Скрыть
Та́ко глаго́летъ Госпо́дь, изба́вивый тя́ Бо́гъ Изра́илевъ: освяти́те уничижа́ющаго ду́шу свою́, гнуша́емаго от­ язы́къ рабо́въ кня́жескихъ: ца́рiе у́зрятъ его́, и воста́нутъ кня́зи и покло́нят­ся ему́ Го́спода ра́ди, я́ко вѣ́ренъ е́сть святы́й Изра́илевъ, и избра́хъ тя́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя

Акила не говорит: «освятите», и последующих слов, но, вместе со многими переводчиками, пишет: «так говорит Господь, ближний Израиля, Святый его, тому, презирающему себя самого, и презренному племенами, рабу князей». Симмах говорит: «так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый его, презренному от себя, поруганному от язык, рабу князей»; Феодотион говорит то же, что Акила, изменяя только одно слово, именно, Акила говорит: «презренному», а тот говорит: «отверженному, который порицает себя». Обрати внимание на перемену: пророк приводит на память прежнее уничижение и истощание, так чтобы пользующиеся божественными благодеяниями не забывали их, потому что дары благодеяния делают нас настолько беспамятными, что мы не вспоминаем ни о притеснителе, ни об освободителе нашем. Вместе с тем он открывает и могущество Бога, Который презренного, поруганного, не имеющего почести и величия, сделал таким, что он сказал: «цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа». Видишь ли чудо Нового Завета, изображенное в Ветхом? Ведь, как халдеи Израиля, так и диаволы держали в своей власти всю человеческую природу, вводя людей в заблуждение. Смотри также, почему «поклонятся»? – «ради Господа», говорит. Акила и Симмах говорят: «за Господа», – чтобы они не приписывали праведности себе самим, но Господу, Который показывает достоверным и истинным, что некогда обещал; почему и говорит: «Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов: цари увидят и встанут князья, поклонятся ради Господа, ибо Он верен, и Святого Израилева, который избрал Тебя

Вместо сказанного нами: презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов, Феодотион перевел: кто презирает душу, кого гнушается народ, кто есть раб князей, что очевидно приличествует Христу. Ибо Он, добрый пастырь, положил душу Свою за овец Своих (Ин. 10) и презрел ее; Он служил предметом поношения для народа иудейского и ежедневно трижды поносят Его они под именем назарян в синагогах своих. Он был рабом князей и столь смиренным, что стоял пред Анною и Каиафою и был послан к Пилату и Ироду для распятия. С этим переводом согласен Акила и отчасти Семьдесят, хотя они изменили и ослабили текст в том отношении, что вместо народа перевели народы и вместо раба — рабы.

Другие же полагают, что это говорится народу иудейскому, который презрел душу свою и служит предметом поношения для всего мира и находится в подчинении князьям, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба (Пс. 13:4). Но лучше объяснять это в отношении к Христу. Итак, что говорит Сыну Отец, бывший некогда искупителем и Святым Израилевым? Увидят цари и встанут князья и поклонятся, когда прийдет во славе Отца с ангелами Своими и сядет на престоле славы Своей, судя живых и мертвых: тогда все поклонятся Ему ради Господа, Отца Его, который избрал Его. Или же так нужно понимать: цари, сердце которых в руке Божией, и князья церкви Божией поклонятся тебе; ибо верен Господь, Святый Израилев, который избрал тебя. Все же это относить к тому, кто презрел душу Свою, кто поносится народом, кто служит рабом князей.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя

И отсюда можешь узнать, сколь великого милосердия Бог и Отец удостоил призванных чрез Христа, ибо тайноводствует их и открывает глубокую и великую тайну вочеловечения, не дозволяя кому-либо спотыкаться о камень претыкания и разбиваться по безрассудству о скалу соблазна (Ис. 8:14; Ис.28:16 ср. Рим. 9:32-33; 1Пет. 2:7—8), как сокрушился неразумный Израиль. Итак, что же говорит? Я, избавивый тя Бог, так говорю к тебе: освятите уничижающего душу свою, то есть священным и святым почтите и постарайтесь привлечь к себе Того, Кто душу свою уничижил, то есть мало оценил. Да; став человеком Бог и Единородное слово Бога положил за нас душу свою и восхотел претерпеть ради нас смерть по плоти, ничего не прияв в Свое естество (божеское); ибо Сам как Бог, будучи выше страданий, однако же таким образом, говорю, уничижил ее, и это за грешников. Сему и всемудрый Павел изумился, ибо сказал, что составляет свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам…. по времени за нечестивых умре (Рим.5:8 ср. Рим. 5:6). И Сам Христос говорит негде: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). Так Он положил ее за нас, ибо язвою его мы исцелехом и Он мучен бысть за беззакония наша и ради грехов наших предан был (Ис. 53:5). Итак, да святится, говорит, то есть да почитается святым или да исповедуется, а это подобает и Богу и только Ему одному в безусловном и собственном смысле потому что хотя и существуют многие святые силы умные, а равно и люди на земле, но называются святыми вследствие причастия Тому, Кто свят по естеству и только Един истинно есть таков. Как свет истинный есть Он Сам, однако дал это достоинство и другим, ибо говорит: вы есте свет миру (Мф. 5:14); так и святым будучи Он один вместе с Богом и Отцом и Святым Духом, как бы от собственной полноты дарует и причастникам Его освящение. Так и в молитвах мы говорим: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое (Мф. 6:9). Отнюдь не то конечно хотим сказать, что взываем о прибавлении освящения к имени Отца, ибо это совсем несмысленно; но, правильнее, молимся, чтобы у всех было то, что истинно существует, то есть святое и страшное. Также точно и здесь должно понимать выражение: освятите, хотя и уничижил, сказано, душу свою, то есть хотя и говорится, что потерпел нечто человеческое и свою плоть заставил вкусить смерть (а положил Он душу свою за многих). Но слово (пророческое) простирается далее и упоминает и о другом, что могло бы иногда послужить препятствием в деле веры в Него для тех, кои не видят глубины домостроительства, — здравомыслящим же конечно не может причинить никакого вреда, — а именно: преданного Пилату Иисуса некоторые из воинов подвергали гнусным оскорблениям, то нечестиво нанося Ему удары, то даже бесчестия оплеваниями и издеваясь венцем из терний, ругаясь и говоря: радуйся царю иудейский (Мф. 27:20). Посему говорит: гнушаемого от язык, рабов, князей, а зависит и это (речение) без сомнения от освятите. Но что претерпел по домостроительству поругания от язычников, после же сего воссияет и будет прославлен от всех, пребывающих и в высших достоинствах и в низших почестях, об этом предвозвещает говоря: царие узрят его и возстанут, очевидно с царственных престолов, князи и поклонятся ему. Узрят не телесными очами, но как бы взором ума и сердца, ибо так мы зрим славу Христа. Поклонятся же Ему Господа ради, то есть ради Меня, ибо Он прославляется как Сын Бога и Отца и яко верен есть Святый Израилев. Верен здесь означает всегда пребывающего, потому что непоколебимо царство Бога и Отца, а равно и Сына; между тем как лжеименные боги не суть верны, ибо произошли (недавно), и гибнут, и не пребывают. Спаситель же всех и Господь истинно верен, то есть твердо стоит в своих достоинствах, и незыблемо пребывает, и Сам избрал призванных чрез Христа, ихже бо предуведе, сказано, (тех) и предустави сообразных (быти) образу Сына своего…. тех и призва, и освятил при сем, и прослави (Рим. 9:29—30). Итак надлежало, подлинно надлежало избранным, освятить Уничижающего душу Свою и смотря на дела Его человечества не лишать Его подобающей славы и не удаляться от точного познания относительно Его, но напротив, уразумевая премудрость домостроительства покланяться Ему и иметь убеждение, и притом твердое, в том, что Он есть естеством и истинно Сын верного Господа, хотя домостроительно и явился в образе подобном нам и облекся в меру уничижения.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя

[В Славянском переводе 70-и вместо «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов» - «Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских». Получается совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не раб властелинов - но всего лишь временно поносимый языками рабов князей! - Прим. ред.]

Так говорит Господь… презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов… Это, собственно говоря, начало уже новой речи Господа, хотя и тесно связанной с прежней. В ней идет раскрытие чудесно-благодетельных плодов мессианского служения, которое, конечно, является вместе с тем и лучшим доказательством его высокого значения и смысла.

«Седьмой стих является довольно важным моментом в процессе постепенного сообщения ветхозаветного откровения о страждущем Праведнике. С одной стороны он воспроизводит известный 21 Пс. (отчасти 68), в котором Страдалец-Христос говорит о Себе: «Я - червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (7 с. Ср. Пс. 68:15), а с другой - служит вступлением к пророчеству 42-Ис. 43 глав, где с такой подробностью изображаются страдания праведника» (И. Григорьев «Пророчество Исаии о Мессии и Его царстве» - 168 с. Казань 1902).

Но за этим кратким моментом временного уничижения Мессии тотчас же последует момент возвышения, который изображается у пророка в таких чертах; цари увидят - и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен Себе… Который избрал Тебя. Из состояния добровольного уничижения Спаситель мира будет вознесен на высоту подобающей ему славы. «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему» (Пс. 71:10-11).

Фактическое исполнение этого пророчества дает вся история христианских народов, где цари и властители нередко шли впереди всех ко Христу и вели к Нему свои народы. Не без основания также древнехристианская традиция считает и известных восточных мудрецов, пришедших в пещеру на поклонение Христу-Младенцу, местными князьями, или царями (The pulp. Comment. 231 р.). Все это совершится «ради Господа, Который верен, ради святого Израилева», «потому что, Мессия - посланный от Господа - единосущен Отцу; потому что, несмотря на образ раба, Он - Бог Всемогущий; потому что Избирающий и Избранный одна суть: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30 - Властов).

«Вторая половина стиха переносит читателя в будущий момент торжества Мессии, когда Он победит мировой грех и будет окружен блестящим ореолом неземного величия. Цари, которые прежде презирали смиренного Раба, теперь с благоговейным почтением станут вокруг Его престола; князья, которые до сих пор гнушались страждущим Отроком, преклонять пред Ним колена и подчинятся Ему» (И. Григорьев Op. cit.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеским: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть святый Израилев, избрах тя.


Рабское самоунижение Спасителя, необходимое при исполнении Им воли Божией о спасении грешных людей, естественно подвергало Его презрению гордых властителей мира, Им гнушалась даже толпа рабов – слуг княжеских. Но в этом презрении мира к Спасителю мира и состояло крайнее и гибельнейшее падение его. Пророчески предвидя это бедствие мира, Исаия предостерегает народ избранный от вечной гибели. Люди должны освятить Искупителя, т.е. в самом Его уничижении признать Его не грешным и казненным, а святым и достопоклоняемым. Ибо, когда Он, в образе и звании раба, с самоотверженной преданностью, совершит Свое дело, спасение мира; то Бог прославит Его: перед Ним, как Спасителем своим, восстанут и поклонятся князья и цари, иудейские и языческие, – Господь исполнит это, ибо Он верен Своим обетованиям, и избрал Он этого раба Себе с тем, чтобы через Него и Себя прославить (ст.3).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible