Завете всегда означает образ действий, поступки, противные богодарованному закону Божию и богоучрежденному порядку жизни, а вместе и людей такого богопротивного настроения (Втор XIII:14; Суд XIX:22; 1Цар II:12; 3Цар XXI:10 и др. ). Впоследствии ко временам Нового Завета это слово, в греческой его форме Belial или Beliar (2Кор VI:15) сделалось поэтому одним из собственных имен сатаны (см. в книге проф. свящ. А Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г., с. 619-622). Если пророк употребляет столь сильное выражение в отношении Ассирии, то разумеет, вероятно, не одного лишь Сеннахерима и, вообще, не одну определенную личность, один определенный момент враждебного отношения ассириян к Иудее, а обнимает всю сумму зла, порочности и злобы против Царства Божия, обнаруженных ассириянами за все время существования Ассирии в качестве мировой державы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible