Скрыть
Ибо, как одежду, съест их моль и, как во́лну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов

Акила говорит: «как ризы, которые поедает ржавчина». Симмах говорит: «червь»; Феодотион: «моль». «Как одежду, съест их моль». Итак, ужели никого не уязвляют бесчестие и клеветы? Потому Езекия говорил: «да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, укоряти Бога живого« (ср. Ис.37:4). И сам Давид говорил: «избавь меня от клеветы человеческой» (Пс.118:134)). За порицание Бога в скором времени сошел гнев. Пророк же (здесь) говорит о клеветническом порицании людей. Давид, действительно, отомстил своему врагу Семею, но он не сам убил его, а повелел убить своему сыну, хотя Семей никогда не сделал вреда последнему, – для того, чтобы и других подобных ему удержать. Потому пророк выше говорит праведникам: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!»; и потом: «и как одежду, съест их моль». Эти слова он говорит или о порицаниях, или о порицателях, – почему и прибавляет: «Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет», – что и Сам Христос сказал: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). Если прейдет небо, т.е. форма небес, которая теперь необходима, а также и человеческая природа изменит свою форму, тогда что останется твердого и устойчивого? «Мое спасение пребудет вечным». Что ты говоришь? Ужели спасение будет и тогда, когда ты подвергнешь наказаниям и поразишь? Конечно: хотя для погибших это не спасение, а правда, но для искупленных – спасение. Веки вечные не могут воспрепятствовать спасению и правде. Подобно тому, как невозможно не быть Богу, а напротив необходимо Ему быть всегда и жить во век, так же необходимо, чтобы всегда и постоянно царствовали правда и спасение. Если же кто скажет: почему люди не разумеют этого? – то я отвечу словами Священного Писания: «Помилуй меня, Боже, – говорит, – по великой милости Твоей» (Пс.50:3). Псалмопевец назвал милость только великой, но какова она, он сам не знает. «И по множеству щедрот Твоих» (там же). Здесь он утверждает, что щедроты многочисленны; но как велики щедроты Его, он совершенно не знает. И сам Павел говорит: «как безмерно величие могущества Его» (Ефес.1:19); но каково оно, он не может знать, и потому он называет его «величием» и даже «безмерным величием», чтобы ты не осмелился его никогда исследовать. Чем более ты будешь исследовать, тем более оно будет превосходить твои размышления. Если бы ты мог когда-либо обнять его умом, то тогда было ли бы величество преспеющим? Потом в ином месте он же говорит: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15). Никто не может исповедать Его.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Послушайте Меня, знающие правду, народ (вульгата прибавляет Мой): закон Мой в сердце их. Не бойтесь поношения от людей, и хулений их не страшитесь. Ибо как одежду съест их червь, и как волну съест их моль. А спасение Мое пребудет во век, и правда Моя—в роды родов

Кто выше сказал: от Меня произойдет закон и суд Мой во свет народов, тот теперь говорит к тем же, которые знают суд Его и имеют закон Его в сердцах своих, чтобы все делали правосудно и имели закон, который обещает Господь чрез Иеремию, говоря: завещаю завет нов, не по завету, егоже завещах Отцем их, но завещаю завет, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу Я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (Иер. 31:31-33), чтобы они жили не по букве, а по духу, восстановляя закон естественный в сердцах своих, о котором пишет и апостол: еда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон, иже являют дело законное написано в сердцах своих (Рим. 2:14-15). На этот закон указывается в псалме: уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце ею и не запнутся стопы его (Пс. 36:30-31). И так как дух пророческий знал, что будет много гонений на верующих, то увещавает их к мужеству или скорее к презрению тех, кои будут их преследовать. Это и Господь говорит в Евангелии: не убоится от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28). И в другом месте: радуйтеся, егда рекут всяк зол глагол на вы лгуще (там же, 5:11).

Ибо как одежда истребляется червем или временем и как волна съедается молью, так все поношение со стороны гонителей прейдет вместе с гонителями. Поэтому и апостолы радовались, что удостоились претерпеть бесчестие ради Христа (Деян. 5). Радовались же потому, что спасение и правда Господня, обещавшая им победу и награду, то есть Господь и Спаситель, пребывает во веки, или в обоих родах прежнего и последующего народа, принявших пришествие того, о котором выше говорится: близок праведный Мой; вышел Спаситель Мой (Ис. 51:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Cт. 7-8 Послушайте Мене, ведящии суд, людие Мои, имже закон Мой в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов

Тайноводствовав тех, которые были из язычников, и предложив им более простое учение, соответственное их смыслу (ибо молоко приличнее тем, которые по силе разумения находятся еще в младенческом возрасте), опять говорит к возмужавшим и обладающим более мужественною душою и зрелым умом. А каковы они были, об этом ясно говорит,– (называя их) ведящими суд, то есть, как бы некоторыми опытными меновщиками, оценивающими каждое деяние и точно различающими, доброе дело принимающими, а от всякого дурного поступка воздерживающимися. Это суть те, которые имеют закон Божий в уме и сердце своем и позаботились принять его как бы некоего мудрого воспитателя и руководителя. Так Давид воспевает и о всяком праведном и мудром говорит, что «закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36:31). Поистине, спасительным для нас оказывается делом-как бы откладывать для хранения в наш ум и сердце божественный закон; ибо как сосуд, сделанный из меди или другого какого подобного же вещества и содержащий в себе огонь, пребывает горячим; так и душа человека, имеющая в уме божественный закон, всегда горит духом. А один из святых учеников говорит: «за умножение беззакония, изсякнет любы многих» (Мф. 24:12). Итак послушайте, говорит, ведящии суд и закон Мой носящие в сердце: не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся; ибо «вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2Тим. 3:12) и, терпя за благочестие, будут подвергаться насмешкам со стороны тех, которые не знают его. Но это надобно считать за ничто, лучше же думать о том, что и сам Спаситель всех и Господь претерпел крест, презревши позор. Посему и говорит: «несть ученик над» господина «своего»: «аще Мене изгнаша, и вас изженут:» «аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его» (Мф. 10:24, 25; Ин. 15:20); и к этому еще прибавляет: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас» (Мф. 5:11, 12).- Итак, среди сих бедствий вам надобно иметь непоколебимый дух, насмешкам гонителей не придавать никакого значения и презирать всякое поругание, напротив гонение за благочестие в поругание за Христа считать делом, достойным всякой похвалы; ибо какое оскорбление может нанести дерзость и обидное слово, вырвавшееся из неразумной души, тому, кто прославился терпением? А что слава претерпевших некогда воссияет, хулители же и поносители их обратятся в ничто, в этом Он удостоверил, говоря: якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми; а одежда и шерсть весьма скоро могут подвергаться обветшанию и тлению. Но правда Моя, то есть, оправдание чрез Меня и имеющее быть дарованным спасение будет продолжительным и нескончаемым и прострется на многие роды, то есть, будет существовать непрестанно. Итак претерпевши немного за благочестие, мы обретем весьма богатую награду. И премудрый Павел засвидетельствует об этом, говоря: «еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна» (2Кор. 4:17, 18).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов

Ибо, как одежду, съест их моль… а правда Моя пребудет во век… Сильный образ полного ничтожества людских ухищрений пред величием Божественного всемогущества (Ис. 34:4).

См. также Толкование на Ис. 51:7

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

7–8. Послушайте Меня, знающие правду, народу которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людейи злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червьа правда Моя пребудет вовеки спасение Мое – в роды родов
7 - 8. Послушайте Мене, ведящии суд, люди Мои, имже закон Мой в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет, и спасение Мое в роды родов. 

Уверяя в непреложности Своего обетования о вечном спасении преимущественно людей Своих, и потому Своих, что у них есть закон Его, закон этот они знают, закон этот даже в их сердце (или вообще в душе), Господь убеждает, что исполнению Его обетований отнюдь не могут воспрепятствовать сильные и страшные враги народа. «Не бойся, говорит Господь, укорения человека, хотя бы царя или его грозного полководца» (каковыми выступали перед Иерусалимом Сеннахирим и его полководец Рапсак, и которых царь Езекия и осажденный народ его так страшились: (Ис.37) – и похулению их не покоряйтесь или, слыша хулы врагов на себя и на своего Бога (Ис.36:7, Ис.36:18-20), не предавайтесь рабскому страху до забвения о своем Всемогущем Боге (Ис.51:12-13). Ибо как риза – верхняя одежда, которая обыкновенно, делалась из шерсти (плащ из сукна), временем или с течением времени, незаметно и очень легко истребляется молью, так и враги народа Божьего (и прежде всех Ассиро-вавилоняне), в своих неправдах и насилиях, будут истреблены; а правда Всемогущего Бога восторжествует и основанное на ней спасение народа пребудет вечно (Ис.51:7-8). 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible