Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 18:9
Срамоты́ сестры́ твоея́ я́же от отца́ твоего́ или́ от ма́тере твоея́, въ дому́ рожде́нныя или́ внѣ́ рожде́нныя, да не откры́еши срамоты́ и́хъ.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Иные охуждают законоположение о браке, говоря, что Бог запрещает чего нигде и никогда не бывало. Ибо, рассуждают, кто согласится на кровосмешение со своею матерью? Или кто когда смесится со скотом?
Бог не стал бы запрещать того, на что никто не отваживался. А что сие действительно так, свидетельствует о том самое начало сего закона. Ибо так сказал Бог: «по начинаниям Египта, в нем же обитаете, да не сотворите, и по начинанием земли Ханаанския, в нюже Аз веду вы тамо, не сотворите, и по законом их не ходите» (Лев.18:3). Сказав же сие, объясняет, на что там отваживались, и запрещает таковые дела. А что люди осмеливались делать многое, сему подобное, свидетельствуют о сем персы, которые и до настоящего времени вступают в супружество не только с сестрами, но и с матерями и дочерями. Многие же отваживаются и на другие беззакония.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Брак с сестрою был в нравах Египетских, или, по крайней мере, их позднейших повелителей Птоломеев, что, однако, заставляет думать, что он не возбуждал религиозного ужаса. Но у древних Персов он считался преступлением, как видно из рассказа Геродота о Камбизе, который женился на сестре своей. По поводу брака Авраама, в прим. к гл. XXV кн. Бытия, мы высказали предположение, что весьма возможно, что Сарра была не дочь Фарры, а внучка его, от Арана, так как Ревекке, в Быт. 24:48 дается название дочери брата Авраама, между тем как она была внучкой брата Авраама. В очень древние времена мы часто встречаем, что слово «сын» или «дочь» заменяют слово «потомок» или «происходящий». Так говорит и Иудейское предание. Поэтому мы не знаем наверное, не был ли брак Авраама (что очень правдоподобно) браком с племянницей, которая называлась ему сестрою, потому что промежуточное поколение (отец Сарры) вымерло. Так, по крайней мере, говорит Флавий Иосиф, утверждающий, что Сарра была дочь Арана, брата Авраама. Но если бы и великий Авраам, до издания закона, преступил обычай, то слабости, грехи и ошибки великих святых суть только доказательство слабости человеческой перед вечным законом Божиим, в котором указана человечеству цель, к которой он стремиться должен. Под именем дочери, рожденной вне дома, Еврейское предание разумеет рожденную в конкубинате, вне семьи, т. е. дома, который зиждется на законной жене.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Отдельные случаи запрещенных и преступных половых союзов: 1) сына с матерью (ст. 7); 2) с мачехою и вообще с другою женою отца (ст. 8; в патриархальное время кровосмешение Рувима с Валлою, Быт XXXV:22, преступление против этого пункта, ср. 1 Kop V:1); 3) брата с сестрою кровною (ст. 9) или сводною (ст. 11, в древнее время браки между сводными и у евреев не считались недопустимыми, как видно из примера Авраама–Сарры, Быт XX:12 ср. беседу Фамари и Амнона, 2Цар XIII:12 и след.); 4) с внучкою (ст. 10); 5) браки с теткой (сюда подходил брак родителей Моисея Амрама и Иохаведы, Исх VI:20): а) сестрой отца (ст. 12), б) сестрой матери (ст. 13), в) женой дяди со стороны отца (ст. 15); 6) с невесткой, женою сына (ст. 15; таково было преступление Иуды с Фамарью, Быт ХХXVIII); 7) с женою брата (исключая бездетства ее по смерти мужа: тогда по закону Левирата, Втор ХХV гл., брак был даже обязателен, — ср., напротив, преступление Ирода Антипы, Мф XIV:3–4); 8) последовательное или одновременное сожительство: а) с матерью и дочерью, б) с бабушкою и внучкою (ст. 17); 9) одновременное сожительство с двумя сестрами — брак с свояченицею при жизни жены (ст. 18), «чтобы не сделать ее соперницею» (брак Иакова с Лиею и Рахилью). Таким образом, законодатель воспрещает браки и половые союзы в ближайшем родстве — первых трех степеней, охраняя тем нравственные отношения уважения и любви между кровными родственниками от влечений и уз плотской половой любви и воспитывая взаимное уважение, скромность и целомудрие в членах дома и семьи. В юридическом смысле не все запрещенные сопряжения признавались одинаково тяжко наказуемыми. Так за сожительство с женою отца и невесткою назначена была смертная казнь (Лев XX:11–12); совместное сожительство с матерью и дочерью наказывалось не просто смертью (обычно через побиение камнями), но и сожжением трупов виновных (ibid., ст. 14); напротив, за брак с теткою или женою брата своего угрожало лишь бездетством (ibid. 20–21).