Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И а́зъ да́хъ вы́ уничиже́ны и отве́ржены во вся́ язы́ки, зане́ вы́ не сохрани́сте путі́й мои́хъ, но ли́цъ обину́стеся въ зако́нѣ.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 8 – 9 Вы же отклонились от пути и весьма многих соблазняете относительно закона. Вы сделали недействительным договор [Мой] с Левием, говорит Господь воинств. Поэтому Я и сделал вас презренными и жалкими для всех народов, так как вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали при исполнении закона
Это не относится к лицу Христа, но к тем, которые поставлены на служение Ему, как это понятно благоразумному читателю, даже и без моего замечания. Смысл места этого такой: Я хотел сделать вас тем, что показано в выше приведенном отрывке, и о чем Я чрез Моисея говорил во Второзаконии: Предоставьте Левию учение его и истину – мужу праведному (Втор. XXXIII, 8, – по тексту LXX) и проч. А вы отступили или отклонились от правильного пути, хотя Я и говорил: Не уклоняйся ни направо, ни налево (Втор. V, 32), и сделали многих нетвердыми в законе, или соблазнили относительно закона, как перевели Акила и Симмах. Уклоняться направо это значит воздерживаться от той пищи, которую Бог сотворил для употребления, осуждать брак и принимать то, что запрещено в другом месте: Не будь слишком праведен (Еккл. VII, 17 по тексту LXX). Уклоняться налево это значит, если кто предается роскоши и похоти и соблазняет многих в законе: таковому было бы лучше, если бы ему повесили на шею мельничный (ослиный – asinarius) жернов и он был бы брошен в море, чем соблазнить единого из малейших (Мф. XVIII, 5). А нетвердыми в законе сделали многих те, которые, хотя чрез веру во Христа и получили силу веры, но делают нетвердыми их вследствие нерадивого поведения своего; относительно их весьма справедливо сказано: Вы сделали недействительным договор Мой с Левием, договор жизни или мира и прочее, относящееся, – как мы сказали, – к служению священника. Посему и Я, говорит Он, сделал вас презренными и отверженными у всех народов, чтобы они унижали вас и вместо славы и чести попирали вас, как отверженных и презренных, ибо вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали в исполнении закона. Среди многих грехов Левия и тех священников Божиих, которые произошли от Левия, крайним и самым главным поставляется тот грех, что они лицеприятствовали в исполнении закона, так что рассматривали не дело, а взирали на лица, презирая бедного праведника и охотно принимая и почитая богатых, но несправедливых. К ним обращена речь в восемьдесят первом Псалме: Доколе будете судить неправедно и принимать лица грешников (Пс. LXXXI, 2), и Апостол Павел говорит к Галатам: Бог не принимает лица человека (Гал. II, 6). Более полно обличает и осуждает этот грех Апостол Иаков (Иак. II, 1 – 10). Будем думать, что то, что говорится древне – еврейскому народу, говорится также и нам, чтобы мы предохраняли себя от пороков и не лицеприятствовали в исполнении закона и, будучи почитателями закона Божия, не предпочитали лжи истине.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И аз дах вы уничижены и отвержены во вся языки, зане вы не сохранисте путий моих, но обинустеся лиц в законе
Возвращается к прегрешениям отцов и напоминает им о древнейших преступлениях. И как они были не тверды в соблюдении закона, то посему, говорит, и отданы они отведшим их в плен, жалкие и отверженные, лишившиеся всякой пощады. Какого из страданий не пришлось претерпеть им, или каким бедствиям не приобщились они, несчастные? Но если говорит, желаете узнать причины возникшего на вас гнева, то послушайте говорящего: «зане вы не сохранисте путий моих, но обинустеся» (принимали) «лиц» (лицеприятствовали) «в законе». Это, думаю, означает растление завета Левиина, именно: нежелание соблюдать путь жизни по закону и в каждом деле совершать весьма беззаконные суды, хотя Бог ясно говорил: «да не приемлеши лица в суде, на малаго и великаго» («не») «судиши» (Втор. 1:17). По тем причинам, по коим они преданы врагам и сделались отверженными, по этим же самым делает соответственную угрозу, что если они не захотят вести правую жизнь, то и От не воздержится от наказания их, - и презирающих закон постигает суд, приличествующий и подобающий привыкшим делать это.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 8. Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многихъ в законе, растлисте завет левиин, глаголет господь вседержитель.
Вместо: «изнемоществисте многих», Акила и Симмах перевели: «соблазном». Сказует же сим Бог: возлюбив беззаконие, и других довели вы до гибели.
Симмах перевел: «уважали лица в законе». Обвиняет же их Бог в том, что соделались преступниками закона, и в угодность другим судили противозаконно, или брали деньги с приносящих жертвы, и принимали у них жертвенных животных, имевших какое-либо повреждение в членах.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-9 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона
Современные священники, вместо того, чтобы учить народ истинному пониманию и исполнению закона Моисеева, соблазняют его нарушать этот закон разными извинениями (см. гл. I ст. 13-й). Этим они разрушают завет Левия с Богом (см. ст. 5-й), и Бог, вместо того, чтобы благоволить к ним, лишит их всякого авторитета в глазах народа: народ перестанет обращаться к ним за научением. — Лицеприятствуете в делах. Здесь пророк указывает на другой порок священников — на их лицеприятие в решении судебных дел, в решении которых священники принимали участие по закону (ср. Втор. XIX:17).
См. также Толкование на Мал. 2:1