Скрыть
Иисус отвечал им: теперь веруете?

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-32 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя: посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною

Ученики, услышав, что Бог Отец будет любить их, и что они не нуждаются в посредничестве Его, Христа, как усвоенные Отцу, и что Он исшел от Бога, говорят: «теперь видим, что Ты знаешь все», то есть знаешь, чем соблазняется сердце каждого, и не имеешь нужды узнавать это от других, и потому веруем, что Ты от Бога исшел. Ибо знать тайны сердечные свойственно Богу (Пс. 43:22). Смотри же, как они были несовершенны, когда говорят: «теперь видим». Они, так много и долго слушавшие учение Его, говорят: теперь мы знаем. А Христос объявляет им, что они и теперь еще несовершенны, что они не уразумели ничего великого о Нем, но еще обращаются низко и около земли. Он говорит: «теперь веруете?» и этим как бы упрекает и укоряет их за медленность веры. А чтобы они, держась таких мыслей о Нем, не подумали, что они угождают Ему, говорит: «наступает час, что вы рассеетесь каждый в свою сторону». Вы думаете, что имеете обо Мне великое представление. А Я говорю вам, что вы оставите Меня врагам, и такой страх овладеет вами, что вы и удалитесь от Меня не вместе друг с другом, но рассеетесь каждый поодиночке, и каждый сам себе будет искать убежища и спасения. Но Я от того не потерплю никакого зла. Ибо Я не один только, но и Отец вместе со Мною. Посему Я страдаю не по бессилию, но добровольно отдаюсь распинателям. Когда, посему слышишь: Боже! «для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46), не понимай так просто, будто Спаситель оставлен Отцом, (ибо, как Он свидетельствует здесь: «Отец со Мною»?), а понимай так, что слова эти сказаны естеством человеческим, оставленным и отверженным за грехи, но во Христе примиренным и усвоенным Отцу.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

О сем веруем, яко от Бога изшел еси. Отвеща им Иисус: ныне ли веруете

Ст. 30-31: Как бы в благодарность Господу за Его прежние слова, ученики сами сказали: поэтому мы вполне веруем, что Ты послан от Бога, что Ты Сын Божий. А Иисус Христос, порицая несовершенную еще веру учеников, сказал: ныне ли совершенно веруете? Еще нет: в этом обличит вас наступившее уже время.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.31-32. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 

Иисус отвечал им 
и пр.: с живостью и одушевлением ученики выразили свою веру в Господа как Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел ещё несовершенство таковой веры, ещё не озарённой Духом Святым. Несовершенство сие выразилось в одном их слове – теперь, и Господь видел его именно в этом слове, как видно из ответа Его, видел, что и представляемые учениками основы их веры теперь опираются на не совсем правильно понятых ими словах Его. «Дети ещё были, замечает блаженный Августин, до того ещё непонятливы, что не тотчас понимают даже и то, что они не понимают» (ср. Злат., и Феофил.). Тем не менее, это искреннее, глубокое, детское исповедание веры было дорого для Господа в эти решительные минуты. Эти одиннадцать простых галилеян чувством своим поняли и приняли и возлюбили Его как Мессию; этого довольно теперь, иной Утешитель придёт и просветит их ум и укрепит волю; теперь же и этого довольно, и Господь мог окончить беседу с ними благодарственной молитвой Богу Отцу Своему Небесному. Он так и поступает, но предварительно даёт понять ещё ученикам, что вера их со временем только, когда озарит её Дух Святой, будет совершенна для их высокого служения будущего, а теперь ещё не выдержит предстоящего ей искушения. Упоминая о сем близком искушении, Он, без сомнения, имеет в виду укрепить её, насколько это возможно с их стороны, против этого самого искушения.
– Теперь веруете? Вопрошает Господь. Думаете, что теперь вера ваша в Меня достигла силы и крепости веры несокрушимой, вопреки словам Моим, что совершенства достигнете вы после Моего отшествия от вас, когда приидет к вам другой Утешитель? Нет, ваша вера теперешняя не выдержит первого же испытания, какому она в скором времени – через несколько часов – подвергнется.
– Вот наступает час, и настал уже, т. е. весьма близко то время (ср. прим. к Ин12:23;4:23), когда вы рассеетесь и оставите Меня одного.
– Каждый в свою сторону:
или каждый в своё место, кому куда случится. – (Кажется, Иоанн сокращённо передаёт здесь ту же речь, которую подробнее передают евангелисты Матфей 26:31-35 и Марк 14:27-31, при чём последовало второе предсказание Петрова отречения и уверение учеников в их преданности Ему до смерти, что вполне согласно с настроением учеников в сию минуту, по Иоанну, и с намерением Господа указать на несовершенство ещё её, по которому она не выдержит предстоящего ей искушения.) Исполнение этого предречения Христова точно указано евангелистами (Мф.26 и парал.), когда при взятии Господа в саду Гефсиманском все ученики Его разбежались.
– Я не один и пр.: см. прим. к Ин.8:29. Временное оставление Богом Отцом Сына Своего в минуту страданий и смерти (Мф.27:46) не противоречит сему, ибо в сию же минуту Господь торжественно изрекает: в руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-32 Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною

В ответ на это исповедание Господь принимает их веру как факт (вместо «теперь веруете?» лучше перевести «да, теперь вы веруете»), но говорит, что эта вера в апостолах скоро ослабеет настолько, что они оставят Христа (ср. Мк.14:27, 50). «Впрочем, – замечает Христос как бы для того, чтобы успокоить апостолов на будущее время, когда они будут считать все дело Христа погибшим, – Я все же не останусь одинок, Отец всегда со Мною».

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.

Ин.16:31-32. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему ап. Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощию: 2Кор.12:1,5,9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible