Скрыть
И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-11 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; всё будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им; восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба

Господь, как по немногом времени имеющий претерпеть Распятие, прилично пророчествует теперь об Иерусалиме, чтобы мы в этом имели сильное доказательство того, что Он есть истинный Бог. Поэтому и тогда, когда некоторые хвалили здания храма и «вклады» (я думаю, что они говорили о резных и изваянных произведениях, например о пальмах и херувимах (3Цар. 6, 32): это, быть может, и называли), Господь ни на что не обращает внимания, но предсказывает разрушение их. - Они подумали, что Он говорит о кончине вселенной, хотя Он говорил о пленении Иерусалима римлянами. Поэтому, снисходя им, Он на время оставляет речь о пленении Иерусалима римлянами, намереваясь присоединить ее к последующему, а теперь рассуждает о кончине мира и предостерегает их, чтоб они не слушались лжепророков, имеющих прийти прежде Его пришествия. - Будут «войны и смятения», ибо, по прекращении всякой любви, естественно будут иметь место войны и смятения. Вследствие войн наступят «голод и мор»; мор - от испорченности воздуха от трупов, а голод - от невозделывания полей. - Некоторые принимали так, что голод, мор и прочие бедствия будут не при кончине только века, но и во время пленения Иерусалима. Ибо Иосиф (Флавий) говорит, что по причине голода были ужасные бедствия. Да и Лука в книге Деяний (11, 28) говорит, что голод был при кесаре Клавдии. Много также было ужасов, указывавших на плен, как повествует тот же Иосиф. Это, то есть «войны, смятения» и прочее, решительно можно понимать вообще о времени кончины мира и пленения Иерусалима.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? 
 

Повод к произнесению Спасителем пророческой речи о разрушении Иерусалима и кончине мира рассказан у ев. Луки в таких же общих чертах, как и у ев. Матфея (у Марка частнее). См. Мф.24:1-4. Мк.13:1-4 и прим.
– «Дорогими камнями»: не драгоценными в тесном и общеупотребительном значении слова, но вообще дорогими, огромными, великолепными; см. прим. к Мк.13:1.
– «Вкладами»: это слово означает всякие приношения и украшения, приносимые в дар Богу в храм. Древние завоеватели имели обычай посвящать часть своей добычи в дар богам, принося ее в храмы и оставляя там; люди благочестивые делали также разные вклады в храмы, служившие к украшению их; кажется и у иудеев было такое обыкновение. Так, Флавий упоминает о великолепно сделанной из золота виноградной лозе, принесенной Иродом великим в дар храму (Bel. Jud. 6,5,2. Antt. 15, 11, 3). Блажен. Феофилакт полагает, что речь идет «о резных и изваянных произведениях, напр, о пальмах и херувимах» (3Цар.6:32).
– «Придут дни» (ср. Лк.19:43): настанет время, когда все это будет разрушено.
– «Когда это будет» и пр.: вопрос учеников у ев. Луки (как и у Марка) выражен общее, чем у ев. Матфея. По ев. Матфею ученики спрашивают о двух предметах: о времени разрушения Иерусалима и о кончине мира; сообразно с этим и речь Господа у него изложена применительно к этим двум событиям (см. прим. к Мф.24:3). У ев. Луки (как и у Марка) излагается одна только половина вопроса – о времени разрушения Иерусалима, и речь Господа излагается применительно к этому вопросу короче, чем у Матфея (почти в том же объеме, как и у Марка), и из черт, какие по ев. Матфею относятся ко второму пришествию и кончине мира, указываются немногие решительные, хотя по причине преобразовательного характера разрушения Иерусалима в отношении ко второму пришествию и кончине мира (см. прим. к Мф.24:3) некоторые черты, указываемые в первом, могут быть приложены и к последнему.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти

Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по Евангелию Марка с сокращениями (Мк.13:1–4).

«Некоторые». Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. стих 7 и Мк.13:1).

«Дорогими камнями» (ср. Мк.13:1).

«Вкладами» (ἀναθήμασι). Это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, например, золотая виноградная лоза, подаренная Иродом великим (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VI, 5, 2).

«Когда же это будет?» По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они ничего и не спрашивают о последней (см. Мк.13:4).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И неким глаголющым о церкви, яко камением добрым и сосуды украшена, рече

Как повод к произнесению сего пророчества, так и самое пророчество изложены и в Евангелиях Матфея (Мф. гл. 24), и Марка (Мк.гл. 13). Еванг. Лука передает совершенно одинаково с ними, но – где в одних и тех же словах, а где и с некоторою небольшею разницею.

По Евангелиям Матфея и Марка, ученики, указав Господу на здания храма, заговорили о красоте их. И по сказанию первого, поводом к тому было следующее обстоятельство: когда после своей обличительной речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, Иисус Христос сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него – в Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (Мф. гл. 23); то, услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Его, проходя горою Елеонскою (о ней чит. в объясн. Лк. 19:29), откуда очень хорошо был виден храм со всеми при нем зданиями, притворами, дворами и пр., указали Господу на красоту храма, недоумевая, как может быть оставлена в запустении такая красота и такая драгоценность, – им казалось, что разрушение храма будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа, и тогда Он высказал Апостолам Свое пророчество о разрушении храма.

У евангелиста Матфея говорится, что вообще ученики указали Господу на красоту зданий храма, Марк же говорит, что сначала один из них указал Ему на здание храма, а потом, когда Господь изрек пророчество о разрушении храма, четверо из Апостолов Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спросили Его о времени сего разрушения и тем вызвали Его на целую беседу о разрушении храма и Иерусалима и кончине мира. Но в этом нет противоречия, а только – один из евангелистов определенно рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах.

Камением добрым и сосуды украшена (украшен дорогими камнями и вкладами). Камни, из которых построены были здания храма, действительно были замечательны, – дорогие, огромные. По свидетельству еврейского историка Флавия, они были около 25 локтей в длину, 12 в ширину и 8 в толщину. (Локоть – мера 11 1 2 вершков). Казалось, что такой постройке и веку не будет.

Вкладами, т. е. приношениями в дар Богу для украшения храма. Известно, что древние завоеватели имели обычай посвящать часть своей добычи в дар Богу, также и благочестивые люди делали разные вклады в храмы, для украшения их. Так Ирод принес в храм в дар сделанную из золота, виноградную лозу. Блажен. Феофилакт под вкладами разумеет находившиеся в храме, резные и изваянные изображения херувимов, пальмы и т. п. (Мих.)

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible