Скрыть
Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею чтоб открыть наготу ее при ней при жизни ее.

Весьма замечательны мотивы, даваемые законом, и рисующие в совершенстве сердце человеческое. Действительно, чувство ревности и соперничества между двумя родными сестрами, есть одно из самых ужасных и горьких чувств сердца человеческого, уничтожающих дружбу и доверие между двумя сестрами, и которое скорее всякого другого соперничества может натолкнуть на семейное преступление, вследствие возможности частого свидания, прикрытого родственным союзом. Опять мы должны сказать, что закон устраняет такие союзы, которые записаны в Св. Писании, как, наприм., женитьба Иакова на Лии и Рахили. Но, повторяем мы, закон творит, указывает новые, более совершенные пути жизни человеку, и никакой, прежде бывший пример, не может оправдать нарушение закона. Сравнивая эти постановления, направленные лишь к совести человека с гражданскими постановлениями, назначающими за них наказание, ( Лев. 20:11-12;14;17;19-21), мы видим, что не все они признаются одинаково преступными, а именно: грех совокупления с женою отца своего, и с невесткою своею, наказывался смертию, вероятно побитием каменьями; грех сожительства с матерью и дочерью ее в одно время, или после смерти матери или дочери, с одной из них наказывался сожиганием на огне. Dom. Calmet, на основании предания, думает, что сожители живыми, но другие, на основании Таргумов, думают, что вливали в рот растопленный свинец (Voir article sopplices). Но гораздо вероятнее опираться на пример, имеющийся в Нав. 7:25, то есть, что казнь совершалась каменьями, а трупы сожигались. Заметим, что предание говорило, что всем приговоренным на смерть давали перед смертию напиток из вина ни мирры, лишающий сознания и чувствительности. Женитьба на сестре подвергала истреблению пред глазами народа своего. Была ли это смертная казнь, или род отчуждения, мы не знаем. Многие писатели думают, что это было лишение гражданских прав, проклятие и изгнание из стана и из общества навсегда (Сравни примеч. 6 главы XXXI Исхода). Женитьба на тетке наказывается угрозой: «грех свой понесут они» (Лев. 20:19-20). Здесь видят угрозу проказы или болезни, и притом они «умрут бездетны», говорит закон (Лев. 20:20). Точно также лишь «угрозою бездетности» и словом «это гнусно», карается женитьба на жене умершего брата, имеющей детей. Особенное значение при кровосмешении имели степени родства, упоминаемые в Лев. 21:1-3, при которых священникам позволялось прикасаться к трупам. Эти же степени при женитьбе считались в высшей степени преступными и казнились смертию.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-18 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее

Отдельные случаи запрещенных и преступных половых союзов: 1) сына с матерью (ст. 7); 2) с мачехою и вообще с другою женою отца (ст. 8; в патриархальное время кровосмешение Рувима с Валлою, Быт XXXV:22, преступление против этого пункта, ср. 1 Kop V:1); 3) брата с сестрою кровною (ст. 9) или сводною (ст. 11, в древнее время браки между сводными и у евреев не считались недопустимыми, как видно из примера Авраама–Сарры, Быт XX:12 ср. беседу Фамари и Амнона, 2Цар XIII:12 и след.); 4) с внучкою (ст. 10); 5) браки с теткой (сюда подходил брак родителей Моисея Амрама и Иохаведы, Исх VI:20): а) сестрой отца (ст. 12), б) сестрой матери (ст. 13), в) женой дяди со стороны отца (ст. 15); 6) с невесткой, женою сына (ст. 15; таково было преступление Иуды с Фамарью, Быт ХХXVIII); 7) с женою брата (исключая бездетства ее по смерти мужа: тогда по закону Левирата, Втор ХХV гл., брак был даже обязателен, — ср., напротив, преступление Ирода Антипы, Мф XIV:3–4); 8) последовательное или одновременное сожительство: а) с матерью и дочерью, б) с бабушкою и внучкою (ст. 17); 9) одновременное сожительство с двумя сестрами — брак с свояченицею при жизни жены (ст. 18), «чтобы не сделать ее соперницею» (брак Иакова с Лиею и Рахилью). Таким образом, законодатель воспрещает браки и половые союзы в ближайшем родстве — первых трех степеней, охраняя тем нравственные отношения уважения и любви между кровными родственниками от влечений и уз плотской половой любви и воспитывая взаимное уважение, скромность и целомудрие в членах дома и семьи. В юридическом смысле не все запрещенные сопряжения признавались одинаково тяжко наказуемыми. Так за сожительство с женою отца и невесткою назначена была смертная казнь (Лев XX:11–12); совместное сожительство с матерью и дочерью наказывалось не просто смертью (обычно через побиение камнями), но и сожжением трупов виновных (ibid., ст. 14); напротив, за брак с теткою или женою брата своего угрожало лишь бездетством (ibid. 20–21).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible