Скрыть
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней

Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам ити в стадо свиное. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию.

Житие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней

Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, чтобы убежден был ими, но по многим премудрым целям.

Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 27-33 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми

Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую (Gerasenorum), Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов [Из пещер, где погребали], весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали

Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, - которые удивлялись, - то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя.

что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его

Это исповедание [Иисуса Сыном Божиим] не есть исповедание добровольное со стороны демонов, за которым следует награда исповедующему, но есть вынужденное необходимостью признание, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время снова видят господина своего, не просить ни о чем, кроме избавления от ударов. Так и демоны, внезапно увидя Господа, ходящего по земле, думали, что Он пришел для суда над ними. Присутствие Спасителя есть мучение для демонов. И некоторые выражают достойное смеха мнение, будто демоны знают Сына Божия, а дьявол не знает, и это будто бы потому, что они обнаруживают меньшую злобу, чем тот, спутниками которого они являются. Но так как всякое знание учеников должно быть отнесено к их учителю, то и относительно дьявола, и относительно демонов необходимо понимать так, что они в Спасителе скорее подозревали только Сына Божия, чем с уверенностью знали, ибо никто не знает Отца кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27).

если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя, в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми

Спаситель сказал демонам: «Идите» не потому, что уступил их прошению, но для того, чтобы умерщвлением свиней дать возможность (occasionem) спастись людям, ибо пастухи тотчас возвестили [о чуде] городу. Пусть Манихей покроется краскою стыда [при мысли о том]: каким образом ради спасения одного человека потопляются две тысячи свиней, если души людей и животных происходят из одного и того же источника (ех eodem auctore).

Толкование на Евангелие от Матфея

Петр Хрисолог, свт. (†450)

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней

Недостойные рабы просят достойного [их]: Пошли нас в свиней. Нечисть умоляет, чтобы ее послали из гробов в свиней, поскольку она не может лишиться зловония, но может лишь изменить [его]. Пошли нас в свиней. Павшие с неба просят грязи, после небесных обителей они умоляют о грязной свиной луже. Пошли нас в стадо. Стадо посылается в стадо, что свидетельствует о количестве демонов, чтобы стало явно, что эти два человека носили [в себе] то, что не смогло выдержать стадо свиней.

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-32 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде

Демоны стремятся, погубив свиней, опечалить владельцев их, чтоб они не приняли Христа. Христос же уступает демонам, показывая, какую злобу они имеют против людей, и если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями. Он охраняет бесноватых, чтоб они сами не умертвили себя.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 30-31 Бяше же далече от нею стадо свиний много пасомо. Беси же моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное

Не будучи в состоянии вредить самим людям, обращаются к тому, что им принадлежит, чтобы показать, какую ненависть они питают к нам. И не только это, но и другое, гораздо худшее, замышляют. Они хотят уничтожить свиней, чтобы владельцы стада, опечаленные такой потерей, не приняли Иисуса и, таким образом, потерпели еще больший вред, не приняв евангельского благовестия. И изгоняемые, они не перестают вредить. Но что же Христос?

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней

(Мк. 5:11; Лк. 8:32). Выражение “от них” неопределенно, т.е. неизвестно, от Христа ли и Его учеников, или от бесноватых, или от всех них. Но так как речь в 29-31 стихах преимущественно о бесноватых, то правильнее понимать “от них” в смысле от бесноватых. “Вдали” (μακράν) следует понимать в относительном смысле, не в слишком большой дали, так что стадо было видно. При таком предположении не будет противоречия между Матфеем и Марком-Лукою, которые говорят, что свиньи паслись “там”, т.е. где находились бесноватые. Если последние были иудеи, то владельцы свиней, жители Гадаринской страны, вероятнее всего были язычники. Держать свиней было запрещено иудейским законом. И среди других народов свинья также считалась животным нечистым и скверным, напр., у египтян. Но у последних были свиные стада и пастухи. Геродот сообщает об египтянах, что они “считают свинью нечистым животным, и это до такой степени, что, во-первых, если кто-нибудь, проходя, случайно прикоснется к свинье, даже своей одеждой, то сейчас же идет к реке и купается в ней; и, во-вторых, пастухи свиней, хотя и природные египтяне, суть единственные жители Египта, которые не могут входить в храм. И никто не выдает за них в замужество своих дочерей, и не берет себе их дочерей в жены, так что у пастухов свиней браки совершаются исключительно в их собственном сословии” (История 11:47). У иудеев свиноводством занимались только “низшие классы”, и особенно те, которые были в более или менее близком общении с язычниками. Путешественники сообщают, что свиней много в указанной местности и в настоящее время, они пасутся там на воле и едят то, что придется, находясь в “диком состоянии”. Свиньи были предметом и иудейской торговли.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней

Если запрещаешь мучить людей, то позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов невыразимое страдание уже в том, что не могут без попущения Божия никому вредить.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

«Стадо свиней»: иудеям запрещено было держать свиней, как животных нечистых. Посему нужно полагать, что это стадо принадлежало не иудеям, а язычникам, жившим в одном городе с иудеями, каковых было не мало, особенно в Галилее и по ту сторону Иордана, т.е. в Перее, где находился и город Гергесса, или Гераза; или, можно полагать, что эти животные были предметом торговли иудеев с язычниками, и потому иудеи, хотя вопреки запрещению, держали их, но сами не употребляли в пищу. В «стадо свиней»: в тела пасущихся свиней. Нечистые духи предчувствуют свое изгнание из обладаемых ими и просят позволения войти в животных в намерении «погублением свиней огорчить хозяев их, чтобы они не приняли Христа» (Феофил.). Просьба предполагает, что в одержимых было много духов нечистых, а не два только, по одному в каждом. Ев. Лука говорит, что их в одном был легион (Лк.8:30).

«Бросилось с крутизны в море»: из этих слов видно, что Господь был не в самом городе Гергессе, или Геразе, а только в стране или округе Геразинском; был же Он, как видно, около самых берегов Геннисаретского моря или озера.

«Погибло в воде»: нечистые духи, одержавшие бесноватых, производили в них, как особенную нравственную черту, свирепость (Лк.8:28); то же производили они и в нечистых животных, вследствие чего все стадо погибло.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 31-32 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде

Повели нам ити (пошли нас) в стадо свиное. Просятся бесы в стадо свиное для того, толкует блаженный Феофилакт, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их и чрез то возбудить против Христа. Так сначала и случилось (ст. 34), но затем впоследствии уступка Иисуса Христа гергесинцам, как повествует Евангелист Лука, послужила к лучшему. Иисус Христос повелел исцеленному рассказывать о своем исцелении; и затем, когда Он снова пришел в землю Гергесинскую, то жители сей земли приняли Его с радостью, и многие из них уверовали в Него (37 и 40 ст.). Между тем лишением гергесинцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному нерадят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев, которые не верили в бытие злых духов (о саддук. чит. в объясн. 3 гл. 7 ст.), что они заблуждаются: бесы заставили свиней броситься в море.

Толкование на Евангелие от Матфея.

---- Почему бесы просили Иисуса Христа послать их в стадо свиней? Для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев, а они потому не приняли бы Христа.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible