Скрыть
А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его радостью.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-18 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью

Причиною веселия и исповедания Бога истинного служит то, что за прежними вечными бедствиями последует забвение, и они не будут помнить идолов и прежнее заблуждение, но прийдут из мрака к свету, чтобы наслаждаться вечным блаженством. Ибо будут забыты прежние бедствия не по забвению памяти, но вследствие замены их благами, согласно с написанным: в день благих забвение злых (Сир. 11:25). И в другом месте: озлобление времене забытие творит сладости (Сир. 11:27); потому что находящиеся в бедствиях не наслаждаются в душе прежними удовольствиями по заблуждению Епикура. Впрочем можно и то сказать, что на новом небе и на новой земле изглаждается всякое памятование о прежнем образе жизни, чтобы самое воспоминание о прежнем бедствии не составляло часть зол. Что касается нового неба и новой земли, то те, по мнению которых все, видимое нами, погибает, истолковывают их свидетельством Евангелия: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35), и апостола Павла: видимая бо временна, невидимая же вечна (2Кор. 4:18). Затем те, которое новое считают за изменение в лучшее, а не за уничтожение элементов, пользуются оным примером: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс. 101:26-27). Это ясно показывает, что погибель и истребление означают не полное уничтожение, а изменение в лучшее. Ибо и то, что в другом месте написано: будет свет луны аки свет солнца, и свет солнечный будет седмирицею (Ис. 30:26), означает не уничтожение прежнего, а изменение в лучшее. Чтобы можно было понять это, представим примеры из нашего состояния. Когда младенец вырaстет в отрока, и отрок в юношу, и юноша в мужа, и муж в старца, то он не погибает в каждом возрасте. Ибо остается тот же самый [человек], который был прежде, но мало помалу он изменяется и называется погибшим для прежнего возраста. В этом смысле и апостол Павел говорил: преходит бо образ мира сего (1Кор 7:31). Рассмотрим, что сказал он [словами]: преходит образ, а не существо. На это же самое указывает и Петр: таится им сие хотящим, яко небеса беша исперва, и земля от воды, и водою составлена Божиим словом. Тем же тогдашний мир водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля темже словом сокровена суть (2Пет. 3:5-7). В каком смысле следует понимать это, относительно этого он потом учит: „новыя же небеса и новую землю видим и обетование Его“ (2Пет. 3:13). Он не сказал: увидим иные небеса и иную землю, но прежние и старые, изменившиеся в лучшие. Можем мы и то сказать, что обратившиеся от идолослужения и оставившие прежнее заблуждение видят новые небеса и новую землю, не почитая стихии и то, что родится из земли, за богов. Теперь мы исповедуем, что небо и земля — дела рук Божиих, а в то время мы оказывали божеское почитание рабам и твари; в этом смысле и Давид поет: узрю небеса, дела перст Твоих (Пс. 8:4), — не потому, что он не видел небес в то время, когда говорил это, но потому, что чрез постепенное возвышение добродетелей и ведение будущего он видит новыми те [небеса], которые уже видел старыми (или стареющими). А что говорится в конце этого свидетельства: которыя Я творю, это Семьюдесятью опущено.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-20 но радость и веселие обрящут на ней, яко се, Аз творю веселие Иерусалиму и людем Моим радость. И возвеселюся о Иерусалиме и возрадуюся о людех Моих, и ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля, ниже будет тамо младенец ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет и проклят будет

Вместо же прежней печали, говорит, радость и веселие обрящут на ней (или в ней). В ком - «в ней»? – Конечно, в церкви Христовой. Следует заметить, что некоторые из толкователей прилагают это не ко времени пришествия, но скорее ко времени грядущему за настоящим веком: будут, говорит, праведники пребывать в радости и веселии, и в бесконечных наслаждениях духовных, когда, то есть, и сама тварь совершенно изменится. Действительно, один из святых апостолов сказал: приидет же день Господень яко тать, в он же небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят; нова же небесеи новы земли по обетованиям его чаем (2Пет. 3:10-13). Пуст - кто имеет смысл, - избирает то или другое из мнений, какое заблагорассудится. A отвергать полезное никак не следует.

Глубоко содержание и весьма невразумителен смысл предлежащего нам пророчества, однако попытаюсь изъяснить (его) насколько можно. Именно: Иерусалимом здесь, по-видимому, именует не тот древний (Иерусалим), но скорее церковь из Иудеев и язычников. Ее то обещает озарить веселием и радостью. Истинность этого подтверждается и самым опытом: в христианской Церкви нет никакого уныния, она богата упованием на жизнь бесконечную и славу неотъемлемую, – имеет много блеска и в этом мире. Или иначе, положу, говорит, для Себя Иерусалим радостью и веселием, ибо возрадуюся о людех Моих; затем приводит и причины веселия, говоря: ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля. Так сказать, из обличений прежних деяний Бог слагает похвалу церкви.

Древле начальники иудейской синагоги судили за дары, не хотели знать об оправдании сироты или вдовы, и так как они стали любителями постыдной корысти, то обвиняли невинного и праведного; но потерпевшим это вполне естественно источать слезы и рыдать с воплем как обиженным. Так, в одном месте сказано об Иерусалиме устами Иеремии: о, граде лживый, всякое насильство в нем! Якоже студену творит кладязь воду свою, тако студену творит ю злоба ея: нечестие и пакости услышатся в нем над лицем его всегда (Иер. 6:6-7). Сказал и другой некто из святых пророков: и бияху пястию во главы убогих, и путь смиренных совращаху (Ам. 2:7). Итак, возрадуюся, говорит, о людех Моих, видя в них делателей правды истинной: никто у них не заплачет, т. е. как обиженный, и никто не возрыдает, как оскорбленный: ниже будет, говорит, тамо младенец, ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет и проклят будет.

По моему мнению, смысл пророчества таков: младенцем, кажется, называет юный еще народ (обращенных) из язычников, о котором Давид говорит: и людие зиждемии восхвалят Господа (Пс. 101:19); им и ученик Христов говорит в послании: яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите (1Пет. 2:2). Значит, младенец – это юный народ, а старец – народ от обрезания или от крови Израиля, как упредивший в призвании своем к духовной церкви; но в призвании, говорит, чрез Христа и во времена пришествия (Его) не будет в этом различаться друг от друга ни младенец, ни старец: все будут совершенны, все исполнят лета, т. е. достигнут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). Ибо юный народ, т. е. народ из язычников, будет ста лет, вместо: будет совершенным, убеленным сединами по мыслям, достигнет предела возраста духовного; а сто лет есть знак или символ совершенства. Затем же говорит, что и умираяй грешник ста лет, и проклят будет. Этим показывает, что даже совершенство по закону бесполезно имеющим его, если они не приняли веры от Христа и искупления святым крещением, благодаря которому только мы изглаживаем греховные помышления.

Итак, хотя бы кто, говорит, и имел сто лет, т. е. совершенство по закону, и потом умер бы грешником, т. е. не прияв оправдания верою, тот и проклят будет, вместо: окажется причастным преодолениям закона. Действительно, между Иудеями не было никого, кто бы не преткнулся каким бы то ни было образом: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3:23-24). А что бесплодно в этом случае и старание даже для совершенных по закону, если не принята благодать Христова, - об этом весьма ясно свидетельствует премудрый Павел, написавший некоторым, что он все, относящееся к закону, вменял уметы быти, да Христа приобрящу и обрящуся в Нем, не имый своея правды, т. е. яже от закона, но яже верою Иисус Христовою (Фил. 3:8-9). А Иудеев он обличает как бы в неразумии, говоря так: не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему (Рим. 10:3-4). Сказал и в другом месте: мы естеством Иудеи, а не от язык грешницы: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом (Гал. 2:15-16). Посему и Христос был клятвою (Гал. 3:13), чтобы бывших под клятвою законною избавить от нее, ибо написано: проклят всяк человек, иже не пребудет во всех написанных в законе книги сей, еже творити я (Втор. 27:26).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля

Я творю Иерусалим веселием и радостью… и не у слышится в нем более голос плача и голос вопля. Под Иерусалимом блаженный Феодорит разумеет тот вышний Иерусалим, который, по апостолу, «свободен: он - матерь всем нам». (Гал. 4:26. - Ком. СПб. Ак). Следовательно, Иерусалим - центр прежнего, исторического Израиля, берется здесь, в качестве центра и нового, духовно возрожденного Израиля, т. е. новозаветной церкви.

Творю… веселием - в еврейском тексте стоит глагол ארב - «творю из ничего» (Быт. 1:1), т. е. делаю это единственно силой Своей Божественной любви, а не по каким-либо готовым, извне данным побуждениям. [В Славянском переводе с 70-и: ...аз творю веселие Иерусалиму, и людем моим радость. Прим. ред.] Мысль еврейского текста здесь возможно шире и глубже его русского, синодального перевода: буквально она должна быть передана в том смысле, что священный город - Иерусалим и святой его народ - Израиль, из предмета прежней ненависти и позора, будут превращены в предмет веселия и радости для всех народов (Ис. 60:15 и 61:9-11 и др.). Упоминание о «голосе плача и вопля» имело особую убедительность для слушателей пророка, только что переживших бедствия ассирийского нашествия (Ис. 10:30; 37:1-3).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 65:17

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.17–18. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
Ст.17-18. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней, яко се Аз творю веселие Иерусалиму и людем Моим радость.

     
Еще при утверждении Ветхого Завета, Моисей говорил народу, что с переменою его отношений к Богу, последует и перемена отношений к нему неба и земли. «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то... пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой дает тебе... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук своих... Если же не будешь слушать гласа Господа, то придут на тебя все проклятия. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, доколе не будешь истреблен (Втор.28:1,8,12,15,23-24). Так и при изменении отношений Бога к людям в Новом Завете последует перемена отношений к ним неба и земли: будет небо новое и земля новая, – их стихии уже не будут страшными и разрушительными орудиями гнева Божия, а напротив, они будут служить всякому благополучию земной жизни избранных рабов Божьих; и на земле, вместо страданий и скорбей, водворятся радость и веселие (Ис.65:14). Такую радость Господь преимущественно дарует святому Иерусалиму (Ис.65:9,19).
     И вот, во исполнение пророчества Исаии, действительно, в ночь Рождества Христова, Ангелы, эти воинства Божии, прежде грозные исполнители гнева Божия, воспели над землей: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Ангелы же возвестили пастырям Вифлеемским, а через них и всем другим избранным рабам Божьим «радость велию» – рождение Спасителя мира. Так начали быть новое небо и новая земля для сынов Нового Завета с Богом Отцом.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible