Скрыть
ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-36 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого

Вы, - говорит, - слышали об ужасах и смятениях. Все они чувственны и предызображают те бедствия, кои постигнут грешников. Но против сих бед есть сильное и противодействующее средство - молитва и внимательность к себе. Ибо всегдашняя готовность и ожидание кончины может все это победить. А она будет у вас под тем условием, - говорит, - если вы будете бодрствовать и сердца ваши не будут отягчаемы объядением и пьянством, и заботами житейскими. Ибо день тот не придет с наблюдением, но неожиданно, тайно, как сеть, захватывающая невнимательных к себе. Иной, может быть, станет до тонкости исследовать выражение: «живущих (сидящих) по всему лицу земному». День оный захватит сетью тех, кои ведут жизнь беззаботную и праздную. Ибо они именно суть сидящие, и они попадаются в сеть. Но кто деятелен и трудолюбив, бодр на совершение добра и всегда стремится к добру, не сидит и не успокаивается земными предметами, но возбуждает себя и говорит себе: «Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя» (Мих. 2:10), и желает лучшего отечества, для того день оный не есть сеть и беда, но как бы праздник. Поэтому нужно бодрствовать и молиться Богу, чтобы нам можно было избежать всех будущих бедствий. Каких же? Быть может, во-первых, голода и мора, и прочих, которые избранных не так будут тяготить, как прочих, а напротив, избранных-то ради сократятся и для прочих; может быть, во-вторых, тех, кои навеки наступят для грешников, ибо мы не можем избежать оных иначе, как только бдением и молитвой. Поскольку же для великодушных недостаточно избежать озлобления, но им нужно еще получить благо какое-нибудь, то, сказав, чтобы вы могли избежать всех будущих бедствий, Господь присовокупил: «и предстать пред Сына Человеческого», в чем и состоит наслаждение благами. Ибо христианину должно не только избегать зол, но и стараться получить славу. А то, чтоб стоять пред Сыном Человеческим и Богом нашим, есть ангельское достоинство. Ибо сказано: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего» (Мф. 18.10).

Григорий Палама, свт. (†1359)

Яко сеть найдет день той на вся сидящия на лице всея земли

Т.е. на тех, которые в объедении, и пьянстве, и в неге, и житейских заботах к земле и к земному пригвоздили себя и всецело отдались тому, что угождает чувственности: богатству, славе и услаждению ; чрез выражение «лицо земли» – Он дал понять в чем представлялась их радость; говоря же, что они «сидят», Он обозначил их упорную и ставшую их природой косность. Этими словами Он сочетает с нечестивцами и тех, которые без покаяния до конца пребывают в грехе, как и Исаия до того говорил: «Сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй» (Ис.1:31). – «Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем», говорит Апостол (Фил.3:20).

Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. 

Наставлением о духовном бодрствовании Господь оканчивает свою пророческую речь и по Евангелиям от Матфея и Марка; но в том виде, как излагает наставление это Лука, оно составляет особенность только его Евангелия.
– «Смотрите за собой»: будьте внимательны к своему образу жизни и запомните, что Я говорил вам о признаках приближения дня суда Моего и над народом иудейским, и над всем миром. Не будьте беззаботны и не предавайтесь обычным удовольствиям жизни беззаботно, чтобы указанный день суда не застал вас внезапно, врасплох, не готовыми к нему.
– «Объядением и пьянством и заботами житейскими»: образ взят от живших беспечно и предававшихся житейскими наслаждениями в дни Ноевы, когда «ели, пили, женились» и пр.: см. прим. к Мф.24:37–39.
– «Как сеть», которой ловят рыбу; рыба и не догадывается, что сеть близко, и неожиданно попадает в нее: так же будет и с судом Мессии в отношении к тем, кто живет беспечно и невнимателен к знамениям времени и своему поведению.
– «Бодрствуйте и молитесь»: непрестанное духовное бодрствование и молитва (Мф.26:41) суть действительнейшие средства, чтобы быть постоянно готовыми к судному дню, а вместе с тем и к избежанию бедствий, имеющих предварить этот судный день.
– «Предстать пред Сына Человеческого»: на суд для оправдания от Него (ср. Рим.14:4. Откр.6:17).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-36 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого

Увещательный характер в заключение этой речи можно наблюдать и у Матфея, и у Марка, но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. Мк. 13:33 и сл.; Мф. 24:42).

«Объядение» – точнее: «похмелье», как результат вчерашнего опьянения (κραιπάλῃ) в отличие от пьянства (μέθῃ).

«День тот», т. е. день второго пришествия и суда.

«Не постиг вас». День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно.

«Как сеть» – сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис. 24:17).

«На всякое время». Это выражение правильнее относить к слову «молитесь» (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше (Лк. 18:1–7).

«Да сподобитесь» – это цель и вместе содержание молитвы. Согласно лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθῆτε).

«Избежать всех…» Т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т. е. свое положение избранных Божиих (ср. стих 19 и Лк. 18:7).

«Предстать пред Сына Человеческого» (см. Мк. 13:27). Избранные будут поставлены (σταθῆναι) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. 1Сол. 4:17). О суде над этими избранниками Божиими здесь речи нет.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли

Здесь сравнивается суд Мессии с ловлею рыбы посредством сети. Рыба спокойно плавает в воде и не догадывается, что подводят к ней сеть, и – неожиданно попадает в сеть. Точно также застанет и суд Божий людей, живущих в духовной беспечности.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible