Скрыть
о суде же, что князь мира сего осужден.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

О суде же, яко князь мира осужден есть

Здесь опять возобновляет речь о правде, так как Он победил противника. Если бы Он был грешником, то не победил бы, потому что этого не мог сделать никто даже из людей праведных. А что (диавол) осужден чрез Меня, это узнают те, которые впоследствии будут попирать его и ясно увидят Мое воскресение, которое служит знаком его осуждения, так как он не мог удержать Меня. Значит, и то, что говорили, будто Я беса имею и будто Я обманщик, – и это окажется тогда ложным. Я не победил бы его, если бы Я был повинен греху. Теперь же он осужден и низвержен.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-11 И Он пришел обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден

Утешитель придет. Какая же от того польза? Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их «о грехе», то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему», то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: «и уже не увидите Меня» - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит «о суде, что князь мира сего осужден», то есть что Я праведен и безгрешен, - это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: бесы в Нем (Ин. 8, 48-62; 10, 20); Он творит чудеса силою веельзевула (Мф. 12, 24); Он обольщает народ (Ин. 7, 12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир «о правде», то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и «осуждает» как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.

Евфимий Зигабен (†1118)

О суде же, яко князь мира сего осужден бысть

что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов силой веельзевула, князя бесовского (Мф. 12, 24), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 8-11. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. 


И Он, придя и пр.: Господь в кратких, решительных чертах изображает ту нравственно-духовную победу, какую Дух Святой чрез них одержит над миром и князем мира сего. Эта победа выражается словом – обличит. Общее значение слова – вывести наружу, или – довести до сознания неправоту, преступление, грех (ср. Ин.3:20,8:9,461Кор.14:24; Тит.1:9; Мф.18:15; Лк.3 и др.); таковое обличение есть то же, что нравственный суд над миром, следствием которого может быть или обращение ко Христу, под условием покаяния (ср. 1Кор.14:24), или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян.24:25; Рим.11 и далее). Это обличение мира Духом Святым совершится посредством проповеди и действий тех, которые приимут Его в себя, т. е. действиями и проповедью прежде всего апостолов, а потом и вообще верующих, как живых органов Его действий. Три предмета представляются как предметы обличения мира Духом Святым: грех, правда и суд; но эти предметы обнимают собою всю совокупность христианской истины и все уклонения от неё, так как эти предметы существенные. Лучшее объяснение всего этого обетования Господня представляет речь св. Ап. Петра в день Пятидесятницы и её действие на слушателей (Деян.2). – Первый предмет обличения мира Духом есть грех, и именно грех неверия в Господа как Мессию: о грехе, что не веруют в Меня. Этот грех, грех неверия, доведён будет до сознания мира Духом Святым именно как грех и самый существенный, и самый тяжкий. Когда у иудеев речь была о грехе, под ним разумели преступления буквы закона, оскорбление субботы и пр. Это довело до того, что Святейшего сочли грешником (Ин.9:24). Дух Святой проповедью апостолов обличит мир в этом грехе, т. е. доведёт до сознания его, что коренной тяжкий грех, в котором как бы совокупляются все другие грехи, состоит в неверии в Иисуса как Христа, совершившего искупление всего мира; потому он коренной и тяжкий, что именно в нём выражается самым ясным образом вражда мира против Бога (Ин.15:22-24). Это именно выразительным образом даёт чувствовать иудеям св. Ап. Пётр (Деян.2:36 и далее; Деян.3:12 и далее), и некоторые из них чувствуют силу сего, каются и обращаются ко Христу (2 и далее), другие не следуют сему. Таким образом, совершается нравственный суд над миром вообще таковым обличением мира о грехе; одни вследствие такого обличения обращаются к вере во Христа чрез покаяние, другие ещё более ослепляются духовно и ожесточаются, или «грешат не веруя» (Евф. Зиг.). – Второй предмет обличения мира Духом Святым – правда: о правде, что Я иду к Отцу Моему. Если мир заблуждался в своём представлении о грехе, то не менее заблуждался и в своём представлении о правде, и – в этом обличит его Дух Святой устами апостолов. На взгляд мира, например иудейского, праведность представлялась под образом по внешности безукоризненного исполнителя закона Божия – фарисея. Дух Святой покажет миру другой истинный образ правды в лице праведника, Которого мир счёл грешником, беззаконником и как такового умертвил (Ин.18:30); но Он был совершеннейшим праведником (ср. 1Ин.2:1,29,3:71Пет.3:18), и эта праведность Его засвидетельствована Богом особенно в том, что Он спосадил Его одесную Себя на небесных (Еф.2:6), дав Ему всякую власть на небе и на земле (Мф.28:18), что́ и засвидетельствовано Духом Святым чрез проповедь апостолов, и таким образом мир обличён о правде (ср. Злат., и Феофил.).
– И уже не увидите Меня: телесно, по вознесению. Вознесение Господа с прославленным телом на небо есть действительно сильнейшее доказательство Его праведности и неправды мира в отношении к Нему. На это именно указывает опять св. Ап. Пётр иудеям, говоря о воскресении и вознесении Господа (Деян.2:24-36), и это опять – то же, что нравственный суд над миром, вследствие которого одни обращаются, другие ожесточаются. – Третий предмет обличения мира Духом Святым есть собственно суд над князем мира сего: о суде, что князь мира сего осуждён.
– Князь мира
 – дьявол или сатана: см. прим. к Ин.12:31;14:30. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа чрез покаяние и – совершенное ожесточение; первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Таковому осуждению подлежит особенно отец таковых ожесточённых (Ин.8:44) и владыка над ними, князь мира сего – дьявол, главный исконный враг Христа и Его Царства, – и Дух Святой проповедью апостолов доведёт до сознания мира, что дьявол уже осуждён. 
Осуждён – тем, что Господь совершил дело искупления человечества, вследствие чего верующие по вере во Христа освобождены от власти дьявола и поставлены в общение со Христом. Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: князь мира сего изгнан будет вон из мира (12, ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру чрез проповедь апостолов Духом Святым, и тем обличится мир о суде.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 7-11 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.

«Истину говорю вам»: тайны Божии, тайны великия открываю вам, глаголет Господь; и после сего вещает подробнее и частнее о «Утешителе Духе Истины», о Котором Он благовествовал уже им Ин.15:26, как о Свидетеле Своем. Прежде всего (Ин.16:7) Господь ставит пришествие Утешителя в зависимость от Своего отшествия, разумея под сим, что только священная Жертва, Им приносимая, может приуготовить человека к восприятию Духа Божия. Лучше для вас, глаголет Господь, пережить эти грядущие часы скорби и душевных мук, потому что Я иду не для того, чтобы удалиться навсегда от вас, но чтобы осчастливить вас на веки, на веки пребывать с человечеством верующим в Духе. Только Жертва, принесенная Агнцем, искупив человечество, дала ему возможность воспринять Утешителя, т. е. воспринять непрестанное вечное пребывание Духа Божия с теми, которые верою воспринимают тайну спасения. Господь, в образе человеческом обитавший в Палестине, волею Своею, Божией, подчинился пространству и времени и пределам человеческого существа. Отходя, Он указывает, что эти добровольно наложенные на себя пределы и преграды будут Им уничтожены и Он посылает от Отца(Ин. 15:26) Утешителя Духа «идеже хощет дышет и глас Его слышиши, но не веси откуда приходит и камо идет»(Ин.3:8). Чтобы пришел Утешитель, Дух Божий, надобно было, чтобы Господь восшел ко Отцу, совознеся с Собою и освящая плоть человеческую, а после сего Господь является ученикам и глаголет: «приимите Дух Свят». Не оставляет Господь учеников, отходя Сам и посылая Утешителя, ибо, как говорит Василий Великий: «Одно начало существ созидающее через Сына, и совершающее в Духе... посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающие Слово и утверждающего Духа».

Посему Утешителем, как показует Григорий Богослов, Параклитом и Умолителем называется и Господь наш Иисус Христос298, ибо действия Божества, единое суть действие, хотя различны по образу проявления своего299.

Грядет Утешитель, Дух Истины для утешения и для обличения.

Все (говорит Св. Кирилл Иерусалимский), направляется Духом Святым к благому и спасительному. И, во-первых, пришествие Его кротко, ощущение благоуханно, бремя весьма легко. Приходит Он с сердоболием искреннего попечителя, потому что приходит спасти, исцелить, научить, вразумить, укрепить, утешить, просветить ум, сперва в приявшем Его, а потом чрез него и в других.

И как у человека, который прежде был во тьме, и потом увидел внезапно солнце, просвещается телесный взор, и чего не видел он, видит то ясно; так и у сподобившегося приять Святого Духа просвещается душа и усматривает он чего не знал, и что выше человека»300.

Грядет Дух Истины и для утешения и для обличения301.

Обличает Дух Святой, раскрывая тайны человеческого сердца перед абсолютной Божественной Правдой. В слове сем обличение лежит мысль о высшей власти и праведном суде и наказании как естественном последствии обличенного перед правдою Божией греха человеческого. Но здесь под именем обличения разумеется еще высшее действие, ибо Господь говорит, что Утешитель «пришел обличить мир (не только) о грехе, но и о правде и суде». Правда явлена будет с пришествием Утешителя как светило, освещающее внутреннего человека, «да откроются помышления сердец»302.

В трех предметах сих уразумеваем изображение всей плотской и духовной жизни человека, ибо обличение касается греховного состояния человека, его оправдания верою в Правду, и осуждения мира в его прелестях и похотях, вместе с князем мира, т. е. диаволом.

«Обличит мир о гресе, яко не веруют в Мя». Основной грех, в котором как бы заключаются все прочие, есть неверие, отсутствие веры и любви к Ходатаю и Спасителю и Господу, приносящему Себя в жертву за грех мира. Грех прежде всего есть идолопоклонство, ибо он есть обоготворение себя и своих желаний и страстей или своего разума, возводимого на высоту ему не подобающую. Созерцая лишь самого себя, человек за заслоняющим образом своим не видит Бога и не может поэтому понять любви и жертвы Господа Иисуса. Таковых обличает Дух Святой о грехе, и ко множеству частных примеров из Апостольской истории и проповеди303 мы присовокупим мировое и вечное обличение Духа Святого иудеев и язычников и философов атеистов. Воспринять же Духа Святого может только верующий, а верующий отдает в распоряжение Бога волю свою, отказываясь совершенно от собственной воли своей или лучше сказать стремясь слить свою человеческую волю с волей Божией.

Отсутствие веры ведет за собою исполнение своих собственных желаний, кичение своим собственным умом, а потому и смерть, ибо сказал Господь: «любящий душу свою потеряет ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную»304 и «какой выкуп даст человек за душу свою»305? Слияние же своей человеческой воли с волею Божией есть жизнь вечная, возжигаемая Духом ради предвечного Слова во плоти принесшего Жертву за мир пред Богом Отцом.

Дух Святой, продолжает Господь, обличит мир «о правде яко ко Отцу Моему иду, и к тому не видите Мене».

Выражение это, говорит Иоанн Златоуст306, означает, что Господь воспоминает чистую и святую жизнь Свою и указывает, что Он идет ко Отцу, и что Дух отнимает у врагов Господа всякий предлог к обвинению Его. Другими словами можно разъяснить выражение Господа, воспоминая пророчества и псалмы, которые указывали на безгрешного Агнца, мучимого за беззакония людей, но Который Сам был непорочен и безгрешен307. Он был праведен, но причислен к беззаконникам, но Дух Божий свидетельствует и обличает о Правде Его. Дух не только раскрывает правду, Дух обличает неверующих, что распятый, как беззаконник, есть Сам Бог, источник всякой правды. Слово Божие по Существу Своему есть истина, есть правда и Господь Иисус Христос, – Слово, восприявшее существо человеческое и подчинившее Себя пространству и времени, – есть откровение Правды на земле. Веровать в Господа есть знать Правду, а утверждается эта истина тем, что Богочеловек восходит ко Отцу, исполнив на земле всякую правду» (Матф. III, 15) и водворив ее на земле Своим Божественным присутствием.

В Господе было исполнение всякой правды: правды закона и правды милости и благодати.

Возвращение Господа ко Отцу знаменует окончание дела: «Я, глаголет Господь308, прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

Когда дело совершено будет, то Господь удалится с земли видимо: «и ктому не видите Мене».

Он станет невидим телесными очами, но просветление духовных очей Духом Святым создает новое зрение духовное, которым мы осмеливаемся созерцать Бога во Иисусе Христе по благодати Духа Святого, ибо ведаем, что Вседержитель не оставил нас сирых, пришел к нам и обитает с нами в Духе. Оттого, мы, хотя грешники, но веруя, и с помощью Духа Святого, «взираем на начальника и совершителя веры» (Евр. XII, 2) «вознесенного на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III, 15). Посему мы веруем, что Правдой Его и мы очистимся и освятимся, ибо Он Истина и Любовь глаголал к нам грешникам: «грядущаго ко мне не изжену вон» (Иоан. VI, 37).

Дух Святой обличит мир, и «о суде, яко князь мира осужден бысть».

Самое появление Правды есть уже суд мира и князя его, т. е. диавола, учащего злоупотреблять дарами Божиими, т. е. умом и волею и телом. Дух Истины, просветляя духовные очи человека, дает ему и знание тех козней, кои окружают его. Дух Святой и укрепляет человека в борьбе с сими кознями и дает человеку надежду и уверенность в победе, если только он верит в Господа и любит Его, ибо Господь победил диавола и мир. «Мужайтесь, глаголал Господь, Я победил мир»309.

Изучая в совокупности слова Господа об Утешителе, имеющем придти и обличить мир о грехе и о правде и о суде, вспомним еще знаменательные слова Апостола Павла о благовестии, которое «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь»310.

И когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов, то среди народа одни насмехались, но другие уверовали и крестились и спаслись, сделавшись соучастниками даров Духа Святого311. И Господь не раз указывал, что Он пришел внести разделение в мир312.

Поэтому пришествие Духа Святого Утешителя и Обличителя есть эпоха мира и радости, но и обличения и разделения и предварительного суда, совершаемого высшею правдою, отделяющею сердца, идущие к свету, от сердец волею своею желающих оставаться во тьме.

Дух Божий Своим присутствием освещает мир, а потому ярко выделяется грех, основанный на неверии313; верующий же получает утешение и силу бороться против греха, ибо душой своей ведает, что Господь Иисус Христос возшел к Богу Отцу, победив мир и князя его и вечно пребывает с нами в Духе. И тех только, кого предизбрал Бог и отделил для Себя и освятил, тех Дух и учит, что говорить Богу и как воздыхать к Нему314.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

о суде же, что князь мира сего осужден

Наконец, существование суда вообще Святой Дух разъяснит миру на примере суда над виновником смерти Христовой (Ин.13:2, 27) – диаволом, князем этого грешного мира. Так как Свою смерть Господь рассматривает как уже совершившуюся, то и об осуждении диавола, которое было произнесено Божественной правдой над ним за это кровавое и неправедное дело (он умертвил Того, Kого не имел права лишить жизни как безгрешного, ср. Рим.6:23), Он говорит тоже как о существующем факте («осужден»). Очень вероятно, что такое осуждение диавола обнаружилось в первенствующей Церкви на тех случаях изгнания бесов, какие имели место в деятельности апостолов, совершавших эти чудеса силой Святого Духа. Kроме того, в апостольских Посланиях диавол изображается уже как изверженный из общества людей, уверовавших во Христа: он ходит только около Церкви, как рыкающий голодный лев (1Пет.5:8), расставляет свои сети опять вне Церкви для уловления верующих, которые могут выйти из пределов Церкви (1Тим.3:7). Словом, осуждение диавола, победа над ним была для сознания верующих фактом состоявшимся, и они убеждали в этом и весь мир.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О властях.

Ин.12:31. Князем мира здесь назван диавол: Ин.16:11, Еф.2:2,6:12. Начальствующие же в мире люди считаются от Бога установленной властию: Рим.13:1-4, злословить их возбраняется: Деян.23:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible