Скрыть
Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-43 Славы от человек не приемлю, но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе. Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете

Далее, чтобы, ради великого попечения Его об них, не стали они подозревать Его в любочестии и чтобы не подумали, будто, желая от них веры Себе, Он наблюдает Свою выгоду (а Он упоминал и о голосе Иоанна, и о свидетельстве Бога Отца, и о Своих делах, и обещал жизнь, и употреблял все, чтобы привлечь их к Себе), – так как, говорю, многие, вероятно, подозревали, что Он говорил такие слова из любви к славе, то вот послушай, что Он прибавляет: славы от человек не приемлю (ст. 41), то есть не имею в ней нужды. Не такова, говорит, Моя природа, чтобы Мне нуждаться в человеческой славе. Если солнце от светильника не получает приращения света, тем более Я далек от того, чтобы иметь нужду в человеческой славе. А для чего говоришь это, могли сказать Ему, если не нуждаешься в славе? Да вы спасены будете (ст. 34); это Он сказал еще прежде. Но то же самое выражает и здесь словами: да живот имате. Но Он выставляет и другую причину, – какую? Разумех вы, яко любве Божия не имате в себе (ст. 42). Иудеи часто гнали Его, будто бы из любви к Богу, – за то, что Он делал Себя равным Богу (ст. 18); с другой стороны, Он знал, что они не хотели веровать в Него. Итак, если бы кто спросил: для чего же Ты говоришь это? – Он и отвечает: для того, чтобы обличить вас в том, что вы преследуете Меня не из любви к Богу. И Сам Он свидетельствует обо Мне и делами, и Писаниями. Как прежде вы Меня гнали, считая Меня богопротивником, так теперь, когда Я показал это, вам следовало бы обратиться ко Мне, если бы вы любили Бога. Но вы не любите Его; поэтому-то Я и сказал это, чтобы показать, что вы слишком надменны и напрасно хвалитесь, прикрывая только свою зависть. Но это доказывает Он не только из настоящих обстоятельств, но и последующих. Аз приидох, говорит, во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (ст. 43). Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: приидет во имя свое? Здесь Христос намекает на антихриста и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, показующу себе, яко Бог есть (2Сол. 2, 4). Это именно и значит, что он приидет во имя свое. Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил им о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе: сперва более снисходительную, сказав: да вы спасени будете, и: живот имате: потом, – так как они намеревались осмеять Его, – представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.

Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: послет им Бог действо льсти, да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (2Сол. 2, 11, 12). Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: аще приидет, щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностию означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете

«Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приимите». Дабы фарисеи не подумали, что Господь понапрасну порицает их в словах: «не имеете любви Божией в себе», Он, показывая, что сказанное есть истинная действительность, к вышеприведенным словам тотчас же присоединяет и это изречение. Что Я, говорит, не лгу, называя вас лишенными любви к Божеству, (в доказательство этого) представляю вам одно обстоятельство. Вот «Я» пришел «во имя Отца Моего», ибо убеждаю вас стараться все делать во славу Бога и Отца, – но вы своим неверием отвергли свыше Приходящего и от Бога Исходящего. Но вы «примете», конечно, – как Бог, Я знаю будущее – лжеименного (пришлеца), не Богу и Отцу усвояющего славу и требующего от вас веры, но «имени своему» работающего. Отсюда, думаю, и блаженный Павел, уразумев нечто истинное, говорит об иудеях и о сыне беззакония: «За то, что любви истины не приняли для спасения себя, ради сего посылает им Бог действие заблуждения, для веры им лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде» (2Фес.2:10–12). Поэтому сказанное (Христом), заключая в себе пророчество об имеющем быть в свое время событии, служит доказательством того, что не напрасными словами фарисеи поражаются от Спасителя нашего Христа.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 43-47 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам

Я, говорит, пришел во имя Отца Моего. Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примете. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного. Потому-то, говорит, вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности. И иначе: вы не верите Мне потому, что любите славу друг от друга. Ибо начальники и учители, желая сами только быть в славе у народа, не принимают Меня, чтоб их слава не уменьшилась. А народ, ищущий любви от начальников, не хочет обратиться ко Мне, чтобы из-за Меня не лишиться чести у начальников. - Так как они постоянно ссылались на Моисея, то Господь говорит, что он будет обвинять вас, потому что он писал обо Мне. Где же писал об Нем? Во многих местах. Так изречение «Пророка восставит вам Господь» относилось ко Христу, и многое иное, частью в словах, частью в знамениях и символах. Например, чудо над купиною (Исх. 3, 2). Тут огнем означалось Божество, а терновым кустом - грешное естество, которое воспринял огонь Божества и, однако же, сохранил оное неопальным, озарив светом и одарив Своим сиянием, а недостатков его не приняв. Весьма немало способствовало к вере во Христа и сие изречение Моисея. Если, говорит, восстанет пророк, творящий чудеса и отвлекающий от Бога, не верьте ему: это антихрист. Если же восстанет Пророк, творящий чудеса и ведущий к Богу и Отцу, особенно не отвлекающий от Него, Ему верьте (Втор. 13, 1-3). Итак, Христос, пришедший во имя Отца, творящий чудеса и не отвлекающий их (иудеев) от благочестия, был Тот Самый, о Котором пророчествовал Моисей. - Если же не верите писаниям Моисея, как поверите Моим словам? Он, говорит, написал, и Библия всегда у вас пред глазами, так что, если бы вы и забыли, легко можете припомнить, и однако же вы не верите написанному: как же поверите Моим словам неписаным? - Для чего же Ты это говоришь, Господи, когда знаешь, что они не поверят? Хотя, говорит, Я знаю, что они не послушают, однако же говорю, чтобы они после не отозвались, что мы поверили бы, если бы Ты сказал. И иначе: современники Его неблагодарные не верили; но несправедливо было лишить пользы от слов Христовых тех, которые имели в последствии времени веровать.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете

Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя о антихристе упоминается, как о имеющем прийти. Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа; они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второму тысячелетию.

Аскетическая проповедь

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете

Странное дело: люди как-то склонны верить больше самозванцам, чем людям, имеющим природные, богодарованные права на что-нибудь. Это бывает и в вере, и в государстве. Должно быть, это оттого, что самозванцы льстят нашим страстям (Магомет; наши государственные самозванцы).

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене

Во имя Отца Моего, или посланный Отцом Своим, как Он свидетельствует и Я исповедую, но вы не принимаете Меня.

Аще ин приидет во имя свое, того приемлете

Говорит это об антихристе, который придет во имя свое, т.е. сам от себя, как будто бы он сам был Богом над всеми. Итак, Иисус Христос порицает иудеев за бесстыдство, так как они отвергали Его за то, что Он говорил, что знает Бога, и исповедал, что был послан Им, хотя и не изобличили Его в противлении Богу, – а принимали того, который говорил, что он не знает Бога, и хвастался, что пришел сам от себя, хотя весьма легко было узнать, что он противник Божий. Затем представляет и причину их неверия, именно – любовь к славе. Не желая, чтобы народ предпочитал им Иисуса Христа, они затыкали уши и закрывали глаза перед истиной, и делали все это для того, чтобы не потерять славы, которой они пользовались у народа.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете.

Я пришёл во имя Отца Моего и пр.: пагубное следствие такого вашего отношения к свидетельствам Писания обо Мне как Мессии и недостатка любви к Богу, по которым вы не веруете Мне, – то, что, не приняв истинного Мессию, вы будете принимать ложных. – Во имя Отца: как посланный от Отца, как уполномоченный от Него, действующий именем Его, следовательно, истинный Мессия (ср. Ин. 7:28,8:42).
Во имя своё: не действительно посланный от Бога, действующий сам от себя, самозванец, ложный мессия. – Его примете: потому что он удовлетворит в вас тому, что противоположно любви Божией и заменило в вас её, т. е. вашему самолюбию, удовлетворит тем, что будет проповедовать льстящее вашему самолюбию (обещание земного величия и славы и пр., вообще того, чего ложно ожидали иудеи от Мессии). Со времён Христа насчитывают таких ложных мессий у евреев более 60.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 43-44 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Ст. 43-44 Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете. Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете?

«Аз приидох во имя Отца моего», глаголет вечно-раждаемое Слово; «Аз глаголю, якоже научи Мя Отец Мой» (Ин. 8:28), глаголет Бог по человечеству в бренной плоти изрекающий небесные истины Бога Вседержителя. «Яко от Тебе изыдох», глаголал Господь в последней молитве Своей к Богу Отцу (Ин. 17:8). Но глаголы Бога воплощенного, от Бога посланного и исшедшего, не воспринимаются Иудеями. Господа «свои» не приемлют (Ин. 1:11), потому что Он глаголет истину, а не лесть. «Говорите нам лестное, предсказывайте приятное», говорили Иудеи пророкам еще во времена пророка Исайи (Ис. 30:10). Потому-то пророк, приходящий во имя свое, говорящий речи, приятные народу, льстящий ему, обещающий народу величие земное, от времен Исайи и Иеремии и даже до времен пришествия Господня принимался с радостью, и к числу таких ложных пророков следует причислить и тех учителей Израиля, которые противустояли Господу. Это и указывает Господь Иудеям, воспоминая в словах Своих все прошлое народа сего, даже до дня Его пришествия. Иудеи как народ всегда склонны были преклоняться перед молвою, перед славою земною, пред мнением большинства. На это указывал и от этого останавливал их еще Моисей, говоря им по повелению Божию: «не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2). Но эта сторона народной слабости никогда не достигала такого значительного развития как после плена, когда учители народа выставляли себя абсолютно непогрешимыми пред толпой и поддерживали друг друга, чтобы упрочить за сословием своим власть над народом. При этих условиях развития могли ли они веровать? «Како вы можете веровати славу друг от друга приемлюще, и славы яже от единого Бога не ищете»?

Слава от Бога есть счастие внутренее, слава эта не дает радостей земных; слава апостолов и мучеников и исповедников могла ли привлечь эти закоренелые души, для которых самая религия была только орудием для земных целей. Но надо вникнуть глубже в это состояние души Иудеев, которых Сам Господь назвал «лицемерами» (Мф. 7:5; 15:7; 23:13. Мк. 7:6; 12:15. Лк. 12:1; 56 и мн. др.) в самом обширном смысле этого слова. Лицемерие Иудеев доходило до того, что многие из них перед самими собой скрывали свой атеизм и совершенное равнодушие к религиозной внутренней жизни. Фарисей, который благодарил Бога, что он не таков, как прочие люди (Лк. 18:11), учителя Израилевы, которые учили, что можно не чтить своих родителей, сделав вклад в храм (Мк. 7:11), саддукеи, которые с иронической улыбкой искушали Господа об женитьбе в загробной жизни (Мф. 22:23-28; Мк. 12:20), – могли ли понимать жизнь души в вечности? Они знали закон и с мелочной казуистикой вели счет с Богом, уча и веря сами, что если их нельзя уличить в буквальном неисполнении обрядного закона, то они праведны пред Богом и главнейше пред людьми: но они забыли важнейшее в законе: «суд и милость и веру» (Мф. 23:23).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете

Отвержение Христа представителями иудейства тем страннее, что со временем, как предрекает Христос, они примут другого, который выступит с тем же заявлением о себе, с каким является теперь Христос. Предсказание это исполнилось впервые тогда, когда Симон Бар Kохба, один из иудейских патриотов, поднявший знамя бунта против римского владычества, был признан «звездой от Иакова» (ср. Чис.24:17), т. е. истинным Мессией, и когда тысячи иудеев пошли за этого человека на смерть (132–135 гг. по Р.X.). По толкованию святителя Иоанна Златоуста, здесь Христос намекает на антихриста.

«Во имя свое». Этот другой не будет в действительности уполномочен Богом на принятие звания Мессии, как был уполномочен на это Христос Отцом Своим. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, который видит здесь только антихриста, этот последний сам будет называть себя богом, будет во всем поступать совершенно противно воле истинного Бога.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible