Скрыть
и егда́ всѣ́яно бу́детъ, воз­раста́етъ, и быва́етъ бо́лѣе всѣ́хъ зе́лiй, и твори́тъ вѣ́тви ве́лiя, я́ко мощи́ подъ сѣ́нiю его́ пти́цамъ небе́снымъ вита́ти.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Зерно - вещь дешевая и простая: если его размолоть, изольет свою силу. Так и вера: поначалу с виду кажется простой, но если затопчут её ногами противники, то изольет свою благодатную силу, так что благоуханием её наполнятся как те, кто услышал, так и те, кто читает о ней. Зерно горчичное - наши мученики: Феликс, Набор и Виктор. В них было благоуханье веры, хотя они жили в безвестности. Пришло гонение, и сложили оружие, склонили свои шеи, и под ударом меча до скончания мира утвердили благодать своего мученичества, дабы по справедливости говорилось: …по всей земле прошел голос их (Рим. 10:18, Пс. 18:5). Сам Господь есть зерно горчичное. Он был свободен от несправедливости, однако, подобно горчичному зерну, никем не замеченному, народ Его не познал (ср. Ин. 1:1, 1Кор. 1:21, 2:8). Он предпочел быть растоптанным, чтобы могли мы сказать: Мы Христово благоухание Богу (2Кор. 2:15).

Толкование на Евангелие от Луки

Августин Аврелий, блж. (†430)

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Как матери кафолической Церкви быть с теми, кто воюет против нее - ведь они ее сыновья? Она - как огромное дерево, ветви которого простираются на весь мир; и вот в Африке отломился сучок. Она же рождает их в муках, дабы к корню вернулись, без которого истинно жить не могут.

Послания

Петр Хрисолог, свт. (†450)

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Это зерно горчичное в душе нашей так посеем, чтобы выросло в нас великое дерево разумения, чувства устремились бы к небу, по ветвям распространилось бы знание, и уста возгорелись острым вкусом плода; чтобы огонь его семени настолько воспылал в нашей груди, что очистил бы нас своим вкусом от всякой невежественной мерзости… Как Господь говорит, Царствие Божие подобно зерну горчичному. Христос есть Божие Царство. Подобно зерну горчичному, Он был посеян в саду чрева Девы и возрос в древо креста для всего мира. Пройдя ступу страстей, Он принес плод такого вкуса, что, прикоснувшись к Нему, все живое Ему уподобляется. В горчичном зерне, пока оно не тронуто, существует скрытая сила, но если его размолоть, она выступает со всей очевидностью. Так и Христос захотел пострадать телесно, ибо не захотел использовать силу… Более того, сделал Он все, чтобы Собою восстановить всех. Христос-человек принял зерно горчичное, то есть Царство Божие принял Христос-человек, а Христос-Бог имел его всегда. Он посеял его в Своем саду… Сад этот - плугом Евангелия возделанный мир. Обнесен он столбами учения, трудами апостолов очищен от всяческих сорняков; восхищает верующих насаждениями: лилиями девственности и розами мученичества, свежестью; и благоухает цветами вечности. Такое зерно горчичное Христос посеял в Своем саду, дав обещание Царства. Оно пустило корни у праотцов, взошло у пророков, выросло у апостолов и в Церкви превратилось в могучее дерево, простирающее бесчисленные ветви с дарами… Возьми крылья евангельского голубя - серебристые, как в пророчествах, облачись в перья, отражающие сияние божественного солнца, и взлети в золотом сиянии, дабы во множестве этих ветвей пребывать тебе вечно в покое, в столь безопасном пристанище, не боясь уже чьих-то силков, после полета, который стоит того!

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-34 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же - в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 30-32 И сказал (Христос): чему уподобим Царствие Божие?.. Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Зародыш Божия Царства в душе человека всегда ничтожен, совсем ничтожен, мал, как горчичное семя. Это потому, что душа в миру обуревается стихией мира, отличной от стихии Божией, и вся она заполнена мирскими вещами, а Божие семя в ней теряется, и оно мало и ничтожно, как горчичное зерно. А когда это малое семя тобою будет укреплено, и ты станешь на сторожбу его малого побега, и Господь Своей творческой силой будет творить в тебе обновленного человека, тогда малое семя пойдет в бурный рост, и быстро, быстро раскинет ветви и будет глушить сорные травы, и захватит все пространство, весь мир души. И вот, когда душа заполнится обильными и сочными ветвями Божией благодати, на нее ложится тень рая. Зной страстей уже не сушит добра. В животворящей прохладе благодати задерживается и зреет все небесное, духовное, как птицы небесные охотно укрываются в тени древесных ветвей.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

31. Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32. а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.


Притча о зерне горчичном (см. Мф.13:31-32 и прим.).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-32 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Третья притча – о горчичном зерне (см. комментарии к Мф. 13 31–32).

«Чему уподобим»… Господь здесь говорит как Учитель, Который мыслит себя на одном уровне со Своими учениками, чтобы побудить их также принять участие в Его умственной работе, заставить и их серьезно подумать о том, что занимает Учителя. Господь имеет здесь в виду весь окружающий Его народ, а не одних только апостолов.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 31-32 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные

Яко зерно горушично (оно, т. е. царствие Божие, как зерно горчичное) и пр. Эта притча читается в Евангелии Матфея почти так же, как здесь и у Марка (Мф. 13:31 и дал.). Горчичное зерно, т.е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в притче на востоке и в Палестине, где Он жил, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, и бывает однолетнее и невелико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь: и бывает более всех зелий и пр. Но самое зерно, из которого вырастает горчичное дерево, очень мало, так что, когда Евреи хотели обозначить какую-либо малую вещь, то обыкновенно говорили, что она с горчичное зерно.

Что же значит эта притча Христова о горчичном зерне? Господь не объяснил ее, равно как не объяснил и притчи о семени. Но вот как объясняют ее св. отцы и учители церкви. Горчичное зерно в притче означает Церковь Христову, т. е. общество христиан, а рост сего дерева означает распространение Церкви по земле. Церковь Христова, вначале малая числом христиан и для мира малоприметная, распространилась на земле так, что множество народов укрываются под сенью ее, подобно как птицы укрываются в ветвях горчичного дерева.

Притча о горчичном дереве означает также состояние и действие царствия Божия, т.е. веры и благодати Божией в душе каждого человека. Вера и благодать Божия сначала бывают едва приметны в душе человека, но затем, при старании его, все более и более охватывают душу его и, наконец, проявляются в его жизни во многих добродетелях (Злат. и Мих.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible