Скрыть
И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня

Кого выше назвал зерном в виноградной кисти или виноградною ягодою или же (по мнению многих) виноградною кистью, того называет теперь семенем Иакова и Иуды, который обладает горами или горою Его. Под семенем Иакова и Иуды очень многие разумеют Христа, о котором в Бытии говорится: Иудо, тебе похвалят братия твоя и прочее (Быт. 49:8). Ибо для всякого несомненно, что Спаситель родился из племени Иуды. Другие утверждают, что разумеются апостолы, о которых мы часто говорили: останок спасется (Рим. 9:27), и: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома были быхом и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9). Они получили во владение гору Господню, говорящие по сознанию обитающего в них Христа: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22), или горы Его, о которых в Псалмах поется: горы окрест Его и Господь окрест людей Своих (Пс. 124:2), и: основания Его на горах святых (Пс. 86:1). Владеть же Сионом будут избранные Господа, а будут жить в нем рабы Его. О них в той же книге пишется: семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избранны Его (Пс. 104:6). Следователь-но, кто еще служит семенем, а не преобразовался в сына, тот есть раб Господа, коему Он говорит в Евангелии (Ин. 8): знаю, что вы семя Авраамово, но еще не сыны. Ибо если бы вы были семенем Авраамовым, то вы, конечно, делали бы дела Авраама. А кто сын, тот и избранный Господа. Поэтому избранный обладает Иерусалимом, а рабы живут в нем, и о различии между сыновьями и рабами говорится: не приясте духа работы паки в боязнь, но духа сыноположения (Рим. 8:15).

И будут, говорит, равнины или дубравы дворами для стад. Вместо равнин в еврейском стоит Saron. Вся страна вокруг Лидды, Иоппии и Иамнии удобна для пасения стад. Об этом и в Деяниях Апостолов написано: „леса же обратятся в дворы для овец“, сообразно с тем, что поется в псалме: глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы (Пс. 28:9), или чащи лесов, чтобы перестали скрываться в них разбойники и звери и ядовитые животные и чтобы места, бывшие некогда [местами] козней и крови, преобразовались в церкви Господни и паслись там стада тем, Кто положил душу за овец Своих. О Нем написано: „Он будет пасти нас во веки“ (Иез. 34). Этот голос Господа, свершающий еленей и открывающий чащи лесов, взывает чрез Иоанна в пустыне: уже секира при корени древа лежит. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3:10). И еще: всяка долина исполнится (Лк. 3:5), о которой и теперь говорится: и долина Ахор местом отдыха для волов и [местом] покоя для народа Моего, который взыскал Меня. О ней и в книге Иисуса, сына Навина, говорится, что там был убит Ахам, который украл из заклятого (anathemate) и из добыч иерихонских, и был убит вместе с домом своим, и так как он привел в смятение народ, то место, на котором он пал, получило наименование Асhor, то есть смятения и тревоги (Нав. 7). Таким образом долина Ахор, на которой некогда было проклятие и наказание, будет местом покоя для волов. Изъясняя это, Павел говорит (1Кор. 9): о волах ли печется Бог? Не о нас ли Он говорит, ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, молотить с надеждою получить часть. Об этой долине и у Осии таинственно написано: возглаголю в сердце ея, — без сомнения, Иерусалима, — и дам ей притяжание ея оттуду и поляну Ахорову, отверсти смысл ея (Ос. 2:14-15). Ибо долина Ахор для того отдается в обладание волам народа Божия и долины превращаются в дворы для стад, чтобы открывался смысл и познавалаcь истина Господня.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 Тако глаголет Господь: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение есть в нем: тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его: и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои, и вселится тамо

Достигли Иудеев последствия божественного, гнева, и потерпели они наказание, соответственное их прегрешениям, но погибли не все до одного, и не без раздора, ибо праведен Судия, и не погубит добрых вместе с злыми. Предлагает некоторое блестящее сравнение и в виде примера берет грезн, на котором уцелела одна ягода, хотя наблюдали и за прочими; затем выводит виноградаря или хозяина участка, который говорит: не погуби его, яко благословение есть в нем. Тако сотворю, говорит, служащего Ми ради, т. е. буду поступать с такой осмотрительностью, что если в каком городе все прочие уклонятся к нерадению, и один только найдется верный и послушный, то он получит пощаду и не подвергнется опасности с другими, которых постигнет праведный суд, ибо, говорит, не имам погубити всех. Действительно, гнев Господа внезапно, так сказать, обрушился на высокомерных Иудеев, попаляя непослушных и непокорных, но, по промышлению Божию, спаслись все те из них, которые достойны были спасения чрез Христа. Именно, как говорит богоглаголивый Павел, по избранию благодати (Рим. 11:5), произведен был суд и выбор, так что из всей страны Иудейской уловлен в веру лишь останок Израиля (Рим. 9:27). Итак, не погублю всех, говорит, но изведу из Иакова семя и из Иуды. Изведу - понимай здесь так: не погублю уже, но сделаю возвышенным и видным, ибо «изводить» (ἐξαίρειν) иногда значит «возвышать» (ὑψοῦν). Таковы были, - разумею, по славе своей, - богоглаголивые ученики, возвышенные и заметные для всех, как город, стоящий на горе, или светильник, стоящий на свещнике и светящий всем в доме, по изречению Самого Спасителя (Мф. 5:14-15). И это семя, говорит, которое от Иакова и от Иуды, наследит гору святую Мою, т. е. Церковь. Именно так обозначает ее и другом месте сам всемудрый Исаия, говоря о тех, которые чрез веру во Христа призваны к общению, или к причастию Его божественного естества, что они испиют радость, испиют вино, помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки (Ис. 25:6-7). На этой-то горе, говорит, будет наследие избранным Моим, и между ними вселятся все, которые подчинятся игу царствия Моего. Не будет ничего несообразного в том, если сказать, что горою именуется вышний град, небесный Иерусалим, где находится наследие святых и где Бог наделяет их благами, превышающими ум и слово, ибо, говорит, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там

Я произведу от Иакова семя и от Иуды - наследника гор Моих… Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) 9:8; 10:21-22; 27:6; 29:23; 40:27; 41:8; 48:1; 60:14, 16 и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних (2; 14:25; 57:13; 60:21), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон - 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи - с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000-3000 футов высоты.

Наследуют это избранные мои… рабы Мои… В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю (1Пар. 16:13; Пс. 104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля (43:20; 45:4; ср. Пс. 14:1-2 и 23:3-5), на выбранных из среды избранного народа.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.8–9. Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «Не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить. И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
Ст.8-9. Тако глаголет Господь: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение есть в нем: тако сотворю служащего Ми ради, не имам всех погубити ради его: и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои и вселятся тамо.

     
Если, ревнуя о славе Своего имени, Господь сугубо (строго) наказывает идолопоклонников, то люди, преданно служащие Ему, получают от Него милость до тысячи родов (Исх.20:5-6). Подобно тому, как попечительный хозяин, находя на грезне, т.е. на виноградной кисти спеющую ягоду, говорит работникам в своем винограднике: не обрезайте этой ветви и не губите этой кисти, ибо на ней есть благословение Божие, её жизненный сок порождает еще ягоды: так и Господь относится к Своему народу, который составляет Его возлюбленный виноградник (Ис.5:1 и сл.) Если Господь замечает в среде Своего народа человека, с любовью служащего Ему, то Он не только щадит и милует этого самого раба Своего, но, ради него щадит и род его до тысячи поколений. Так именно щадил Господь народ Свой, ради Его избранных праотцов, благословенных патриархов Иакова и Иуды. И по такому закону Своей любви, всем, кто не служил идолам на горах и холмах, Господь дарует в наследие святую гору Сион и все благословенные горы и холмы Палестины, и поселятся там Его избранные и благословенные рабы (Ис.65:13-16 и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible