Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Препоя́шитеся и бі́йтеся, жерцы́, пла́читеся, служа́щiи же́ртвеннику: вни́дите, поспи́те во вре́тищихъ, служа́щiи Бо́гу, я́ко отъя́ся от до́му Бо́га ва́шего же́ртва и возлiя́нiе:
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Отъяся от дому Господня семидал и возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние, дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по недостатку духовного разумения.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния
А Иоиль заповедует нам плач. Он хочет, чтобы служители алтаря рыдали в тяжкое время голода. Он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других. Не только повелевает он назначить пост, собрать старцев и младенцев – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, ибо опустошены поля от бесплодия, прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем (Иоил 1:9-10). И чтобы таким уничижением привлекли милость.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13–15 Препояшьтесь и плачьте, священники, рыдайте, служители алтаря; войдите, лежите во вретище, служители Бога моего; ибо не стало жертвоприношения и возлияния в доме Бога вашего. Освятите пост, созовите собрание, соберите старцев, всех жителей земли в дом Бога вашего и взывайте к Господу. О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего прийдет он
Священник, который свят и который ест пасху Господню, должен препоясяться поясом чистоты и вместе с апостолами внимать словам: да будут чресла ваша пропоясана и светильницы горящии в руках ваших (Лук. 12, 35). Но кто грешен и кто испытывает угрызения своей совести, тот пусть препояшется власяницею и оплакивает грехи или собственные или народа и пусть войдет к Церковь, из которой он вышел по причине грехов, и лежит или спит во вретище, чтобы строгою жизнию загладить прежние грехи, которыми он оскорблял Бога. Ибо мягкая посящии в домех царских суть (Матф. 11, 8). Должны же препоясаться священники, плакать, рыдать и спать во вретище, потому что они призываются к покаянию пророком, который говорит: служители Бога моего! Каким образом прекратились в доме Божием жертвоприношение и возлияние, о которых выше сказано? И недостаточно плакать или рыдать и облечься в одежду плача, если они не освятят пост и не созовут собрание. Если бы всякий пост был угоден Богу, то не было бы сказано: освятите пост. И Господь говорит: не сицевого поста Аз избрах (Исаии 58, 5). Также и в Евангелии осуждаются те, кои помрачают лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Матф. 6, 16). И в дни постов ваших вы, говорит, бьете кулаками и угнетаете бедного ( Исаии. 58, 3–4). Поэтому теперь говорит: освятите пост. Постят манихеи и многие другие еретики и в особенности энкратиты, главою которых служит Татиан, но этот пост хуже пресыщения и пьянства. И призовите собрание или исцеление, чтобы чрез покаяние мы исцелили наши грехи. Вместо собрания в еврейском читается аsаrа, что́ Симмах перевел чрез синод. Акила дни сбора. Соберите старцев, которые по возрасту близки к смерти и зрелые мысли которых скорее допускают страх и служение Богу, а также и всех жителей земли, о которых выше (Иол. 2) сказал [пророк]: слушайте это, старцы, и восприимите ушами все жители земли, чтобы старцы и жители земли собрались в дом Божий, то есть в Церковь. Когда же они будут в церкви и когда из неодинакового стада священников и народа, старцев и жителей земли, составится одно стадо, то взывайте, говорит, к Господу в сердцах ваших и скажите:
О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего (Роtente) прийдет он.
Вместо нашего перевода: от Всемогущего, по еврейскому тексту Saddai, что́, как мы несколько раз говорили, служит одним из имен Божиих. LХХ перевели беда, читая sоd вместо sаddаi. Здесь приводятся слова воззвания священников и народа в Господу, трижды повторявших увы мне, как я думаю, потому, что грехами, совершавшимися ими, они оскорбляли Святую Троицу. День же воздаяния за все грехи есть тот, о котором пишут все пророки и в особенности взывает Исаия: се день Господен грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нет (Исаии 13, 9). Этот день справедливо называется неисцельным, потому что когда настанет день суда, то не будет места для покаяния, и, сравнительно с вечностию, он близок, а не далек. Следующие затем слова: как беда от беды придет он или как опустошение от Всемогущего приидет он имеют тот смысл, что беды последуют за бедами и что всякое оскорбление подвергнется суду Бога, который может и тело и душу погубить в геенне (Матф. 10, 28). Что сказано нами вообще о суде, это мы можем отнести в частности ко времени иудейского плена, когда Иерусалим был взят и храм разрушен; ибо вскоре после того настало пленение десяти и двух колен ассириянами и халдеями. Предсказывается же будущее для того, чтобы тогда, когда оно настанет, не казалось, что оно произошло случайно или вследствие силы врагов, но вследствие гнева и угрозы Божией, или, наверное, для того, чтобы в том случае, если народ покается, не исполнилось то, что должно было бы исполниться, если бы он упорствовал во грехах.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
13. Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! Рыдайте, служители алтаря! Ройдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! Ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.
И вы, священники, говорит Пророк, примите на себя плачевный вид, и не только при жертвеннике рыдайте, но, и готовясь ко сну, постилайте под себя вретище; ибо таков недостаток в необходимом, что не приносятся и обычные жертвы.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-14 Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу
Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. Препояшьтесь: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. Плачьте, слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби (Исх XXXII:12; Наум II:7). Ночуйте во вретищах служители Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби (3 Цар ХХI:27; 4 Цар ХIX:1; Пс СХХХIII:1). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях (Лев XXI:2).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Но одним плачем горю не поможешь – нужно принимать меры к уврачеванию горя, к уврачеванию постигшего несчастия. А чем уврачевать это горе, как не искренним покаянием в своих грехах – этом главном источнике совершающейся беды – и теплою молитвою к карающему народ Иегове, которой один только, как пославший беду, может и исцелить ее?! Поэтому пророк и обращается теперь с требованием к священниками, чтобы они денно и нощно возносили к Богу покаянную молитву о помиловании народа, чтобы они, кроме того, назначили всеобщее священное ко храму собрание всего народа, чтобы собрали старцев и всех жителей земли в доме Иеговы, чтобы назначили для этого собрания пост, покаяние и молитву к Богу о пощаде. Сверх вышесказанного пророк мотивирует такое требование, между прочим, еще и тем, что кроме саранчи, этого жестокого врага, еще другой враг свирепствует в земле – это страшная, все попаляющая, как огонь, засуха, и что наступившие беды суть знамения приближения великого дня Иеговы. «Препояшьтесь вретищем, – взывает пророк, – плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах», проводите день и ночь в покаянной мольбе пред Богом, стоя между жертвенником и притвором храма (Иоил.2:17), одетые в своих печальных одеждах, «служители Бога моего!», служители того Бога, пророком которого я состою и о милосердном внимании которого к вашей молитве ручаюсь. Священники должны поступить так, как требует пророк, потому что, как и выше сказано, угрожает опасность прекращения в доме Иеговы приношений и возлияний, прекращения по недостатку приносимого, «ибо, – обосновывает свое требование пророк к священникам, – не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния».