Скрыть
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-33 Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите: и несмь един, яко Отец со Мною есть: сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир

Выражение же: Отец со Мною есть (ст. 32) Он опять употребил для них, потому что всегда и везде хотел научить их этому. Потом, чтобы показать, что, говоря таким образом, Он еще не преподал им знания совершенного, но сказал так для того, чтобы они не смущались мыслями, – а им естественно было подумать нечто человеческое и что они не получат от Него никакой помощи, – говорит: сия глаголах вам, да во Мне мир имате (ст. 33), то есть чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей, но всегда имели бы в своем сердце. Итак, пусть никто не возводит в догмат этих слов: они сказаны в наше утешение и по любви. Не теперь только, говорит, вы подвергаетесь таким страданиям, и ваши бедствия этим не окончатся; но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, – не теперь только, когда предают Меня, но и после. Но будьте бодры духом: вы не потерпите никакого зла. Когда Учитель победил врагов, то не должно уже скорбеть ученикам. Но как, скажи мне, Ты победил мир? Сказал же Я, что низложил его князя; но вы это узнаете и впоследствии, когда всё будет уступать и повиноваться вам.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

Известно тебе, что труды и подвиги порождают несказанное и непрекращающееся веселье, и что в сравнении с величием славы, доставляемой добродетелью, труды сии ничто. Итак, почему же, зная это, домогался ты узнать значение сказанного: скорбни будете в мире сем? Ибо известно, что настоящая жизнь есть поприще подвигов и борений, а венцы и награды предоставлены жизни будущей.

Вооружая себя надеждою на то, что будущие блага даны будут воздвигшим славные победные памятники над пороком, прекрасно ограждая себя отовсюду и молитвами сооружая сию крепкую стену, отражай нападение малодушия; потому что оно сильно овладеть и мужественною душою, если она, непрестанно мечтая о венцах, не будет переносить горестей.

Письма. Книга I

Максим Исповедник, прп. (†662)

Тот, кто смог умертвить посредством [духовного] делания земные члены (Кол. 3:5) и победить, через [исполнение] заповедей Слова, мир страстей в себе, не претерпит никаких скорбей. Он уже покинул мир и оказался во Христе — Победителе мира страстей и Подателе всяческого мира. Ибо не отказавшийся от пристрастия к материальным [вещам] будет всегда одержим скорбями, ибо его сознание изменяется одновременно [с этими вещами], которым по естеству присуще изменяться. А для оказавшихся во Христе не будет причин чувствовать какое-либо вещественное изменение. Поэтому Господь и говорит: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Во Мне - то есть в Слове добродетели вы имеете мир; [вы], освободившиеся от беспорядочного движения и смятения материальных страстей и вещей. В мире - то есть в пристрастии к вещественному. Скорбь - [то есть то, что возникает] вследствие постоянного изменения этих материальных вещей. Ведь скорбью одержим и тот, кто подвизается в добродетелях по причине связанного с этим труда, и тот, кто любит [вещественный] мир вследствие обмана, который [несут с собой] материальные [вещи]. Но одна скорбь - спасительная, а другая - тлетворная и пагубная. Господь дарует освобождение обоим: для одного это - упокоение от трудов добродетелей в себе через бесстрастие в созерцании, для другого - избавление от пристрастия и привязанности к тлетворным [вещам] через покаяние.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

«Сие», говорит, «сказал Я вам», чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей и не колебались, и не смущались продолжать твердую любовь ко Мне, но «чтобы вы имели во Мне мир», то есть, чтобы вы пребывали непреклонными, принимая за верное все, что Я ни говорил вам. Да слышит и Арий, что все это смиренное и, по-видимому, недостойное славы Сына, сказано ради слушателей, а не для того, чтобы мы пользовались этими словами при определении догматов; ибо они сказаны в утешение апостолов, как показывающие любовь Его к ним. «В мире будете иметь скорбь». Искушения для вас не остановятся на страшных этих словах, но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, не теперь только, когда Я предаюсь, но и после этого. Но вы противостойте искушающему помыслу. «Мужайтесь: Я победил мир». А когда Я победил, вам, ученикам, должно не скорбеть, но презирать мир, как уже побежденный. Как же Он победил мир? Низложив начальника мирских страстей. Впрочем, это видно из последующего. Ибо все Ему покорилось и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражескую (Лк. 10, 19). Ибо чрез человека смерть вошла, чрез человека же и жизнь, и сила на диавола (1Кор. 15, 21-55). Ибо, если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: в мире скорбны будете. Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Ежели дозволявшии, или присвояющии себе право судить, находили недостатки и неправильности в Самом Господе, Источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином, и хуже того (см. Мф. 27:63; Ин. 8:48), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющаго: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя; и тогда похвала будет комуждо от Бога (1Кор. 4:5).

Письма

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

Господь Спаситель есть мир наш, нашего сердца, нашей души. Не отставай же от Него никогда. В мире будете иметь скорбь (подвергнут вас люди разным страданиям): но мужайтесь: Я победил мир. Я победил его, обессилил и вас сделаю победителями. Не бойтесь же его. Это – минутный огонь.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия глаголах вам, да во Мне мир имате

Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.

В мире скорбни будете

не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище , место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:

Но дерзайте, (яко) Аз победих мир

т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

 Сие сказал Я вам, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, чтобы вы имели во Мне мир. Все, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (да не смущается сердце ваше, да не устрашается; Ин.14:1,27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним (Ин.14:27), в единении духовном с Ним.
 В мире, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы будете иметь скорбь, когда среди него будете продолжать дело Мое в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесется к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (Ин.15:18-21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе (Ин.15:18-16,4); но при этой скорби, при тех бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь победил мир: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осужден (Ин.12:31; Ин.16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в Ин.13:31 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: мужайтесь, Я победил мир, оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем!

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

Здесь находится заключение к речам 15-й и 16-й главы (14-я глава имеет свое особое заключение в ее 31-м стихе). Господь для того и держал добавочные речи, помещенные в главах 15–16, чтобы апостолы имели «в Нем мир», т. е. мир, какой Он имеет, с каким Он идет на страдания (ср. Ин.14:27). И этот мир должен и у апостолов иметь свое основание в том же, в чем он имеет опору во Христе, именно, Христос уверен в Своей победе над враждебным Ему миром, который уже, можно сказать, теперь лежит у Его ног, как побежденный (ср. Ин.13:31). Так и ученики должны в мысли об одержанной их Учителем победе почерпать силы для перенесения грядущих скорбей (ср. стих 21).

Некоторые из новейших толкователей считают 15-ю и 16-ю главы вставкой, которую сделал позднейший писатель. Главным основанием для такого мнения служит то обстоятельство, что в Ин.14:31 Господь приглашает апостолов «встать и идти» из горницы, признавая таким образом прощальную беседу оконченной. Но критики напрасно смущаются таким обстоятельством. Kак и выше сказано (см. комментарии к Ин.16:31), Господь мог продолжить Свою беседу с учениками, видя, что они прямо не в состоянии последовать Его приглашению, не могут, так сказать, от великого горя подняться со своих мест. Точно так же мало силы имеет и другое основание, на которое ссылаются критики, не признающие подлинности этих глав. Именно, они говорят, что в этих главах отчасти повторяется то, что уже известно из Ин.13:31–14:31 (Хейтмюллер). Но что же удивительного, если Господь, утешая Своих учеников, повторяет иногда одни и те же мысли? Очевидно, что они нуждались в таком повторении, что иное они в первый раз недостаточно ясно себе усвоили…

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О мире внутреннем и внешнем.

Ин.14:27. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17; Фил.4:7; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33; а в другом месте Господь еще сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32-36;24:5-9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible