Скрыть
и вско́рѣ воз­гради́шися, от­ ни́хже разори́л­ся еси́, и опустоши́в­шiи тя́ изы́дутъ изъ тебе́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе

Акила говорит: «но созидатели твои будут из тех, которыми ты был разрушен». Феодотион: «придут созидатели, которые разрушили тебя». Симмах говорит: «придут сыны твои, которые разрушили тебя». Можно ли, говорит, придти спустя такое время? Конечно, говорит, и гораздо раньше, так как это полезно для искоренения грехов. «Разорители и опустошители твои уйдут от тебя». Удивительно то, что происходили такого рода перемены. Когда ты видишь, что руки неприятелей созидают то же самое, что они прежде разрушили, то ты поймешь, что Бог предал их плену, и Он же совершил созидание города после того, и как Он желает, так и направляет человеческий ум. Что более такой силы? Если кто утверждает, что не по причине божественной воли так случилось, но как будто бы неприятели пришли сами и завоевали город, то мы скажем: почему же он ими восстановлен вновь? Кто побуждал их к тому? Никак не должно было им созидать города, воинственного с самого начала, каким они признавали его, что он действительно таков. Кто пожелает поднимать своего простертого неприятеля и воздвигать вновь своего недруга и врага? Тот, кто создал город и окончил войну, был Кир, который тех, которых он прежде держал пленниками, потом прославил, как бы принадлежавших к славному роду. Разве недостаточно было освободить их из плена? Но он даже почтил их, чтобы они стали известными и прочим. «И опустошители твои уйдут от тебя». Неприятели и варвары удалятся от него.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-21 А Сион сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. Может ли забыть женщина дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя. Вот Я на руках Моих начертал тебя, стены твои, всегда пред очами Моими. Пришли строители твои; а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои вокруг и посмотри,—все они собрались, пришли к тебе. Живу Я, говорит Господь, что всеми ими ты облечешься, как убранством, и окружишь себя ими как невеста. Ибо степи твои и пустыни твои и земля разорения твоего ныне будут тесны от жителей и далеко будут прогнаны поглощавшие тебя. Теперь будут говорить в слух тебе дети бесплодия твоего: «тесно для меня место; дай мне место, чтоб я мог жить». И ты скажешь в сердце своем: кто мне родил их? Я была, бесплодною и нерождающею, переселенною и уведенною в плен: кто же воспитал их? Я оставалась покинутою и одинокою: где же они были

Мы часто упоминали, что Иерусалим и Сион в Священных Писаниях нужно понимать в четырех значениях. Во первых тот, который оплакивает Господь в Евангелии: Иерусалиме, Иерусалиме, избивши пророки, и камением побивали посланныя к тебе (Мф. 23:37). И в другом месте: егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближая запустение ему (Лк. 21:20). Во вторых собрание святых, которые, пребывая в мире Господнем и поставленные на высоте добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона, паче всех селений Иаковлих (Пс. 86:2). Ибо не основания иудейского Сиона, который мы видим разрушенным, были возлюблены Господом, и не могло быть разрушенным то, что возлюблено Господом. В третьих, Иерусалимом называется сонм ангелов, господств и властей, и все, назначенное для служения Господу. Об этом Иерусалиме и апостол говорит: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4:26). И в другом месте: но приступаете к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). В четвертых, Иерусалимом называется тот, который, как полагают иудеи и наши иудействующие на основании Откровения Иоанна, которого они не понимают, будет основан из золота и драгоценных камней (Откр. 21) небожителями, пределы и неизмеримая широта которого описываются также в последней части Иезекииля.

Если это так, то теперь с особым вниманием следует рассмотреть, какой из четырех Сионов сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. И несомненно, что это говорит собрание святых, бывшее прежде среди иудеев и оставленное Господом, и жалуется плачевным голосом, что оно оставлено и покинуто помощию Господа. Ему отвечает Господь, пользуясь естественным подобием: если может быть, чтобы мать забыла о своем дитяти и не имела сострадания к рожденному из чрева ея, то и Я забуду тебя. Скажу нечто большее: хотя бы она и забыла, преодолев законы природы жестокосердием, однако Я не позабуду Моего творения, и души святых всегда буду хранить в сердце Своем. Знай же ты, считавший себя вполне оставленным, что ты написан и изображен на руках Моих и стены твои вечно пребывают пред очами Моими. Из этого мы узнаем, что Иерусалим не следует искать в палестинской стране,— самой худшей во всей области,— которая и неровна вследствие скалистых гор, и страдает от засухи, так что пользуется падающими с неба дождями и малочисленность источников заменяет устройством цистерн; но они находится в руках Божиих и к нему говорится: поспешили [прийдти] строители твои, или по Семидесяти: вскоре ты будешь построен теми, коими был разорен. Ибо он иудеями был разорен, иудеями построен. Оставленный по вине книжников и фарисеев, он собрался как из иудеев, так из язычников по проповеди апостолов Христовых.

Далее следует: а разорители и опустошители твои уйдут от тебя: учители наихудшие, чтобы ты следовал не заповедям и преданиям человеческим (Мф. 15), а закону Божию. И говорится ему, чтобы он возвел очи свои вокруг и посмотрел на сыновей своих, которые собрались к нему. О них и Спаситель говорит: возведите очи ваши и видите, яко плави суть к жатве уже (Ин. 4:35). А чтобы уверить нас, Господь говорит: живу Я (это в Ветхом Завете употребляется как клятва), что всеми ими ты облечешься как убранством и окружишь себя ими, как невеста окружает себя ожерельем. Счастлив тот, кто имеет такие достоинства и добродетели, что называется украшением церкви. Означает же это, как думаю, различные дарования духовные, которыми украшается великолепие невесты. О ней и в сорок четвертом псалме поется: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Ибо бывшие прежде оставленными и превратившиеся в пустыни и развалины, при пришествии Евангелия Христова будут восстановлены и будут иметь такое множество обитателей, что не будут в состоянии вместить их. Но так, что далеко будут прогнаны преследователи или те, о которых мы выше сказали: разорители и опустошители твои уйдут от тебя и сыновья бесплодия твоего, относительно которых ты думала, что они совершенно потеряны тобою и что ты лишена их, скажут в слух тебе: тесно для меня место в синагогах, дай мне место в церквах, чтоб я мог жить более просторно, чтобы не удерживали меня хулы иудеев, но чтобы твоя и моя широта могла вместить весь мир. А ты, не будучи в состоянии выразить устами великую радость, молча будешь помышлять в сердце своем и скажешь: кто мне родил их? Я была бесплодною и вдовствующею, оставленною и плененною в народе иудейском, перестала иметь детей, долго не рождала. После Аггея, и Захарии и Малахии я не видела никаких других пророков до Иоанна Крестителя; как же бывшая одинокою и покинутая помощию мужа, а стала теперь иметь столько детей? А чтобы мы знали, что Сион построен на камне и основании Христа из обоих народов, то апостол Павел говорит верующим: наздани бывше ни основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20). Из этого ясно, что одно есть основание апостолов и пророков: Господь наш Иисус Христос.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе

Совершенно неудобоисследим смысл предложенных изречений. И в самом деле: какие, мог бы кто предположить, есть руки Бога, на которых, надо думать, и написаны стены Сиона? Священное Писание часто называет руками Бога действенные силы Его, коими Он все привел в бытие и также производит что-либо в разуме Своем. Так например Псалмопевец изъясняет прихождение всякого человека к бытию, говоря: руце твои сотвористе мя, и создасте мя (Пс.118:73), яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце его создасте (Пс. 94:5); и опять: в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса (Пс. 101:26). Потом: как можно бы представить, что действенными силами Бога, как бы на доске, написаны стены Сиона, здесь разумеваемого? или о каких вообще стенах упоминает пророческое слово? Итак, что же скажем?

Едва ли что могло бы, как думаю, воспрепятствовать ученику Христову с предложенными изречениями соединять приблизительно такой смысл: Сион обвинял Господа, что Он забыл его; но что сие не есть истинно, это старается показать Господь наш Иисус Христос как бы от своего вочеловечения и от того, что претерпел ради нас, став подобным нам. Пребывая во образе и равенстве с Отцом, хотя и не почитал сие хищением, но напротив нисшел в уничижение, приял зрак раба и был послушен Отцу до смерти, смерти же крестной (Фил.2:7,8), ибо висел на древе с пригвожденными руками своими. И спасительная страсть ниспровергла начала, восторжествовала над миродержителями века сего (Еф. 6:12), освободила всех от властительства диавола, привела нас к Богу, так как язвою Его мы исцелехом, и грехи наши вознес телом Своим на древо, и мучен был Он (Ис. 53:5, 12). Мы же спасены и Его страдание соделалось для нас твердынею и стеною, ибо ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал.3:13), и в немже пострада Сам, искушен быв, помог искушаемым (Евр. 2:18), и вне града пострадал, да освятит люди Своею Кровию (Евр. 13:12).

Итак, и опять скажу, страсть Христова, и честный крест, и пригвождение Его рук сделались для уверовавших в Него твердынею и стеною неприступною и несокрушимою. Посему с правом может сказать Он: се на руках Моих написах стены твоя,-разумей прободение рук или страсть, как обозначаемую чрез одно это; а написах говорит вместо: напечатлел. И предо мною еси выну, потому что если пострадал за нас, то как забудет нас? или каким образом не были бы в очах Его те, за кого пригвожден был к древу? Если же кто пожелает и другим образом понимать смысл данного места, то ничего, думаю, нет неестественного разуметь нечто таковое: не уклонился бы, думаю от истины тот, кто сказал бы, что все уверовавшие во Христа находятся в руках Бога Отца, ибо Сам сказал: овцы Моя гласа Моего слушают, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им (Ин. 10:27, 28), и еще при этом: никтоже может восхитити их от руки Отца Моего (Ин.10:29), так как они находятся под верховным покровительством и крепко ограждены вышнею помощью.

Когда, таким образом, Бог и Отец как бы содержит всех нас в руках Своих и охраняет у Себя и не попускает как-либо увлечься к тому, что не подобает, ни подвергнуться злобе наветующих, или сделаться добычею диавольского насилия: то нет никакого препятствия думать, что и стены Сиона как бы написаны руками Его, то есть приуготовлены к духовной благопристойности и имеют своим украшением прекраснейшее отличие, состоящее из всякой добродетели. Стенами же мысленного Сиона, говорим, соделались святые Апостолы и Евангелисты, назначенные на сие Отцом и имеющие у Него непрестанное благоволение; так как имена их написаны на небесах и помещены в книге живых (Фил. 4:8). И не удивляйся, если святых называет оградою и стенами Церкви. Конечно стена и укрепление есть Сам Он. Но как (Сам Он есть свет истинный и однако называет их светом мира (Мф.5:14), так Сам, будучи стеною Церкви и) всякою твердынею уверовавших в Него, даровал святым тайноводителям как бы в чине высокого достоинства называться стенами Церкви Его. И вскоре, говорит, возградишися, от нихже разорился еси. Иудея, то есть наставники иудейские разорили земной Сион или матерь свою, отвлекая ее от Христа и научая считать веру неприемлемою, ибо говорим: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9:29).

Когда же дошли до последнего предела зла и умертвили Наследника (Мф. 21:38), то соделались виновниками падения его (Сиона). Но как иудеи разорили, так опять, будучи иудеями, божественные ученики воздвигли его (Сион), очевидно переменившийся, не оставшийся тем, что был, то есть неверующим и господоубийцею, но блистающий верою, конечно верою вο Христа. Опустошивши же его (Сион) вышли из него, ибо изгнаны прежние наставники и восстали иные, о которых мы только что упоминали. Действительно, иначе невозможно было ему измениться и возлюбить Христа и предпочесть тени закона истину, если бы прежние учители его не были удалены от противозаконного руководительства, а на место их не восстал бы лик святых тайноводителей, о которых и божественный Давид делает превосходнейшее напоминание, воспевая водном месте и говоря к Спасителю всяческих Христу: поставиши я князи по всей земли и помянут имя твое во всяком роде и роде (Пс. 44:17, 18).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя

В нем пророк возвещает прочный, внутренний мир верному Сиону, через возращение истинных сынов и удаление всех вредных членов. Вместо слов: сыновья твоя поспешат к тебе LXX, Таргум, Вульгата [в Славянском переводе - вскоре возградишася; Прим. ред.]и др. переводы имеют «строители твои», - что произошло благодаря смешенью двух сходных фонетически еврейских слов - banajh («сыновья твои») и bonajh («строющие тебя»), - в соответствии с чем сделано некоторое изменение и последующей речи. Комментарий СПб. проф. отдает предпочтение еврейско-мазоретскому тексту. В мессианском смысле под истинными сынами духовного Сиона разумеются «сыны света», на которых зиждется храм Бога живого (Ин. 12:36; 1Кор. 3:16-17; 6:19; 2Кор. 6:16); а под разорителями и опустошителями - те лжеучители и ересиархи юной христианской церкви, на которых жаловались еще святой Апостол Иоанн Богослов: «они вышли от нас, но не были наши» (Ин. 2:19) и Павел: «О если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал. 5:12).

См. также Толкование на Ис. 49:14

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 16-17 Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя.
Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною ecu присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился ecu, и опустошившии тя изыдут из тебе.


Милуя и утешая Свой народ (ст.10), Господь с отеческой любовью заботится и о внешнем его благоустройстве. Вот Он уже написал стены Священного Сиона на руках Своих, – как бы держит в Своих Руках свиток, на котором начертан план восстанавливаемых стен подобно тому, как это делает обыкновенный зодчий, приступая к такой работе. Следовательно, Сион скоро снова оградится стенами, которые будут разорены во время плена Вавилонского. И сами опустошители Сиона, враги его, преимущественно Ассирийцы и Вавилоняне, уйдут из него и уже не будут более его разорителями.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible