Скрыть
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-33 Реша же к Нему: что сотворим, да делаем дела Божия; Отвеща Иисус и рече им: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он. Реша же Ему: кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе; что делаеши; отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти. Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе: хлеб бо Божии есть сходяй с небесе и даяй живот миру

Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тупым; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть. Вот смотри: это случилось и с иудеями. Так как, будучи преданы чревоугодию, они всецело были заняты предметами житейскими и не думали ни о чем духовном, то хотя Христос возбуждает их множеством слов, исполненных то строгости, то снисходительности, но и при всем этом они не встают, а по-прежнему лежат долу. Посмотри, Он сказал им: ищете Мене, не яко видесте знамения, но яко яли есте хлебы и насытистеся, – (и чрез это) поразил обличением; показал, какой должно искать пищи, сказав: делайте не брашно гиблющее; предложил им награду в словах: но пребывающее в живот вечный; наконец, предупредил их возражение, сказав, что Он послан Отцом. Что же они? Как бы не слыхав ничего, говорят: что сотворим, да делаем дела Божия? Сказали же это (как показывают последующие обстоятельства) не с тем, чтобы узнать и исполнить, но чтобы расположить Его опять дать им пищу и насытить их. Что же Христос? Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он. На это они сказали: кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем? Отцы наши ядоша манну в пустыни. Ничего нет бесчувственнее, ничего бессмысленнее этих слов. Тогда как чудо было еще пред их глазами, они говорили так, как будто еще не сделано ни одного чуда: кое Ты твориши знамение? И, сказав это, не предоставляют Ему на произвол выбор чуда, но хотят поставить Его в необходимость совершить не другое какое-либо чудо, а именно такое, какое было при их предках. Потому-то и говорят: отцы наши ядоша манну в пустыни, думая тем подстрекнуть Его совершить такое чудо, которое могло бы напитать их телесно. В самом деле, отчего они вспомнили не о каком-либо другом из прежних чудес, хотя их тогда много было совершено и в Египте, и над морем, и в пустыне, – но именно о манне? Не оттого ли, что сильно желали ее, будучи порабощены чревоугодию? Как же вы, называвшие Его Пророком и хотевшие поставить царем, потому что видели чудо, – как вы теперь, как будто не было никакого чуда, оказываетесь неблагодарными и непризнательными, и просите чуда, как просили бы прихлебатели и голодные псы? Теперь ли дорога вам манна, когда душа ваша изнемогает? И заметь хитрость их слов. Не сказали: Моисей сотворил такое-то чудо, а Ты какое сделаешь, – чтобы не раздражить Его; но, ожидая от Него пищи, все еще обращаются к Нему с великою почтительностию. С другой стороны, не говорят и того, что Бог сотворил такое-то чудо, а Ты какое сделаешь, – чтобы не подать мысли, будто они равняют Его Богу. Не упоминают и о Моисее, чтобы не подать мысли, будто унижают Его. Но избирают средину, говоря: отцы наша ядоша манну в пустыни. Христос мог, конечно, сказать: Я совершил чудеса большие, чем Моисей, и не нуждался в жезле, не имел надобности в молитве, но все совершил Сам Собою. Если же вы напоминаете манну, то вот Я дал вам и хлеб. Но тогда не время было говорить это, а была одна забота – обратить их к пище духовной. И смотри, с какою беспредельною мудростию Христос отвечает им: не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе (ст. 32). Почему же Он не сказал: не Моисей дал, а Я, но вместо Моисея указал на Бога и вместо манны на Себя? Потому, что велика была немощь слушателей, как это видно из последующего. И тогда, как Он сказал эти самые слова, Он не остановил их. Хотя и вначале говорил: ищете Мене, не яко видесте знамения, но яко яли есте хлебы и насытистеся, и в последующих словах исправлял их, но, несмотря на все это, они не перестают (требовать хлеба). Когда Христос обещал самарянке дать воду, то при этом не упомянул об Отце, а просто так сказал: аще бы ведала еси, Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити, ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу, – и опять: вода, юже Аз дам (4, 10, 14), – но не отсылает к Отцу. Здесь же упоминает об Отце, чтобы ты узнал, как велика была вера самарянки и как велика немощь иудеев. Но ведь манна была не с неба; как же говорится: с небесе? Так же, как Писание говорит: птицы небесныя, и опять: и возгреме с небесе Господь (Пс. 8, 9; 17, 14). Хлебом же истинным называет тот хлеб не потому, чтобы чудо над манною было ложно, а потому, что она была образом, а не самою истиною. А упомянув о Моисее, не противопоставил Себя ему, потому что иудеи еще не предпочитали Его Моисею, а напротив, о Моисее имели высшее понятие, чем о Нем. Поэтому, сказав: не Моисей даде, Он не присовокупил: Я даю, но вместо того сказал: Отец дает. Услыхав это, они опять говорят: дай нам есть хлеб этот, – потому что все еще думали, что это нечто чувственное, все еще ожидали насыщения своего чрева, а оттого и стеклись так скоро. Что же Христос? Мало-помалу возвышая их мысль, продолжает: хлеб Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру (ст. 33), – не иудеям только, но и всей вселенной. Потому-то и не сказал просто – пищу, но – жизнь, какую-то другую и отменную, чтобы показать, что все были мертвы.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал

«Отвеща Иисус и рече им: Се есть дело Божие, да веруйте в Того, егоже посла Он». Поразительно опять, хотя и тайно еще и прикровенно, обличает Господь неразумие вопрошающих. Если обращать внимание на одни только простые слова речи Господа, то можно подумать, что Он ничего другого не повелевает им, кроме только того, что надо веровать Ему. Но при более внимательном рассмотрении смысла этих слов можно усмотреть в них указание и на нечто другое. Весьма хорошо делая, Он повел об этом речь, соответствовавшую неразумию вопрошавших. Ведь они, как достаточно научающиеся чрез закон делать угодное Богу, нечестиво отвергают учение Спасителя нашего, говоря: «Что нам творить, чтобы делать дело Божие?» Но надлежало показать им, что они еще весьма далеки от благоугодного Богу служения, и совсем не знают ни одного из истинных благ те, кои, предаваясь законной букве, имеют ум, полный простых только образов и внешних указаний. Поэтому-то с некоторой особенной выразительностью говорит, противопоставляя служению по закону плод от веры: «Сие есть дело Божие, да веруете в Того, Кого послал Он». Это есть, говорит, не то, что вы полагаете, смотря на одни только образы, но узнайте, хотя бы и не желали узнать, что Законодатель некогда не почтил ваших жертв волов, не подобает тебе и закалать овец, как будто бы этого требует от тебя и желает Бог. Что значит фимиам, хотя бы он и распространялся в воздухе благовонными парами, – какую пользу доставит, говорит, козел и принесение редкостной корицы (Иер. 6:20)? Не ест Бог мясо быков и крови козлов не пьет, – знает «всех птиц небесных, и красота полевая» с Ним (Пс. 49:13, 11), – возненавидел и отверг праздники ваши и не обоняет (жертв) в торжествах ваших, как Сам говорит в одном месте (Ам. 5:21), но и не говорил «к отцам вашим о всесожжениях и жертвах» (Иер. 7:22). Итак, не это «есть дело Божие», но, напротив, то, «чтобы вы веровали в Того, Кого послал» Он Сам. И в самом деле, ведь спасение чрез веру действительно выше подзаконного и прообразного богослужения и оправдывающая благодать – осуждающей заповеди.

Итак, дело для боголюбивой души есть вера именно во Христа, и стремление умудряться словами Его гораздо важнее, чем предаваться прообразам и теням.

А кроме того, подивись еще и вот чему. Имея в обычае не обращать никакого внимания на вопрошавших Его ради искушения, в настоящем случае, однако же, дает этот ответ с благопромыслительной целью, хотя и знал опять, что они не получат пользы, но в осуждение им, как в другом случае говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, греха бы не имели, теперь же извинения не имеют во грехе своем» (Ин. 15:22).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-30 Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Иудеи хотят узнать о деле Божием не для того, чтобы совершать оное, но чтобы получить повод к речи. Посему, хотя знает, что они не получат никакой пользы, однако же для общей пользы учения дает ответ и показывает им, равно и всем людям, что дело Божие состоит в том, чтобы веровать в Того, Кого Он послал. Вера в Него есть дело поистине священное, и совершенное, и святящее имеющих оную; ибо основательная вера руководит ко всякому доброму делу, а добрая деятельность сохраняет веру; и как дела без веры мертвы, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 17. 26). Смотри, какая неблагодарность и бесчувственность. После того, как видели столько и таких чудес, опять просят знамения, и притом большего хлебов, которыми насытились. Как чревоугодники опять требуют такого чуда, которое бы служило их чреву. Справедливость сего видна из нижеследующего.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус и рече им: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он

Прежде Иисус Христос в различных местах учил, что Он послан от Бога.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Чтобы вы веровали и пр.: вместо множества дел, благоугодных Богу, понимаемых иудеями, без сомнения с точки зрения закона, дел, требуемых законом Моисеевым, Господь указывает им на одно только дело, какого желает от них Бог, но в котором, как в семени, содержатся все дела, благоугодные Богу, именно дело веры в Иисуса как в особенного посланника Божия, как в Мессию. От этого одного дела веры, как нравственного действия, происходят всякие многообразные дела, благоугодные Богу; все они суть только разные проявления одного этого дела веры как основной добродетели. Всякие добрые дела угодны Богу постольку, поскольку они суть дела веры, без которой невозможно угодить Богу (Евр. 11:6), ибо вера как добродетель именно есть высшее дело свободно-нравственного существа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Отвеща Иисус и рече им: се есть дело Божие, да веруете в того, его-же посла он.


Господь отвечает кротко вопрошающим Его, но в ответе Его открывается новый высший мир для души человеческой. Господь ответом Своим с одной стороны откидывает обрядность закона на второй план, с другой – указывает на веру, в которой, как в семени содержатся все дела, благоугодные Богу. Но как грешным людям приблизиться к Богу без посредника и примирителя? «ибо един есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех» (1Т 2:5-6); и «только оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господом нашим Иисусом Христом» (Рим. 5:1)… «имже примирение прияхом» (Рим. 5:11). Сие то примирение благовествует Господь, глаголя: «се есть дело Божие, да веруете в того, его же посла Он». Господь убеждает Иудеев сделать первый шаг к вере и чрез нее к Богу. В древние времена слава Божия навела ужас на Израиль, «и когда они услышали глас из среды мрака и гора горела огнем... то они сказали Моисею... приступи и слушай, что скажет Господь Бог наш» (Втор. 5:23-27)... но да не говорит с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19). Израиль конечно в ту минуту ужаса верил и трепетал, но остался нравственно жестоковыйным и до того прогневил Бога, что никто, кроме Иисуса Навина и Халева, из видевших славу Божию на Синае, – не удостоились видеть земли обетованной (Числ. 14:22-24, 30). Вера страха не принесла плодов в Израиле; не того хочет Господь, Он хочет возвышения души человеческой верою до любви, а любовь исключает страх: «несть страха в любви», говорит любимый ученик Господа (1Ин. 4:18). Посему-то самое высшее «дело Божие», которое могли сотворить вопрошавшие Господа Иудеи, было верить посланному от Бога, все значение которого они хотя и не могли понять, но который и для этих узких умов был ясно посланником Божиим, ибо глаголал словеса Божии и творил дела Божии. Но в этом великая и таинственная черта человеческого бытия, что Богу угодно было дать ему волю, и эта воля ответственна пред Богом. Все дает Господь Иудеям для того, чтобы они «уразумели время посещения своего» (Лк. 19:44), но «они не восхотели» (Мф. 23:37). Они не не могли, а не восхотели; на эту злую волю и указывает Господь во всех обличениях своих. Здесь же в читаемом нами стихе Господь вызывает к деятельности добрую волю человеческую: «се дело Божие, да веруете»; от вас зависит приблизиться к Богу. Что именно этой доброй воли в слушающих не было, доказывают следующие стихи жесткой и сухой аргументации, которая, как всегда у людей, старающихся что либо доказать себе, служит лишь к тому, чтобы спутывать их собственные мысли и не дать вере запасть в их сердца и принести плод.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-29 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Kого Он послал

Слушатели Христа и сами стремятся к вечной жизни как к высшему благу, но они не знают, что им нужно сделать для того, чтобы особенно угодить Богу («дела Божии») и получить вечную жизнь. В ответ на это Христос говорит им, что для этого необходимо только одно дело – вера во Христа как посланного от Бога раздателя небесных благ. Они должны всецело предать сердца свои Христу, отказавшись от греховных пожеланий, от своих эгоистических стремлений и подчинившись откровенной во Христе воле Божией.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении и разумении Священного Писания.

Ин.1:1. То Слово, которое стало плотию, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою (Ин.1:14), было ими видимо, осязаемо: 1Ин.1:1-5. Слово, Сын Божий, Иисус Христос есть не «разумeниe» или «учение», а отдельная Ипостась, самостоятельное Лице, хлеб жизни: Ин.6:29,51-58; единосущный Богу Отцу: Ин.10:30; кто не исповедует Его пришедшим во плоти, тот антихрист: 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О вере и делах.

Ин.6:28-29. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17; но они сопровождаются во-первых исканием Царства Божия: Мф.6:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10; Вар.2:9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible