Скрыть
Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя

Не было никакого святотатства, которое опустил бы народ Израильский, не только приносивший жертвы в садах и сожигавший ладан на кирпичах, но также сидевший или живший в гробах и спавший в капищах идолов, где обыкновенно лежали на постланных кожах жертв, чтобы в сновидениях узнавать будущее. Это до сего времени совершает заблуждение язычников и многих других в капище Эскулапа, каковые [капища] суть не что иное, как гробы умерших. Но они не ограничивались этим нечестием, но ели также мясо свиней, которое запрещено было законом, и вчерашнее варево, которое греки называют έωλον, едят с жадностию. Поэтому столько же сами они были нечисты, как и сосуды их, и настолько ежедневно увеличивались их дерзость и высокомерие, что всякого, не увлеченного их заблуждением, они считали нечистым и избегали соприкосновения с ним, подобно тому, как делают это в отношении к нам самаряне и иудеи и все еретики, какие недавно появились в Галлии под руководством запальчивого учителя, которые, удаляясь от базилик мученических, избегают, как нечистых, нас, по обычаю совершающих там моления. Делают же это не столько они, сколько обитающие в них демоны, не выносящие силы и бичеваний священного праха. Кто же из еретиков не покоится в [надгробных] памятниках, не спит в пещерах учителей? Такими были Маркион и Валентин и недавно Евномий, нечистоту ума засвидетельствовавший прокаженным телом, которые, оставив свет Духа Святаго и горницу, в которой находились апостолы, пребывают во тьме диавола и любят пещеры, осуждаемые Иеремиею в таинственной речи: „наследие мое делалось для меня как пещера гиенны“ (Иер. 12), которую наши называют belluа,- животным, которое всегда следует за трупами и питается соком и гнойною кровию мертвых тел. Против тех, которые обитают в пещерах, и Аввакум говорил плачевным голосом: горе напаяющему подруга своего питием мутным и упоявающему, яко да взирает к пещерам их (Авв. 2:15). Об этих пещерах и Господь говорил: писано есть: дом Отца Моего дом молитвы наречется, вы же сотворите и вертеп разбойником (Мф. 21:13), (Лк. 19:46), в которых вы погубляете души обольщенных, чтобы они не видели в них тех видений, о которых тот же Спаситель говорит: Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12:10). И другой к Нему говорит: глаголал еси в видении сыновом Твоим (Пс. 88:20), но вы верите в те сны и видения, в которые Господь заповедал не верить. Они питаются мясом свиней, о коих говорится: не пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф. 7:6), и едят мерзкое варево, приправленное в книгах их еретическим искусством. Все сосуды их нечисты, то есть как тела, так учения, и они доходят до такого безумия, что всякого, кто не уподобится им, проклинают, как погибшего.

Cт. 5-7 Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их

По причине дел ваших и неимоверного высокомерия, так что вы, будучи нечистыми почитаете чистых нечистыми, вы будете дымом, огнем горящим, возгоревшимся от Моей ярости. Ярость же, забвение, гнев, раскаяние в Боге мы так должны понимать, как ноги, руки, глаза, уши и прочие члены, о которых говорится, что их имеет бестелесный и невидимый Бог. Не в том смысле, что этим [душевным] волнениям подвергается тот, Кто уничтожает их в нас даром Своей благодати, но под свойственными нам словами мы должны понимать отношение Бога к нам. Ибо и гнев, который состоит в страсти к мщению, не так определяется в Боге, как в людях, — он имеет основание в наших пороках, а не в воле Божией: мы собираем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2), чтобы наши терния, волчцы и плевелы, принесенные нами вместо семени Божия, также дерево, сено и солому, построенные нами на Павловом основании, истребляло мудрое пламя (1Кор. 3). Об этом вечном огне, мы читаем и в песне Моисея: огнь возгорелся от ярости Моея, разжжется до ада преисподняго; снесть землю и жита ея, попалит основания гор, и стрелы Моя скончают их (Втор. 32:22). Смысл этого свидетельства тот, что постоянно горит огнь Божий и наказание для грешников и преследует их до ада. Таковым был и тот облеченный в порфиру богач в Евангелии, который мучился в вечных огнях, между тем как Лазарь покоился на лоне Авраамовом (Лк. 16). Также землю, то есть плоть нашу, и по рождения ее, то есть пожелания плоти, и основания гор, восстающие на разум Божий, сожжет этот же огонь. Также и самые горы погибнут от стрел Божиих, чтобы они, приниженные чрез наказания, перестали быть горами.

Вот, говорит, написано пред лицом Моим. Ибо все наши грехи открыты пред очами Божиими и записаны в тех книгах, о которых у Даниила мы читаем: престолы поставлены и книги раскрылись (Дан. 7). О них в другом месте говорится: на земли да напишутся (Иер. 17:13). И не будет более молчать Тот, который прежде сказал: молчах, еда и всегда умолчу, говорит Господь (Ис. 42:14). Но Он воздаст каждому за совершенное им в недре его, то есть в тайнике сердца, чтобы их мучила собственная их совесть. О ней и пророк Осия предрекает: падутся князи их мечем ради ненаказания языка своего (Ос. 7:16). Это есть умаление их в недре их, происходящее из сердца каждого [человека]. Нечто подобное и в Притчах пишется: „беззаконным все воздается в лоне их“ (Притч. 5). Это недро по причине главенства (ηγεμονικόν) души называется по другому имени — главою: пути их на главы их дах (Иез. 9:10). И в другом месте: обратится болезнь его на главу его и на верх его неправда его снидет (Пс. 7:17). Но бывает и доброе недро, которое будет наслаждаться святою совестию, о коем псалмопевец говорил: и молитва моя в недро мое возвратится (Пс. 34:13). Разумеется недро в смысле расположения к кому либо и любви, как некогда обращается речь к мужу: „жена, которая на лоне твоем и к родителю: „приведут сыновей твоих на лоне“. Поэтому и все те, которые имеют Авраама отцом и удостоились уподобиться его добродетелям, покоятся на лоне его (Лк. 16:22). Ибо под отцами, беззакония и грехи которых теперь воздаются нам, мы не должны разуметь тех, от семени которых произошли наши тела. Также и Моисей, сказав, что грехи отцов будут возданы детям до третьего и четвертого поколения ненавидящим Бога (Исх. 20), объясняет свою мысль, говоря: сынове да не умрут за грехи отцев: кийждо за свой грех да умрет (Втор. 24:16). Также Иезекииль подтверждает ту же мысль, что уже не будет употребляться известная пословица: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша (Иез. 18:2), но будет оскомина только на зубах того, кто ел, и умрет душа согрешающая и не понесет вины за чужие грехи. Отсюда мы заключаем, что следует понимать в добрую или в противоположную сторону тех отцов, к которым каждый присоединяется по оставлении настоящей жизни. Приносил же жертвы на горах и холмах Израиль тогда, когда поставил золотых тельцов в Вефиле и Дане. И он поносил Бога относительно заповедей Его, пренебрегая Его обрядами и оказывая богопочтение идолам: дела таковых будут возданы в недре их. Также всякий еретик, презирающий церковную простоту, приносит жертвы на горах и поносит Бога, презирая Его заповеди.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 Се, написася предо Мною: не умолчу, дондеже отдам в недра им грехи их и грехи отец их, глаголет Господь: иже кадяху на горах и на холмех укориша Мя, отдам дела их в недра им

Говорит как бы так: безбожно содеянное отцами их и ими в оскорбление Мне вижу как бы написанным на доске и пред глазами Моими; как же Я стерплю столь страшное и неизмеримое зло? Непременно воздам в недра их; держа в памяти и отцов их, которые, кадили на горах и на холмах, чем оскорбляли Меня. Заметь: прежде сказал, что они кадили в вертоградах, на горах и холмах, теперь же, думаю, вертоградами называет нагорные дубравы, как мы сказали ранее. Но, принося жертву нечистым демонам и совершенно ни во что вменяя принадлежащую Богу славу, они, можно сказать, хулили Его, как если бы Он не был Богом; ибо - обращаться к тем, которые не суть боги, все тоже, что оскорблять божественную, вышнюю славу. Итак, говорит, отдам дела их в недра их. И отпали они от всякого добра, и, впавши в тяжкие и неизбежные бедствия, злые зле (Мф. 21:41) погибли.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их

Не умолкну, но воздам, воздам в недро их… и отмерю в недра их прежние деяния их. «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам»- комментирует это известное ветхозаветное выражение Апостол Павел в своих двух посланиях (Евр. 10:30 и Рим. 12:19; Ср. Втор. 32:35; Ис. 49:4; 62:11; Иер. 16:18; Откр. 22:12 и др.). «Отмерить», или «воздать известной мерой» и именно «в недро, или недра», - тоже характерное библейское выражение (Пс. 78:12; Иер. 32:18). Самый образ его взят из примитивного обычая древних жителей Востока принимать насыпаемое им зерно прямо в подол. Моральный смысл его также понятен и раскрыт Самим Господом в словах нагорной беседы: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить…» (Мф. 7:2). В данном случае слова эти имеют то значение, что Господь не совершает никакой несправедливости по отношению к израильскому народу, когда теперь наказывает его: этим Он полной мерой лишь расплачивается с Израилем за все то, что последний причинил Ему в продолжение всей своей предшествующей и настоящей истории.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.6–7. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.
Ст.6-7. Се написася предо Мною: не умолчу, Дóндеже отдам в недра им грехи их и грехи отец их глаголет Господ: иже кадяху на горах и на холмех укориша Мя, отдам дела их в недра им.

     
Подобно тому, как обыкновенный судья, припомнив преступления подсудимого и рассмотрев их, выносит соответствующее решение и пишет определение для объявления осужденному; так и Господь Судья, обличив злодеяния народа, написал Свой приговор и держит его перед Собою, для неотложного исполнения. «Вот что написано предо Мною, говорит Господь: не умолчу о злодеяниях народа, доколе не воздам в недра им грехи их и грехи отец их». В недро, т.е. за пазуху широкой одежды, обыкновенно, собирали подаяние, милостыню и награду рабы (зерном, печеным хлебом и т.п.); а Господь отдаст Своему народу грехи или, точнее, наказание за грехи, и не за свои только, но и за грехи отцов, так – потому, что дети и потомки до третьего и даже четвертого рода, по закону Моисея, несли наказание за родителей и предков (Исх.20:5). Такое сугубое наказание понесут те именно, которые, происходя от родителей, преданных идолослужению, не показали ненависти, а выразили ревность к идолопоклонству: они кадили или выкуривали фимиам на горах и холмах перед идолами и укоряли или нагло оскорбляли Господа этим самым каждением, ибо с благоговением поклонялись твари и забывали Творца (Ис.65:1-2). «Посему, повторяет Господь, Я воздам за дела их в недро им!» они в своем сердце понесут всю тяжесть скорби, когда возгорится гнев Божий (Ис.65:5).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible