Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 8:25
И прише́дше ученицы́ Его́ возбуди́ша Его́, глаго́люще: Го́споди, спаси́ ны, погиба́емъ.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Петр Хрисолог, свт. (†450)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Троицкие листки (XIX в.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем
Итак, когда поднялась буря и море сильно волновалось, ученики будят Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем. Спаситель, прежде чем усмирить море, обратился к ним с обличением.
Буря, как сказал я, попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их. Потому и Павел говорил: мы не хотим оставить вас, братья, в неведении, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2Кор. 1:8).
И далее опять говорит: Который избавил нас от столь близкой смерти (2Кор. 1:10). Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устраивает во благое. Так и самое смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо важнейшим, и происшествие навсегда сохранилось в их памяти. Когда Бог имеет намерение совершить что-нибудь чудесное, то сначала предустраивает многое для утверждения его в памяти людей, чтобы они не забывали совершенного Им чуда.
…Поэтому Он и спит, давая им время испытать страх и заставляя их сильнее почувствовать происходящее… Он попускает бурю, чтобы через спасение они сильнее почувствовали Его благодеяние.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 23-26 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
И когда Он восходил на корабль, последовали за ним ученики, и вот на море поднялось сильное волнение, так что корабль покрывался волнами
Пятое знамение сотворил Он, когда, войдя на корабль, на пути из Капернаума, Он повелевал ветрам и морю. Шестое, - когда в стране Гергесинской (Герасинов-Gerasenorum) дал власть демонам над свиньями. Седьмое, - когда, входя в город Свой, исцелил второго расслабленного на постели; а первым расслабленным был сын сотника.
а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные
Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы (Ион. 1), когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего.
Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца - как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему.
Петр Хрисолог, свт. (†450)
Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем
Поэтому, когда ученики поняли, что это им не хватило морских навыков, что против них свирепствовало море, их требовали волны и против них сошлись вихри ветров, они в страхе прибежали к Кормчему [всех] вещей, Содержителю вселенной и Повелителю стихий, прося, чтобы Он усмирил волны, устранил опасность и спас [их], утративших надежду.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные
Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: почему Тело и Кровь имеют вид и вкус хлеба и вина?
Православный ответ: Потому что и Господь, будучи Богом, не терял вида человека: Флп.2:7, испытывал голод: Лк.4:2; сон: Мф.8:24-25 и подобное.
Если же иногда, например, в Преображение (Мф.17:2) и в Гефсимании (Ин.18:6) проявлялся вид Божества Его, то и со Святыми Тайнами было много таких же случаев.
Троицкие листки (XIX в.)
Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем
Искусство опытных рыбарей не помогало; вера учеников ослабела, и они решились, наконец, разбудить своего Божественного Учителя и Господа. Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38), неужели Ты не заботишься, что мы погибаем? «Наставник! Наставник! погибаем! (Лк. 8:24). Господи! спаси нас: погибаем».
Сколько страха слышится в этих тревожных возгласах! Но в них же слышится и борющаяся со страхом надежда на могущество Господа. «Хотя они, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю, но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены». И Господь пробудился от сна.
Евфимий Зигабен (†1118)
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
«В лодку», приготовленную для отплытия из Капернаума на другyю сторону Геннисаретского озера (Мф.8:18).
«Ученики Его»: не апостолы только, но вообще ученики, ближе стоявшие к Господу, чем множество народа (Мф.8:18), которых было, вероятно, много; ибо за Ним следовали и другие суда (Мк.4:36), что, конечно, увеличивало впечатление от сотворенного Иисусом Христом чуда, о котором повествуется далее.
«Великое волнение»: таковые волнения нередко бывают внезапно на этом озере, окруженном горами с оврагами; ветер, вырываясь из-за гор, производит сильные бури, так что жизнь пловцов внезапно подвергается сильной опасности (Робинсон, Палест. III. 571).
«А Он спал»: на корме, на возглавии (Мк.4:38). После трудов дневных (ибо это было вечером – Мк.4:35) Господь предался успокоению, несмотря на опасность, показывая Своим ученикам, как и во время опасности тело может предаваться успокоению, когда совесть мирна и чиста.
«Спаси нас, погибаем»: это – выражение, с одной стороны, страха за свою жизнь, с другой – надежды на могущество Господа. С таким же страхом и надеждою и грешник и каждый христианин должны прибегать к Спасителю, когда обдержит их буря грехов и бедствий.
«Что вы так боязливы маловерные?» Вы не должны забывать, что Сын Божий с вами, что Он имеет силу сохранить вас, что с Ним вы всюду безопасны. Сим показывает вместе, что «не нашествие искушений, но слабость духа производит страх» (Злат.). «Не называет их неверными, но маловерными, потому что, когда они сказали: «Господи, спаси нас», показали в сем веру, но слово «погибаем» не было уже от веры» (Феофил.).
«Запретил ветрам и морю»: повелел ветру перестать; море унялось, и стала великая тишина, в противоположность великому волнению.
«Люди же»: те, которые плыли на других лодках, вместе с лодкою Господа Иисуса.
«Кто это»: что за всемогущее такое лицо, что повелевает стихиями и силами природы? Люди еще не знали, что это – Сам давно ими ожидаемый Мессия.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 24-26 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
(Мк. 4:39, 40; Лк. 8:24, 25). У Матфея упрек ученикам в маловерии высказывается до утишения бури, у других двух синоптиков — после. Различие это не имеет большой важности, так как и вообще евангелисты, рассказывая о событиях, в своей речи иногда нанизывают факт за фактом, мало заботясь о точном определении времени и хронологической последовательности.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
Что страшливи есте, маловерии (что вы так боязливы, маловерные?). Т .е. «зачем вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если же Он с вами, то нечего бояться вам». Не называет неверными, а маловерными, потому что, когда они сказали: Господи, спаси нас!, – показали в этом веру; но слово погибаем не было уже от веры. Как равно и в том, что апостолы думали, что Иисус Христос, вставши от сна, может укротить бурю, была вера, но в том, что Он может сделать это и во время сна, было маловерие. Запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (сделалась великая тишина). В минуту своей дикой ярости, природа узнала голос Того, Кто был ее Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему.