Скрыть
Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить

Господь сказал, что Израиль погибнет, что все грехи его открыты пред Его взорами и что Он воздаст дела каждого в недре его. После этого приводит подобие и пример сравнения, чтобы научить, что всякий погибнет чрез свой грех и даже при весьма большом числе грешащих один праведный не погибнет за вину всех. Если кто, говорит, найдет в виноградной кисти и грозде, не могшем вызреть и приносившем кислые плоды или испорченном вследствие какого-либо недостатка температуры и почвы, одно неиспорченное зерно, подающее надежду еще увеличиться и достигнуть обыкновенной зрелости, то говорит другому: не трогай его, но оставь его расти, ибо благословение Господне в нем, чтобы из такого множества ягод только одна не была засохшею: так, говорит, если из бесчисленного множества иудеев, оскорбляющих Бога, Я найду немногих праведных, то избавлю их от погибели весьма многих. И это Я сделаю ради рабов Моих: Авраама, Исаака и Иакова, которым дано обетование, или ради тех, которые служат Мне среди весьма многих грешников. Нечто подобное читаем мы в Бытии, когда постепенно от пятидесяти до десяти отыскиваются праведники, чтобы они избавили от греха город (Быт. 18), и один праведный Лот с своими дочерьми выводится из Содома (Быт. 19). Об этом в соборном [catholica] послании (2Пет. 2) пишется, что его душа мучилась при виде беззаконных дел и суд души выражала в состоянии тела. Также Енох один из весьма большого числа грешащих был взят к Богу (Быт. 5). И Ноя с детьми его не мог истребить потоп по причине уклонения всей плоти от служения Господу (Быт. 7). Также и Авраам был избавлен от огня халдейского за соблюдение веры (Быт. 11). С этою мыслью согласны и слова Иеремии, говорящего от лица Господа: «как теплоту в пустыне Я нашел Израиля вместе с убитыми мечем» (Иер. 31). Ибо, говорит, когда весь мир, раненный мечами идолослужения, лежал бездыханным, Я нашел Израиля в Аврааме имеющим теплоту веры, как врач, который после битвы, когда между трупами умерших заметит в ком-либо по ударам жил признаки жизни, прилагает попечение к ранам, чтобы восстановить здоровье. Вместо написанного: ώς θερμόν, то есть как теплое латинский переводчик, введенный в заблуждение двусмысленностию слова, перевел волчий боб, в чем погрешают и многие из греков. Однако нужно знать, что в еврейском вместо теплоты написано thoda, что означает благодать, так как именно благодатию Божиею, а не за свои дела был спасен Израиль.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 Тако глаголет Господь: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение есть в нем: тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его: и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои, и вселится тамо

Достигли Иудеев последствия божественного, гнева, и потерпели они наказание, соответственное их прегрешениям, но погибли не все до одного, и не без раздора, ибо праведен Судия, и не погубит добрых вместе с злыми. Предлагает некоторое блестящее сравнение и в виде примера берет грезн, на котором уцелела одна ягода, хотя наблюдали и за прочими; затем выводит виноградаря или хозяина участка, который говорит: не погуби его, яко благословение есть в нем. Тако сотворю, говорит, служащего Ми ради, т. е. буду поступать с такой осмотрительностью, что если в каком городе все прочие уклонятся к нерадению, и один только найдется верный и послушный, то он получит пощаду и не подвергнется опасности с другими, которых постигнет праведный суд, ибо, говорит, не имам погубити всех. Действительно, гнев Господа внезапно, так сказать, обрушился на высокомерных Иудеев, попаляя непослушных и непокорных, но, по промышлению Божию, спаслись все те из них, которые достойны были спасения чрез Христа. Именно, как говорит богоглаголивый Павел, по избранию благодати (Рим. 11:5), произведен был суд и выбор, так что из всей страны Иудейской уловлен в веру лишь останок Израиля (Рим. 9:27). Итак, не погублю всех, говорит, но изведу из Иакова семя и из Иуды. Изведу - понимай здесь так: не погублю уже, но сделаю возвышенным и видным, ибо «изводить» (ἐξαίρειν) иногда значит «возвышать» (ὑψοῦν). Таковы были, - разумею, по славе своей, - богоглаголивые ученики, возвышенные и заметные для всех, как город, стоящий на горе, или светильник, стоящий на свещнике и светящий всем в доме, по изречению Самого Спасителя (Мф. 5:14-15). И это семя, говорит, которое от Иакова и от Иуды, наследит гору святую Мою, т. е. Церковь. Именно так обозначает ее и другом месте сам всемудрый Исаия, говоря о тех, которые чрез веру во Христа призваны к общению, или к причастию Его божественного естества, что они испиют радость, испиют вино, помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки (Ис. 25:6-7). На этой-то горе, говорит, будет наследие избранным Моим, и между ними вселятся все, которые подчинятся игу царствия Моего. Не будет ничего несообразного в том, если сказать, что горою именуется вышний град, небесный Иерусалим, где находится наследие святых и где Бог наделяет их благами, превышающими ум и слово, ибо, говорит, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить

С 8 по 10 ст., как это обычно у пророка Исаии и характерно для него, картина резко меняется: вслед за возвещением наказания идет обещание наград наказание - всему нечестивому еврейскому народу, а награды - благочестивому «остатку» сынов Иакова и Иуды.

Основная мысль отдела - о сохранении некоторых из большинства погибших - пластично выражена в образе здоровой, сочной виноградной кисти, очевидно, находящейся на зараженном дереве. Как самый этот образ, так и заключающаяся в нем идея, имеют несомненную связь с раннейшими главами того же пророка «О винограднике Божием» (5-6 гл.) Можно даже устанавливать связь этих речей и с известными евангельскими приточными образами (Мф. 21:37-41; Ин. 15 гл.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.8–9. Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «Не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить. И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
Ст.8-9. Тако глаголет Господь: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение есть в нем: тако сотворю служащего Ми ради, не имам всех погубити ради его: и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои и вселятся тамо.

     
Если, ревнуя о славе Своего имени, Господь сугубо (строго) наказывает идолопоклонников, то люди, преданно служащие Ему, получают от Него милость до тысячи родов (Исх.20:5-6). Подобно тому, как попечительный хозяин, находя на грезне, т.е. на виноградной кисти спеющую ягоду, говорит работникам в своем винограднике: не обрезайте этой ветви и не губите этой кисти, ибо на ней есть благословение Божие, её жизненный сок порождает еще ягоды: так и Господь относится к Своему народу, который составляет Его возлюбленный виноградник (Ис.5:1 и сл.) Если Господь замечает в среде Своего народа человека, с любовью служащего Ему, то Он не только щадит и милует этого самого раба Своего, но, ради него щадит и род его до тысячи поколений. Так именно щадил Господь народ Свой, ради Его избранных праотцов, благословенных патриархов Иакова и Иуды. И по такому закону Своей любви, всем, кто не служил идолам на горах и холмах, Господь дарует в наследие святую гору Сион и все благословенные горы и холмы Палестины, и поселятся там Его избранные и благословенные рабы (Ис.65:13-16 и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible