Скрыть
Что́ положи́мъ себѣ́? воспла́кашася стада́ воло́въ, я́ко не бѣ́ па́жити и́мъ, и па́­ст­вы о́вчыя погибо́ша.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Паствы овчия погибоша, восплакашася стада волов, стада овец погибли, яко не бе пажити им. Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Сие-то было, как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в сие время Вавилоняне осадили Иерусалим, опустошили все окрестности), – так и с обоими царствами израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во время царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол самарийский, а второй много бедствий причинил Иудее. В таинственном же смысле воздыхание волов означает воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих; ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете неволею (Рим.8:20). А что Пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, тем изображается еще более жестокий глад, пред пришествием Господа нашего мучивший все человечество по скудости небесного хлеба, и наконец утоленный и прекращенный евангельскою проповедью.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17–18 Погнил скот в навозе, своем: разломаны житницы, разрушены кладовые, потому что пшеница посрамлена. Почему стонет животное, мычат стада волов? Потому что нет пажити для них. Также и стада овец погибли

Когда погибла пища и из дома Божия отняты были радость и веселие, то также скот стал гнить в навозе своем или, в духовном смысле, прыгать у яслей своих и лягаться пред Творцом своим, чтобы исполнилось написанное: тии, аще не насытятся, поропщут (Псал. 58, 16). Гниет в своем навозе тот, для кого бог чрево (Филипп. 3, 19) и кто говорит: да ямы и пием, утре бо умрем (Исаии 22, 13). У него поломаны житницы будущего благополучия и разорены кладовые вечного изобилия или разрушены точила, и тщетно приготовляются житницы и точила, если нет пшеницы и вина. И когда все посохнет, то плачевным голосом будут выражать жалобы и скажут: что будем подавать себе? Следующие затем слова по переводу LХХ стада волов плачут, потому что нет пажитей для них, побуждают нас относить сказанное не к волам и крупному скоту, а к тем, кои, по причине простоты, называются волами и овцами. О пажитях их Спаситель говорит: и внидет и изыдет, и нажить обрящет (Иоанн. 10, 9). Все же это, сказанное метафорически под образом гусеницы, саранчи, червей и ржи, следует так понимать, что, по истреблении и уничтожении плодов, повсюду стали господствовать голод и мор.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17-18 Вскочиша юницы у яслей своих, погибоша сокровища, раскопашася точила, яко посше пшеница. Что положим себе? Восплакашася стада волов, яко не бе пажити им, и паствы овчия погибоша

И на бессловесных животных иногда переносит речь боговдохновенное писание, искусно разукрашивая обыкновенные явления до привлекательности и изящества и как бы с мягкостью описывая те назидательные мысли, о которых должно подумать. Поэтому – что за диво, если говорится, что скачет (мечется) телица, плачут стада волов? Они невыносимо угнетены голодом. Конечно, стали бы скакать и плакать и поля, если бы у них было осознание напастей. «Погибоша», говорит, и «сокровища», «раскопашася» и «точила», оставленные без всякого надзора, потому что нечего собирать с полей, ножу нечего делать с виноградником и лозою, колос клонится к земле, сухой и бесплодный; поэтому-то говорит: «что положим себе?» А что вместе с возделываемыми плодами погибли и луговые травы, ясно утверждает, говоря, что погибли и самые «паствы овчия», вполне истребленные неурожаем и лишенные обычного и столь свойственного им оживления. И это хорошо подойдет к делам Иудеев, которые надругались над Христом.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 18-20
Как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец.
К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле.
Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни.


Ст.18 (церк-сл.) Что́ положи́м себе? Воспла́кашася стада́ воло́в, я́ко не бе па́жити и́м, и па́ствы о́вчия погибо́ша.

И стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец.
Но когда будет это, я, говорит Пророк,

Ст.19 (церк-сл.) К тебе, Го́споди, возопию́, я́ко о́гнь потреби́ кра́сная пусты́ни, и пла́мень пожже́ вся́ древа́ польска́я, 

От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под «огнем» разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеемы и «прузи», и «сиплеве»*, и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. «Красными пустыни» Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: «якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы» (Иоил.2:3). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные.

Ст. 20 (церк-сл.) и ско́ти польстии воззреша к тебе, я́ко посхо́ша исто́чницы воднии, и о́гнь пояде́ кра́сная пусты́ни.

Сказал же Пророк о скотах: «воззреша к Тебе» – не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма.

* Здесь под словами: «прузи» и «мшицы» разуметь должно саранчу в двух видах, с крыльями и без крыльев.


 

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец

Как стонет скот! mah neenchah behemah: у LXX τί ἀπο­θήσομεν ἑαυτοῖς, слав. «что положим себе». В объяснение разности евр. и греч. текстов или предполагают порчу евр. т. или ошибку со стороны LXX. По переводу LXX начало ст. 18-го представляет вопрос: что делать нам при таком бедствии?

См. также Толкование на Иол. 1:17

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 16-18 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец

Как доказательство того, что он идет от Вседержителя действительно, как пагуба, как опустошение, пророк указывает своим согражданам на исчезновение (от саранчи и засухи) пред их глазами, в виду всех их хлеба, а вместе с тем веселья и радости из дома Иеговы: «не пред нашими ли глазами, – говорит он, – отнимается пища», не исчезли ли все продукты питания (см. Иоил.1:10-12) в то время, когда мы смотрели на них, когда мы уже надеялись вполне на богатое снятие их с полей и садов?! А с исчезновением этих продуктов питания, с исчезновением и хлеба, и вина, и масла исчезли «от дома Бога нашего – веселье и радость», исчезли оттого, что за неимением нельзя уже принести Господу ни первых плодов с полей и садов, ни благодарственной жертвы, и нельзя уже при святилище с радостию и веселием наслаждаться жертвенными трапезами по закону, который говорит: «к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите все сожжения ваши, и жертвы ваши и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, (и мирные жертвы ваши), и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь,Бог твой» (Втор.12:5-7; Втор.16:10-11). Это бедствие сделалось еще более плачевным оттого, что страшная засуха погубила все семена, посеянные в земле, и чрез то погубила всякую надежду на получение жатвы и в следующем году. «Истлели зерна под глыбами своими», они вследствие жары и засухи потеряли всякую растительную силу и не могут потому приносить никакого плода. Вследствие опустения хлеба «разрушены житницы (для сбора хлеба), разрушены кладовые», за ненужностью не поддерживаемые владельцами, «ибо не стало хлеба». Стада коров и овец также лишились вследствие той же засухи своих пастбищ и голодные должны страдать под тяжестью постигшей беды: «как стонет скот! – говорит пророк, – уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible