Скрыть
Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его

И теперь желаешь ли ты узнать, кто это такой? Обрати внимание: «Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его». Итак, Он есть господствующий над всем этим.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-11 Возстань, возстань, облекись крепостию, мышца Господня! Возстань, как в дни древние, в роды вечные. Не ты ли сразила сильного, поразила дракона? Не ты ли изсушила море, воду великой бездны, проложив дорогу по глубине морской, чтобы прошли избавленные? И теперь возвратятся искупленные Господом и приидут на Сион с хвалами; и радость вечная над головами их; они будут иметь радость и веселие; печаль и вздохи удалятся

Имени Иерусалима, которое прибавлено здесь Семьюдесятью, нет в еврейском тексте, и оно не поставлено никем из трех переводчиков; поэтому оно должно быть спереди отмечено обелом, и следующий отдел так должен быть связан с предшествующею мыслью. Господь увещевал верующих в Него говоря: не боитесь поношения от людей и злословия их не страшитесь, и обещал в помощь им свое спасение и правду вечную, которая есть не иная, как Христос, мышца Господня, о которой выше Он сказал: и на мышцу Мою будут надеяться племена.

Поэтому народ говорит к мышце Господней и молит ее о пришествии и испрашивает обещанной помощи говоря: возстань, возстань, облекись крепостию, мышца Господня. Возстань, как в дни древние, и яви всю силу Твою, чтобы ты, избавлявший Своих святых в течение многих веков от опасностей, также и нас защитил Своею силою. Ибо Ты сразил гордого, поразил дракона, то есть египетского царя фараона, который и у Иезекииля называется великим драконом (Иез. 29). Ты иcсушил Чермное море, чтобы чрез весьма сильные воды и глубину морскую прошел Твой народ и убежал от преследовавших египтян. Итак Ты, совершивший это, также искупленных и избавленных Твоею кровию возврати в Сион и в небесный Иерусалим или в Церковь, которую Ты уготовал Себе Своею кровию и находись в которой они будут радоваться вечною радостию и скажут: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13). Ибо они будут иметь радость и веселие по удалении печали и вздохов. Это по еврейскому тексту.

По Семидесяти же Иерусалим, то есть грешная душа, призывается облечься в крепость мышцы своей и усвоить прежние дела, какою она была прежде падения, когда жила во дне и свете. Ибо ты, говорит, миновала широкий и пространный путь, ведущий к смерти, и сокрушила дракона, змия извивающегося, о котором и в Псалмах читается: Ты стерл еси главы змиев в воде (Пс. 73:13). Вспомни о прежней крепости твоей, когда ты попирала море века сего и делала его пустым и пролагала путь среди волн. Поэтому и апостол Петр прошел чрез море века сего к Господу, и как ходил чрез веру, так начал утопать чрез неверие, если бы десница Господня не поддержала его. Таким образом как прежняя победа была достигнута при помощи Господа, так и обратившимся после покаяния и внимающим [оному]: еда падаяй не воспоет, глаголет Господь (Иер. 8:4) и: возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваши (Иер. 3:22), Он подает руку и возвращает их в Сион и на высоту и высшую ступень добродетелей с радостию и веселием вечным, и возложит на главу их хвалу и веселие. Ибо очи мудрого в голове его,— и они будут иметь этот венец и прикрываться этою диадемою, чтобы постоянно радоваться и восхвалять Господа за то, что скорбь, печаль и вздохи сменились радостию.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Яко аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне. Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет Сиону: людие Мои есте вы

Обвинивши Израильтян за то, что они боялись людей, то есть получивших начальство над синагогою, и за то, что из страха к ним они неразумно зашли в болота непослушания и совершенно пренебрегли любовью к Нему,-в сих словах показывает, что Он облегчил искушения и преследования, которые могли бы приключиться с решившимися жить благочестиво, а жестокость притеснителей соделает безуспешною и бессильною, изменяя печаль в радость и превращая огорчения в удовольствие. Для примера же берет это видимое пространное море. Аз есмь, говорит, возмущаяй море и творяй шум волнам его, Господь Саваоф имя мне. Посему как иногда вздымается волна и гонимая силою ветров яростно ударяется о берег, и за тем опять скоро наступает спокойствие и тишина, по воле Бога; так точно и страшные, и нестерпимые, и до крайности доходящие бедствия одним мановением своим, говорит, превращаю как бы в ясную погоду; ибо утишив всякое смятение, тех, которые решились подвизаться в благочестии, привожу в величайшую радость. И это, думаю, прикровенно воспето лирою Псалмопевца: «и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его» (Пс. 106:29). А чтобы они без всякого сомнения усвоили надежду на то, что обещанное непременно придет в исполнение и обетование ожидаемой от Него помощи никогда не может оказаться ложным, Он необходимо говорит, что Господь Саваоф имя мне: так как если Он есть Господь сил; то как Он может оказаться бессильным для спасения кого-либо, или какое дело может быть тяжелым, трудным и неудобоисполнимым для всемогущей десницы Его? Присовокупляет же и нечто другое, довлеющее для удостоверения в помощи и вместе открывающее, что престал гнев на них и прекратились вредные последствия отвержения, и наконец находятся в попечении у Него, удостаиваются милосердия и любви, которая подобает познавшим явление Его. Положу, говорит, словеса Моя в уста твоя. Об этом же самом негде сказал божественный Давид, воспевающий: «грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими?» (Пс. 49:16). Ибо «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:9), как написано. Посему мысль о Боге отгоняет все нечистое и преступное и постоянно напоминает о Его словах, как сказано: «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34). Не для всех ли очевидно, что имеющие злое сердце не могут произносить добрых слов? а святым весьма прилично и в уме иметь закон Божий и выражать его и языком и словами. Посему Бог всяческих обещает как бы уже праведным и освященным в вере и получившим славу благородства-вложить слова Свои в уста их, дабы они, постоянно памятуя о божественном законе, узнавали благополезную для них стезю ко спасению. Так о всяком праведнике написано: «закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36:31), и опять: «в сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе» (Пс. 118:11). Ибо закон Божий содействует нашему утверждению в добре и приобретению ума благорасположенного ко всякому прекрасному занятию, – не позволяет нам впадать в худое и сильно отвлекает нас от склонности поступать несправедливо. Но поелику, как я уже сказал, он обращает речь свою как бы к присным; то обещает и нечто иное: покрыю тя, говорит, под сению руки моея. А это- достойное приобретения и превосходное благо, достаточное для спасения тех, которые уже удостоились получить его; ибо под рукою Бога и Отца мы разумеем не иного кого, как рожденного от него Сына, Господа нашего Иисуса Христа; а тем, которые подчинились Ему, не может повредить ничто из того, что обыкновенно наносит вред. Но они будут сильны и весьма мужественны, преодолеют всякое смятение и искушение, окажутся не победимы для сатаны, выше всякой плотской нечистоты и страстей как духовных, так и телесных. А что всемогущая десница Отца соделает их такими, – показывает, присовокупляя: еюже поставих небо и основах землю: ибо если словом Господним небеса утвердишася, как написано, и утверждена земля, чтоб она была неподвижною; то ужели она недостаточно могущественна для спасения тех, которые считают весьма важным быть под защитой Его? Тогда-то, говорит, Сион речет: Бог мой еси ты. Здесь, по моему мнению, ты должен усматривать ясно и очевидно введенное исповедание веры во Христа. Правда, вследствие величайшего нечестия своего они некогда говорили, что не знают Христа, который творил многообразные чудеса и неизреченным и удивительным блеском знамений стяжал славу; [на самом же деле они не познали Его, но бесчестили Его: ибо они вследствие величайшего неразумия или безумия и богоненавистного расположения души дерзали говорить: «мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» (Ин. 9:29)]; но, говорит, некогда отвергавшие Его и впадшие в такое нечестие,– произнося устами своими слова мои и находясь под покровом моей десницы, познают Искупителя, исповедуют Его, говоря к Нему: Бог мой еси ты. Итак Спасительное дело есть вера и путь, ведущий в нескончаемую жизнь, и сила исповедания Христова.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его

Бедствующие от волнения морского! Знайте, к Кому надобно обращаться в вашем несчастии. Если море ревет и пенится, знайте, что Бог возмутил и взволновал его; прибегните под сень руки Его, которой Он поставил небо и основал землю.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ

Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону.

Я - Господь Бог твой… Господь Саваоф - имя Его… Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне - помочь вам: ибо Я - всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы - Мой избранный народ (ср. Ис. 54:5).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

14–16. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваофимя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
14 - 16. Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит: яко Аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне, Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю; и речет Сиону: людие Мои есте вы


Когда Сион спасется, то ярость притеснителей его уже не станет, не останется или перестанет и, не умедлит, прекратится немедленно. И что такое гнев царя-человека перед гневом Господа, который бурей своего гнева волнует море, воздымает громады вод и они с шумом – ревом низвергаются на сушу и потопляют вселенную? – Он есть Господь Саваоф, в Его власти все силы мира! – А чтобы народ мог спастись – защитить право своей свободы, Господь даст в уста его Свои словеса – Свой закон; а чтобы он, живя по закону Божию, не страдал от врагов-притеснителей, Господь осенит его Своей десницей, той всемогущей десницей, которой Он утвердил небо и землю. И так, Господь скажет населению Сиона: «ты Мой народ», – Мой, потому что Мной спасен, избавлен, воспринят под кров руки Моей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible