Скрыть
Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз же не от человек свидетельства приемлю

Почему же Ты привел свидетельство Иоанна? Потому, что и оно было свидетельство не человеческое; Иоанн говорил: Пославый мя крестити водою, Той мне рече (1, 33). Таким образом и свидетельство Иоанна было свидетельство Божие, потому что по Божию внушению он говорил то, что говорил. Но чтобы они не сказали: откуда известно, что Иоанн говорил по внушению Божию, и чтобы не прекословили этому, Христос решительно заграждает уста их, направляя опять Свою беседу против их мыслей. Многие, вероятно, не знали этого, а внимали Иоанну, как говорившему от себя самого. Потому Христос говорит: Аз же не от человек свидетельства приемлю. Но если Ты не намерен принимать свидетельство от человека и на нем основываться, то для чего приводишь свидетельство Иоанна? Чтобы они не сказали этого, послушай, как Он опровергает и такое возражение прибавлением последующих слов; сказав: Аз не от человек свидетельства приемлю, Он присовокупляет: но сия глаголю, да вы спасени будете (ст. 34), то есть: Я, как Бог, не имел бы нужды в человеческом его свидетельстве; но так как вы более внемлете ему, считаете его достовернее всех других и к нему стекаетесь, как к Пророку (а весь город стекался на Иордан), Мне же не веруете и тогда, как Я творю чудеса, – то вот почему Я и напоминаю вам его свидетельство.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись

«Аз же не от человека свидетельство приемлю, но сия глаголю, да вы спасени будете». Не отклоняет, как бесполезный, голос Иоанна и не представляет бездейственным свидетеля истины. Иначе Он справедливо оказался бы совершающим нечто нелепое против Себя Самого, странным образом отказывая в достоверности тому, кого Сам послал вопиять: «уготовьте путь Господень, прямыми делайте стези Бога нашего» (Ис. 40:3). Но, как сражающийся с безмерным упорством иудеев, переходит к высшему и достопримечательнейшему, говоря, что нет необходимости принимать Ему свидетельство о Себе от голоса человеческого, – напротив, Он представил более блестящее доказательство из подобающей истинному по природе Богу власти и из всемогущества Божеских знамений. Ведь голос человека можно иногда и отвергнуть, хотя бы то, пожалуй, и был кто-либо из причисленных к святым. Это некоторые и не укосняли делать и противодействовали словам пророков, восклицая так: другое «нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение» (Ис. 30:10). Кроме того, и еще некоторые, убежавшие из Иерусалима или из страны Иудейской в Египет – то были Азария сын Осии и Иоанн сын Карея «и вси мужи презорливии», как написано, – открыто не повинуясь пророчествам Иеремии, говорили: «лжеши, не посла тя Господь к нам глаголати: не входите во Египет» (Иер. 43:2). А доказательство посредством чудес какое может допускать себе противоречие? И засвидетельствование всемогуществом Бога и Отца какой еще может дать любителям обвинений повод для упорства? Так и Никодим – а это был один из наставников у них и находился между получившими начальство – представлял непререкаемое свидетельство от чудес, говоря: «Равви! Знаем, что от Бога пришел Ты учителем, ибо никто не может знамений этих творить, кои Ты творишь, если не будет Бог с ним» (Ин. 3:2).

Итак, поскольку зломыслие иудеев доходило даже до недоверия самому святому Крестителю, приводившему свидетельство в его словесном виде, то и говорит опять применительно к их нравственному состоянию…

Спрашиваемый от вас, блаженный Креститель хотя и засвидетельствовал об истине, но если для вас нет ничего неприкосновенного и вам обычно с безрассудством предаваться всякому злословию, то и голос того (Крестителя) вы, естественно, отвергли. Но если вам и это кажется правильным, то пусть будет так, пожалуй уступлю, соглашусь с вами, отвергну для вас и голос Иоанна и вместе с вами отрину его свидетельство – Я имею свыше свидетельствующего Отца. Научая же опять, что речь эта заключает только предположительное согласие (с иудеями), благополезно присоединил: сие же говорю, да вы спасетеся, вместо: таковые слова высказал Я вам не потому, чтобы в действительности было так, но предположительно, чтобы всяческим образом спасались вы.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-35 Если Я свидетельствую сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его

Здесь Господь, по-видимому, Себе противоречит. Ибо Он неоднократно свидетельствовал Сам о Себе, например, самарянке сказал: «Я - Христос» (Ин. 4, 25. 26), слепому (Ин. 9, 35-37) и в другое время несколько раз. Если это ложно, то как нам надеяться спасения? Но не в этом только представляется противоречие, а есть еще и другое не меньшее. После этого (Ин. 8, 14) Он говорит: если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно. Как же согласить это кажущееся противоречие? Когда Он говорит: если Я свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое не есть истинно, - тогда говорит применительно к понятию иудеев. Быть может, они намерены были сказать Ему, что Ты Сам о Себе свидетельствуешь, а в свидетельстве о самом себе никто не заслуживает веры. Посему Он настоятельно говорит: Я Сам о Себе не свидетельствую, ибо в таком случае, по вашему мнению, Я не стоил бы вероятия, но есть другой, свидетельствующий о Мне, - Иоанн. Когда же говорит: если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно, - то говорит так по уступчивости. Уступая помыслу иудеев, говорит: пусть так, что Я свидетельствую Сам о Себе; но если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно. Ибо Я, будучи Бог, достоин веры. Посему первое сказал настоятельно, что не Я свидетельствую, но Предтеча, а второе - по противопоставлению или по уступчивости: если и Я свидетельствую, свидетельство Мое истинно. - Я, говорит, имею троих свидетелей: «Иоанна, дела Мои и Отца Моего». Первым выставляет Иоанна. Чтобы кто-нибудь не сказал Ему, что Он свидетельствовал о Тебе в угодливость (Тебе), говорит: вы сами посылали к Иоанну. А, без сомнения, вы не послали бы спрашивать его, если бы не считали его достойным веры. Посему вы сами свидетельствуете, что Иоанн был истинен. Хотя Я, как Бог, не нуждаюсь в свидетельстве человека. Господь - в свидетельстве раба, но так как вы считаете его более правдивым и внимаете ему более, нежели Мне, и к нему прибегали, а Мне и при чудесах не веруете, то посему Я напоминаю и о свидетельстве Иоанновом и делаю все, принимаю и недостойное Моего божества, только бы вы спаслись. - Называет Иоанна «светильником горящим», потому что он имел происхождение земное, и свет имел не сам от себя, но от благодати Духа, и «на время»; когда же наступил день Господень, то есть учение, то светильник закрылся. Все сказанное им приняли «на время» и порадовались об Нем, а потом забыли сказанное им обо Мне и остались при прежнем неверии. Ибо если бы вы однажды твердо поверили ему, то он скоро довел бы вас до веры в Меня.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз же не от человека свидетелства приемлю

т.е. Я не нуждаюсь в человеческом свидетельстве, будучи Богом. Но почему же Он приводит в свидетели Иоанна, тоже человека? Прежде всего потому, что свидетельство было не его собственное, а Божие, так как он сказал: Пославый мя крестити водою, Той мне рече (Ин. 1, 33); а затем Иисус Христос представляет и другую причину. Смотри:

но сия глаголю, да вы спасени будете

Я говорю о свидетельстве Иоанна не потому, что нуждаюсь в человеческом свидетельстве, но говорю с премудрой целью, чтобы, поверив и Тому, Кто на самом деле достоверен, и тому, кто вам кажется таковым, вы спаслись.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

– Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство: свидетельство Крестителя о Христе было не человеческое, не от человека свидетельство, но Божие, от Бога (Ин.1:31-34); потому сими словами Господь не отвергает силы свидетельства Крестителева о Себе, а становится на точку зрения иудеев и, имея в виду указать на свидетельство о Себе ещё высшее, как бы уступает им. Речь Господа можно перефразировать так: Иоанн Креститель, когда вы посылали к нему, засвидетельствовал вам истину обо Мне как Мессии. Вы не поверили ему, как видно из того, что не верите Мне, – не поверили потому, что легкомысленно отнеслись к его свидетельству и сочли его за свидетельство не Божие, но человеческое, и самого Иоанна перестали считать посланником Божиим и предали его врагам его.
Пусть будет так, по-вашему; пусть свидетельство Иоанново будет свидетельство человеческое; оставим его! Я не нуждаюсь в свидетельстве человеческом, – у Меня есть свидетельство высшее; но Я ссылаюсь на это свидетельство ради вас, чтобы вы спаслись, ибо оно – истинное свидетельство, хотя вы ему и не верите, принимая его ошибочно за человеческое.
– Чтобы вы спаслись: уверовав свидетельству Крестителя, как свидетельству об истине и свидетельству божественному, вы могли бы получить спасение, ибо уверовав ему, уверовали бы в Меня как Мессию и получили бы спасение. В этих и следующих словах Спаситель защищает достоинство свидетельства Иоаннова против ложного понимания его иудеями как свидетельства человеческого, а не утверждает, что оно действительно свидетельство человеческое, которого Он не хочет будто бы принимать,

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 33-35 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Ст. 33-35 Вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине. Аз же не от человека свидетельства приемлю, но сия глаголю да вы спасени будете. Он бе светильник горя и светя: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его.

Господь в словах сих ставит на вид Иудеям, что не будучи, (по состоянию душ своих), довольно чистыми и нравственно развитыми, чтобы понять высшее свидетельство, они не хотят понимать даже то свидетельство, которое по узкому воззрению их самих есть свидетельство неопровержимое даже для их упорных умов. «Вы посылали к Иоанну», говорит Господь; не Я ссылаюсь на него, ибо Я не принимаю человеческого свидетельства, даже такого великого пророка как Иоанн, а вы сами посылали в нему (Ин. 1:19-28), и он засвидетельствовал истину, говоря: «и аз не ведех его, но пославый мя крестити водою, той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34.). «Имея это свидетельство от лица столь святого как Иоанн и к которому вы сами посылали, – глаголет Господь, – как же вы остаетесь в неверии? Говорю это, прибавляет Милосердый, – чтобы вы спаслись».

О Иоанне, который в это время, как надобно думать, был уже заключен в темницу и готовился предстать пред Всевышняго (1), – Господь глаголет уже в прошедшем: «Он бе светильник горя и светя»! Называется он светильником, ибо как все люди он был возжен от Света вечного: «не бе той свет, но да свидетельствует о свете» (Ин. 1:8) Горел он, сей Богом возженный светильник, доколе бренный материал тела его не истощился, исполнив предназначенное ему Господом на земле. Он был временно свет для окружавших его людей (Мф. 5:14), ибо по слову Господа (Лк. 12:35) чресла его всегда были препоясаны и светильник (врученный ему Богом) был всегда горящ.

Но так-ли поняли его Иудеи? Радовались они появлению Иоанна, – в этом сомневаться нельзя в виду слов Господа, но чему радовались они, если они не верили ему (Мф. 21:25, 32; Мк. 11:31; Лк. 20:5) и ходили в пустыню скорее смотреть нечто любопытное, чем учиться от Иоанна добру и правде (Лк. 7:24-26) (2). По-видимому радость Иудеев основывалась на том, что в народе со времен Малахии (470 л. до Р. X.) более четырех веков не восставало пророка и появление его знаменовало, что Бог посетил народ свой. Преследуя свою излюбленную мысль о величии земном, имеющем достаться в удел Израилю, Иудеи ждали, что вслед за пришествием Иоанна явится Мессия, – не тот, который действительно явился, а Мессия их фантазии, царь и завоеватель.

Господь и отвечает на эти мысли их, говоря: «вы восхотесте возрадоватися в час светения его». Это было совершенно бесплодное радование, которое изображено у пророка Иезекииля в стихах 30–33 33 главы (Иез. 33:30-33), когда он рисует Иудеев: «и они приходят к тебе, как на народное сходбище... и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо они в устах своих делают из этого забаву... И вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».

Напоминая все это Иудеям словами Своими, Господь хощет, чтобы они спаслись, но как говорит Апостол, «не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

1) Весьма трудно определить время мученической кончины Иоанна; может быть она в это время совершалась, или уже совершилась. Но несомненно, что он был уже в темнице.
2) Сначала некоторые из фарисеев и саддукеев крестились у Иоанна (Мф. 3:7), но по-видимому скоро ученые стали относиться к нему небрежно.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-35 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его

Хотя Христос мог бы сослаться и на свидетельство, на то, что о Нем Иоанн Kреститель высказался как «об истине» (т. е. сказал, что Христос есть истинный Мессия) перед посланными от Синедриона (Ин.1:19–23), тем не менее Он этого не делает, потому что Иоанн как человек не мог дать решающего свидетельства о Христе. Если Христос и упоминает о свидетельстве Kрестителя, то только в интересах Своих слушателей, чтобы дать им возможность воспользоваться всякими средствами к достижению спасения, которое Христос, очевидно, не считает для них невозможным.

«Он был светильник»… Это образное описание лица и деятельности Иоанна Kрестителя напоминает собой то, что сказано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова об Илии пророке (Сир.48:1). Может быть, также Христос этим напоминал слушателям и пророчество Малахии о том, что перед пришествием Мессии должен выступить как Его предтеча пророк Илия (Мал.4:5–6). Христос хочет сказать, что Иоанн Kреститель имел такую же ревность о славе Божией, как и Илия. Выражение «был» (ἦν) указывает на то, что общественная деятельность Kрестителя уже окончилась в то время, когда Христос говорил эту речь.

«Вы хотели малое время порадоваться…» Вместо того чтобы воспользоваться проповедью Иоанна для собственного обращения на истинный путь, иудеи только услаждались сознанием того, что среди них после долгого промежутка времени снова появился великий пророк, перед которым трепетали и цари. Да, для иудеев этот светильник, теперь уже потухший, светил напрасно!

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible