Скрыть
ся́ди умиле́на, вни́ди во тму́, дщи́ Халде́йска, ксему́ не прозове́шися крѣ́пость ца́р­ст­ва.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-5 Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств

«Сойди и сядь на прах». А прочие говорят: «на землю». «Девица, дочь Вавилона». Смотри: пророк повелевает властно, чтобы научить нас великому. Это не пророчество, но повеление Божие. «Престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною». Смотри: изнеженные женщины стали жалкими и изгнанными из царства. «Возьми жернова и мели муку»: они перешли от царства к жерновам, в невыносимый и весьма тяжелый плен. «Сними покрывало твое, открый седины» (слов «открый седины» в русском переводе нет). Ужели ты не пожалеешь и старости? Ужели ты не почтишь даже и седых волос? «Подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого»; а другие говорят: «совершится мщение, – Я отомщу за тебя».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Искупитель наш— Господь воинств, имя Ему— Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев, ибо не будут более называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руку твою: но ты не оказала им милосердия. Старца ты крайне обременила игом твоим и говорила: вечно буду госпожею; не представляла этого в сердце и не помышляла, что будет после с тобою

Первый стих по Семидесяти находится в связи с предшествующим, так что он имеет следующий смысл: и это сделает избавивший тебя Господь Саваоф, имя Ему— Святый Израилев. Далее, по еврейскому тексту, пророк от лица народа говорит, что это совершил против Вавилона Господь воинств, имя которому— Святый Израилев. И затем речь обращается к самому Вавилону. Сиди молча или умиленная и помышляй о своих преступлениях. Войди в темноту: ибо от стыда и позора ты не можешь выносить света, и не будешь называться госпожою ни одного царства, ни всех царств. Но так как незаметно возникал вопрос, почему прогневался Бог на халдеев, которых Он сам послал для пленения Израиля; то вместе с тем отвечает, что Он, прогневавшись на народ Свой, восхотел обличить их, а не погубить, наказать, а не умертвить. Но они злоупотребили своею жестокостью и нанесли более ударов, чем требовало божественное мщение. Важным же доказательством жестокости вавилонян служит то, что они не щадили даже старцев, возраст которых пользуется уважением даже среди врагов. Но также и то служит признаком высокомерия, что они, обольщенные настоящим благополучием, не помышляли о неизвестном будущем. Таким образом мы всегда при счастии должны опасаться будущего и не угнетать предаваемых нам, которые бывают мучимы для того, чтобы сделаться лучшими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Сяди умилена, вниди во тму, дщи Халдейска, ксему не прозовешися крепость царства. Разгневахся на люди моя, осквернила еси наследие мое: аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила еси зело и рекла еси: в век буду владычица: не помыслила еси сих в сердцы твоем, ниже помянула еси последних

Показывает, что Он всегда сообразуется с праведным судом и посылает наказания соответственные прегрешениям. Ибо весьма многочисленны были преступления Вавилонян, и Он обвиняет их в весьма великой жестокости и бесчеловечии, показывает, что это был город гордый, безрассудно полагающийся на свои собственные силы, так что думал, что никак и никогда он не может подвергнутся перемене к худшему. Итак когда, говорит, ты подвергнешься плену, тогда сяди умилена Умилена вместо: размышляя, хотя и поздно, о себе самой в особенности. Испытай головокружение. Ибо я сказал, что ужасные бедствия погружают ум как бы в некоторую тьму и как тяжесть обременяют душу. Ксему,говорит, непрозовешися крепость царства.Так назывался Вавилон, имевший бесчисленное множество жителей и весьма храброе войско, способное отразить нападение, если бы явились какие либо неприятели и нападающие на тех, которые имеют власть у них. Потом объясняет, какая была причина наведения на Вавилонян бедствий, постигших их вследствие божественного гнева, говоря: разгневахся на люди моя, осквернила еси наследие мое: аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости.

Тоже, по-видимому, говорит устами Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающия: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая (Зах. 1:14, 15); ибо иногда Бог наказывает по любви, и тех, которые не внимают Его вразумлениям и по отношению к Нему гордо держат выю свою, Он посредством скорбей располагает к покорности, или налагая на них руки врагов, или подвергая их другим бедствиям, Как трудно излечимые язвы, не уступающие соответственным врачевствам, часто излечиваются при помощи огня и железа; так, думаю, и любящий добро Бог наш, когда видит душу, неудержимо устремляющуюся к погибели и крепко привязанную к разнообразным порокам, врачует ее сильными скорбями. Но те, которые избираются для совершения наказания, дают волю страшному и неудержимому гневу своему и увлекаются далее надлежащего и не выносимо обременяют тех, которые подчинены их власти.

Посему это тяжкое преступление и Бог гневается на тех, которые привыкли поступать так. Посему надобно избегать этого зла; и если бы кому-нибудь из нас пришлось быть исполнителями наказаний, когда Бог воспитывает; то мы должны иметь в виду кротость, хорошо зная, что Воспитатель сильно гневается, если нами наносится им наказание выше меры.- Итак, говорит, ты непомиловала старца, а пленила ты их не своею силою, но потому, что Я предал их. Но ты была жестока и свирепа нравом, и что тяжелее сего - ты дошла до такого надмения, что думала и говорила, что ты будешь иметь нескончаемую власть и непоколебимое могущество. О тех крайних бедствиях, которые потом случились с тобою, говорит, ты не удостоила и помыслить, и вспомнить. Какие же это бедствия? Очевидно, бедствия плена и страдания, посланные на нее Богом.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств

Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств. Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка, заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии, под ударами ее нового завоевателя.

«Темнота» - на языке Священного Писания, символ «несчастия и плена» (Ис. 50:10; Мих. 7:8 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно, гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили титул «Царя царей» (Ис. 13:19; Иез. 26:7; Дан. 2:37 и др.). И вот теперь из положения господствующего властелина он должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плач. 2:10; 3:2; Мих. 2:8).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 4-5 Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств.
Рече избавивый тя Господь Саваоф, имя Ему святый Израилев: сяди умилена, вниди во тму, дщи Халдейска, ксему не прозовешися крепость царства.


Таков приговор суда Господа Саваофа над Халдеями: Он может их судить карой и мщением, ибо Он есть Господь небесных воинств; Он должен спасти свой избранный народ, потому что Он свят – верен своим обетованиям о сохранении потомства Авраама во веки. И «дочь Вавилона» должна покорится этому определению суда Божия: пусть она сядет умилена – сидит на земле в молчании, с глубоким чувством горя и с сознанием крайней виновности своей – пусть войдет она во тьму – перейдет в состояние рабства, унижения и, наконец, совершенного забвения на веки, и – пусть Вавилон не называется уже крепость царства – как средоточие силы, власти, знания, богатства Халдеи и как победитель и повелитель других царств, так как, по суду Божию, всякое его значение передано будет «помазаннику» Божию – Киру, а Халдеи станут рабами постыдными, презренными, забвенными.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible