Скрыть
цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

Прочие

Новациан (†258)

Ст. 4-19 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря

Потому что в рыбах с чешуей твердая чешуя считается чистой, как шероховатые и грубые, жесткие и твердые и тяжелые нравы людей ясно видны. Каковые же [рыбы] без чешуи, те нечистые, поскольку легкие и скользкие, неверные и изнеженные нравы осуждаются. Что имеет в виду Закон, когда говорит: «Верблюда не ешь», - скорее всего то, что на примере животных осуждает жизнь безобразную и искаженную преступлениями. А когда запрещает есть свиное мясо? Осуждает в любом случае грязную и ничтожную и радующуюся грязным порокам жизнь, считающую, что добро не в благородстве души, но лишь в мясе. Или когда запрещает есть зайца? Осуждает мужчин, превратившихся в женщин. А кто употребляет в пищу тело ласки? Закон осуждает воровство. А ящерицу? Ненавидит неопределенную и изменчивую жизнь. А кто звездчатую ящерицу? Проклинает бесчестный ум. Кто хищную птицу или коршуна, или орла? Ненавидит грабителей, живущих за счет жестокого преступления. Кто грифа? Проклят, ищущий добычу в чужой смерти. Или кто употребляет в пищу ворона? Проклинает нечистые и черные желания. Также когда он запрещает есть страуса, то изобличает неумеренность, когда сову, то ненавидит бегущих от света истины, когда лебедя - гордых с высокой шеей, когда цаплю - болтливую несдержанность языка, когда летучую мышь - ищущих мрак ошибки, похожий на ночь. Итак, Закон проклинает в животных это и подобное этому, которое в них, однако, не преступно, так как в этом они рождены, но в человеке осуждено, так как противоположно природе и вытекает не из его устроения, но из его ошибок.

О еврейской пище

Георгий Константинович Властов (†1899)

Цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

 Цапля; по Евр. хасида; у LXX Эродиос; herodius Вульгаты; Эродий Славянской Библии. Греческое название аиста или журавля пеларгос (сисопиа); так что herodius (Ardea) означать должно цаплю. Весьма вероятно, что все виды так называемых голенастых (échassiers; Grailles) были запрещены в пищу под этим названием. Зуй с породою его; по Евр. анафа; харадриос LXX, charadrius Вульгаты; харадрион Славянской Библии. У Лютера это имя переведено «der Häher», соя. Вероятно, зуй здесь представитель болотных и прибрежных пород птиц, известных под общим именем charadrius, к которым принадлежат не только собственно зуи (pluviers), но и бекасы, чирки, водяные курочки и др. Удод; в Евр. тексте, дукифат; у LXX эпопс; ирира Вульгаты. По всем спискам и признакам, это очень обыкновенный на юге во всех странах удод (la huppe; der Wiedehopf, upupa epops), получивший вероятно свое латинское название от крика своего; французское название la huppe, явно происходя от латинского, переменило однако значение по созвучию своему с названием хохла или гребня, который составляет характерический признак этой птицы, у которой на голове пучок перьев, подымающийся во время гнева. Как в древнем Египте, так и у нас в южной России, появление удода на крыше жилища и крик его считаются предвестником несчастия. Хотя Кларк говорит, что удода едят, но это подвержено сомнению, по крайней мере у нас на него смотрят с отвращением. Chenu причисляет его к одной породе с жаворонком. Кларк говорит, что в Аравии придают удоду магические свойства, и что бедуины думают, что в удодах обитают души умерших предков. Нетопырь; по Евр. хаталлеф; у LXX никтерис; vespertilio Вульгаты; не сомневаются в том, что эта одна из пород летучих мышей. Лютер переводит однако это слово словом ласточка, die Schwalbe. Кларк говорит, что этимология слова хаталлеф означает летание в темноте, в сумерках. У Ис. 2:20 употреблено то же слово; оно по смыслу речи означает несомненно летучую мышь, и переведено в нашем тексте этим словом.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-19 Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря

Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по Лев XI:13–19) или 20 (по Втор XIV:13–20) пород нечистых летающих, с неоднократным еще прибавлением: с породою их, т.е. с всеми разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне (Хуллин III:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста», «если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых, нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко отдирающийся желудок. Названные в библ. т. птицы большею частью такие, которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными для человека предметами. Блаж. Феодорит говорит: «из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отождествление еврейских названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем более, что перевод LXX (особ. в ст. 15–18) вносит здесь вместо пояcнения ещё большую спутанность (ср., впрочем, Властова, Свящ. летоп. II:154–157). Нетопырь, евр. atalleph, — летучая мышь по виду своему отнесена к птицам.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible