Скрыть
И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-42 Роптаху убо Иудее о Нем, яко рече: Аз есмь хлеб сшедый с небесе. И глаголаху: не сей ли есть Иисус сын Иосифов, Егоже мы знаем отца и Матерь; како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох

Имже Бог чрево, и слава в студе их, – говорил о некоторых людях Павел в Послании к Филиппинцам (Флп. 3, 19). Что таковы же были и иудеи, видно и из предыдущих обстоятельств, видно и из того, что они говорили, пришедши ко Христу. Когда Он дал им хлеб и насытил их чрево, они и Пророком называли Его, и царем хотели поставить; а когда преподавал им учение о пище духовной, о жизни вечной, когда беседовал о воскресении и возвышал их мысль и когда в особенности следовало бы дивиться Ему, – тогда они ропщут и отступают от Него. Между тем, если Он Пророк, как они прежде говорили, – а Он и действительно есть Тот, о Котором сказал Моисей: Пророка от братии вашея возставит вам Господь Бог, якоже мене, Того послушайте (Втор. 18, 15; Деян. 3, 22), – то им надлежало слушать Его, когда Он говорил: с небесе снидох; но они не слушали, а роптали. Они еще уважали Его за недавнее чудо над хлебами, и потому явно не противоречили, но ропотом выражали свою досаду на то, что Он не дал им трапезы, какой они хотели, и среди ропота говорили: не Сей ли есть сын Иосифов? Из этих слов видно, что они еще не знали даже о его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа – не потому, чтобы Он был сын Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении. Если же они не могли ясно услышать о Его рождении плотском, то не могли тем более – о неизреченном, горнем. Если Он не открыл им уничиженного, то тем более не мог бы говорить им о тех вещах. И хотя их много соблазняло Его происхождение от простого и незнатного отца, однако ж Он не открыл (истины), чтобы, отстраняя один соблазн, не произвести другого.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?

«И глаголаху: не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, егоже мы знаем отца и матерь? Како убо глаголет, яко с небесе снидох?» Ненасытна в человекоубийстве душа иудеев. Допытываются до Повелевшего, желая и Его привлечь к ответу вместе с чудесно исцеленным, ибо их, кажется, опечаливало то, что обвиняется за субботу один только что освободившийся от безвыходных сетей и исторгнутый из самых врат смерти. Но назвать своего Врача, хотя этого от него и сильно требуют, он не может, так как Христос благоусмотрительно скрыл Себя, дабы избежать быстрого и пылкого гнева их. И не потому, чтобы Он мог потерпеть что как бы по необходимости, если бы не желал потерпеть, употребляет Он удаление Свое, но и этим опять представляя Себя в образец нам. О превеликое невежество и омраченный неукротимым неистовством ум! Огрубело, по написанному, сердце народа сего (Ис. 6:10; Мф. 13:15). Он действительно не видит ничего, что должен был разуметь ясно, и в мыслях и словах считает это достойным смеха. Между тем как, напротив, тщательно изучая писания премудрого Моисея и пользуясь проповедью святых пророков, им следовало уразумевать то, что ожидалось пришествие Христа к нам не без плоти и не без телесного облачения, но предвозвещалось Его явление в человеческом образе и в этом общем у всех (людей) виде. Поэтому-то пророческое слово и возглашает нам, что Святая Дева приимет в чреве и родит Сына (Ис. 7:14). Так же и блаженному Давиду Господь клятвенно возвещает истинное и непреложное обетование, что происшедшего от плода чресла его посадит на престоле его, как написано (Пс. 131:11). Предвозвещал и то, что изыдет жезл из корня Иессеова (Ис. 11:1). Они же не сознают себя дошедшими до такого неразумия, что если они видят плотскую «мать» Того, Кого пришествие во плоти было предвозвещено, то поэтому, думают, без сомнения, не должно верить тому, что Он сошел с небес; ибо хотя мы и найдем это совершившимся не по (закону) плоти, однако было в теле (воспринятом) от Девы, как в Своем храме, Слово Божественное, свыше от Отца к нам пришедшее и для спасения всех «семя Авраамово» восприявшее, дабы «во всем братьям» уподобиться (Евр. 2:16–17) и призвать человеческую природу к усыновлению Богу, явившись Богом и вместе человеком. Но не уразумевая домостроения (о пришествии) Спасителя нашего во плоти, иудеи вследствие своего знания Его «матери» и «отца», хотя и не бывшего отцом, не стыдятся негодовать на то, что Христос говорит о Себе, что Он сошел с неба.

И здесь опять является нам весьма полезный образец. Чрез это мы в касающихся нас делах научаемся тому, что великий вред может принести нам, если мы умственными очами сердца уже не усматриваем присущую святым добродетель и не взираем на сокрытую им славу, но вследствие телесной их малозначительности часто ни во что полагаем великое и пречестное у Бога. Так, у пророков в одном месте Бог говорит о святых, в лице одного как бы распростирая слово на всех: «Благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упованием его, и будет как дерево, посаженное при воде, и (которое) пускает корень свой ко влаге, во время бездождия не устрашится и не перестанет творить плод: глубоко сердце более всего, и человек есть, и кто узнает его? Я Господь, исследующий сердца, испытующий внутренности» (Иер. 17:7–10). Если, таким образом, мы своею надменностью станем уничижать (человека) познанного (славного) у Бога и удостоенного сейчас названных доблестей, взирая на одну только внешне видимую и бренную плоть его и телесное бесславие считая признаком малодушия в нем, то не окажемся ли думающими противное Царю всех и, таким образом, не подвергнемся ли немалому наказанию, то называя высокое низким, то свет полагая тьмою, то сладкое считая горьким (Ис. 5:20)?

Поэтому должно соблюдать (по отношению ко) святым подобающую им честь и созерцать их более в их внутренних и сокрытых достоинствах, чем в их плотском виде. Но ведь большинство из нас совсем не считают достойным чести или какой-либо славы то, что презирается в мире, хотя бы то и отличалось доблестями, но, взирая на одно только преизобилие богатства и на скоропреходящую и как бы уже готовую к смерти славу смотря совершенно несправедливыми взорами, ни во что обращают правильное суждение.

Таковых вполне справедливо осмеивает Спасителев ученик в словах: «Лицемеры (вы), ибо если какой-либо войдет в собрание ваше муж с золотым перстнем, в одежде богатой (светлой), войдет же и нищий в скудной (худой) одежде, тогда вы, – говорит, – скажете богатому садиться на правом месте, а нищему: стань там или сядь у ног моих (под подножием моим), – то не рассуждаете в себе» (Иак. 2:2–4), хотя отсюда можно усматривать, какому справедливому порицанию повинны те, которые оказывают почести человеку по его внешним облачениям, а не по внутренним достоинствам. Ведь и богатство и блеск от богатства, естественно, могут принести обладателям только чуждую некую и подложную славу. А блеск сердца и сияние добрыми делами будут для обладающих ими подлинным и природным (истинным) богатством, не сопребывающим с телом и с ним вместе согнивающим, но сожительствующим с душою, когда она еще пребывает в этой (земной) жизни, а когда она удаляется, то также с нею вместе отлетающим туда, куда укажет Вождь всего, ибо «много обителей у Отца», как мы слышали (Ин. 14:2).

Итак, должно оказывать почтение, без сомнения или (даже) с необходимостью, не тому, кто славен богатством и, как на картине, разукрашен земною славишкою, но, напротив, тем, которым блеск дел при помощи Бога порождает неувядаемую славу и которых внутренняя красота выставляет в блестящем свете посредством всякого рода благ.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-44 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого Отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день

Когда Господь сказал: «Я есмь хлеб», то иудеи зароптали на Него, потому что обманулись. Ибо доколе они думали, что Он говорит о хлебе чувственном, они вели себя кротко, надеясь, что Он даст им сего хлеба и удовлетворит их чреву. А как Он открыл им, что у Него речь не о чувственном хлебе, а о духовном, то они в отчаянии ропщут. Ибо где им помышлять о духовной пище, жизни и воскресении? Соблазнялись об Нем, видя, с одной стороны, Матерь Его, а с другой стороны, слыша: Я сшел с небес. Смотря на видимое и не разумея, что Он же есть и Бог, они роптали, будто бы Господь обманывал, и говорили: не Иосифов ли это сын? Сам же Спаситель не отвечает им: Я не Иосифов сын; ибо они не могли понять неизреченного рождения от Девы. Если же мысль их не обнимала рождения по плоти, тем более не могла обнять предвечного рождения от Отца. Что же Он отвечает им? «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец». Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога. Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание. Смотри, какая власть Сына. Я, говорит, «воскрешу». Не сказал: Отец Мой воскресит, но: Я. Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества.

Евфимий Зигабен (†1118)

Роптаху убо Иудее о Нем, яко рече: Аз есмь хлеб сшедый с небесе. И глаголаху: не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, Егоже мы знаем отца и Матерь; како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох

Ст. 41-42: Когда Иисус Христос дал им хлеб и насытил их чрево, то они и пророком Его называли, и хотели сделать царем; а когда Он беседовал с ними о хлебе небесном, о духовной пище и вечной жизни, то возмущались и порицали Его род те, имже Бог чрево, как прекрасно сказал апостол Павел (Флп. 3, 19). Они притворялись негодующими на то, что Иисус Христос сказал: с небесе снидох, – между тем как на самом деле негодовали на то, что Он не насытил их, как они ожидали. Если бы они роптали на Иисуса Христа за те слова, то, конечно, спрашивали бы: «Как это Он есть хлеб, каким образом сошел с неба?» Иисус Христос не сказал: «Я не сын Иосифа», – и вообще ничего не открыл о Своем происхождении, зная, что они еще не в состоянии слышать о чудесном Его рождестве, а тем более о предвечном Его рождении. Поэтому, по премудрым Своим планам, Он опустил речь об этом, чтобы, уничтожая один соблазн, не произвести другого.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сошёл с небес?

Впрочем, по свидетельству первых евангелистов, фарисеи из Иерусалима ходили за Господом и по Галилее с лукавою целью противодействовать Ему. Может быть, они и в это время были в синагоге капернаумской и возбуждали народ против Господа, поджигая его к спору и ропоту против Него. – За то, что Он сказал и пр.: см. ст. 33, 35, 38. – И говорили и пр.: не зная о преестественном зачатии и рождении Господа, они почитали Его сыном Иосифа и Марии, и это человеческое происхождение Его казалось им противоречащим тому, что Он утверждал о Себе как сошедшем с небес, и они соблазнялись сим (ст. 61 ср. Мф 13:54-57 и прим.). – Отца и Мать мы знаем: выражение как будто показывает, что и праведный Иосиф был тогда ещё жив, но, впрочем, последующая евангельская история умалчивает о нём.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 41-42 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?
Ст. 41-42 Роптаху убо Иудее о нем, яко рече: аз есмь хлеб сшедый с небесе. И глаголаху: не сей ли есть Иисус сын Иосифов его же мы знаем отца и матерь; Како убо глаголет сей, яко с небесе снидох;

Заметим, что то же, что говорили неверующие Иудеи, неизменно говорят и неверующие нашего времени: «мы знаем отца и матерь Иисуса, как же Он мог сойти с небеси?». Мы спросим в свою очередь: если Богу угодно было восприять плоть человеческую и принять на Себя зрак раба и полный образ человеческий, то как же бы Он не родился в семье человеческой, – как бы Он явился среди людей вне семейного и социального устройства того народа, среди которого Ему угодно было воплотиться? Как произошло это рождение от плоти Девы, остававшейся и до рождения и по рождении Девою, то до времени оставалось тайною для современников Господа, хотя было предсказано пророками (1).

Не славою земною хотел Господь Иисус привлечь к Себе души слушающих Его, а «словами благодати, исходившими изо уст Его» (Лк. 4:22). Иудеи ропщут, потому что Он рек им: «Аз есм хлеб, сшедый с небесе», не разумея, что они ропотом своим повторяют вечное возмущение свое против Духа Божия, которое не прощается человеку, потому что происходит от злой воли и черствой души, злонамеренно не преклоняющейся перед словами благодати и истины. В толпе народа, окружающей Господа резко и ярко выделяются эти Иудеи, т. е. книжники и фарисеи: сердце их завистливо и нечисто; мысли их не восходят выше земного царства Иудейского; понятия их узки, но с уверенностью и тупостью полуневежд и рационалистов они не видят духовной стороны учения, развивающего и воздымающего к небу душу человека, они не разумеют духа Божия и меряют слышимое ими учение маленьким масштабом своим. Как, (говорят они), может Иисус называть Себя хлебом с небеси, когда мы знаем его родителей? Выше они указывали на Моисея и манну, чтобы противопоставить пророка Господу, совершившему чудо умножения хлебов. Приведенные в молчание тем указанием, что манну давал Бог, а не Моисей и что манна есть пища не вечная, а Слово Божие есть пища вечная, духовная, дающая вечную жизнь, – Иудеи возбуждают теперь другой вопрос о происхождении Того, который говорить им слова жизни. В следующих стихах Господь опять воздымаеть их от земного, преходящего, к небесному и вечному. Учение Господа спасает лишь добрые души; люди закоренелые сами себя обрекают на гибель, ибо слова Господа суть «сила Божия для спасаемых» (1Кор. 1:18), а не для погибающих.

1) «Се Дева во чреве приимет...» Ис. 7:14; Мф. 1:23 и Ис. 9:6. «Младенец родился нам; Сын дан нам».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 41-42 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Kоторого отца и Мать мы знаем? Kак же говорит Он: Я сшел с небес

Слова Христа о Себе как об истинном хлебе жизни, сшедшем с неба, произвели недовольство в иудеях, и они стали довольно громко роптать на Христа. Ведь они Его хорошо знают, Он сын Иосифа. Kак же Он отваживается приписывать Себе какое-то небесное происхождение?

«Не Иисус ли это?» Точнее: «этот (οὗτος – выражение пренебрежения) – не Иисус ли?»

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible