Скрыть
Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня».

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-12 Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, - и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь

Это пророк говорит, чтобы показать тебе, что человеческие перемены происходят не по мысли людей, так как, спустя немного дней, ты будешь схвачена, и внезапно будут воевать против тебя те, на которых ты надеялась. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство». Смотри: пророк показывает, что внезапно от Бога произойдет тот гнев и с неба наказание. «В полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих». Увы, велика же сила их! Они не только не могут познать предсказанного, но даже не могут противостоять познанным предсказаниям иных, и ничего не могут предпринять. Бороться против предсказанного есть не что иное, как сильно надеяться на свою доблесть и презирать слабость борющихся. О людях ли только я говорю это? Никак; но если подвигнутся и преисподние силы, то и они не смогут причинить никакого вреда.

«Я, и никто кроме меня». Смотри: хотя бы то, что есть (само по себе) человеческое, было уготовано и хорошо расположено, тем не менее, если не приходит счастье с неба, то таковое приготовление не приносит никакой пользы, а делается даже бесчестием и срамом для приготовляющих. Поистине это служит признаком стыда, так как они надеются на тех, от которых не найдут никакой помощи. Так как, говорит, ты пребываешь гордою в своем уме, то «придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь». Видишь ли, Он всегда показывает неожиданное? Удивительно же то, что Он гораздо раньше предсказывает и не совершает в действительности предсказания, так что люди думают, что Он не может совершить своих угроз; но потом Он исполняет предсказанное неожиданно и внезапно. Им всегда следовало ожидать. Но хотя Он и удерживал гнев, однако это не принесло никакой пользы. Пощадивший ниневитян мог пощадить и их. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей». Ассириянин порицал иудеев, говоря: где есть Бог ваш, Который может помочь вам? Но он говорил так напрасно: Бог даровал им помощь и отомстил за них.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-11 Но ныне выслушай это, изнеженная и живущая самонадеянно, говорящая в сердце своем: «Я, — и ныне более, кроме меня; не буду сидеть вдовою и знать бесплодия». Но внезапно, в один день приидет к тебе то и другое, бесплодие и вдовство: все приидет на тебя по причине множества чародейств твоих и великой силы волшебств твоих. И ты надеялась на злодейство твое и говорила: никто не видит меня; мудрость твоя и знание твое,—они прельстили тебя и ты говорила в сердце своем: «я,—и кроме меня нет другой». Приидет на тебя бедствие и ты не будешь знать происхождения его, и обрушится на тебя погибель, которой ты не будешь в силах отвратить, внезапно прийдет на тебя злополучие, которого ты не будешь знать

Вместе придут на Вавилон два [бедствия]— бесплодие и вдовство, так что он не будет иметь ни детей, то есть подчиненных ему народов, ни мужа, под которым мы можем разуметь царя, и этому он подвергся внезапно, когда не ожидал этого. Ибо он не мог думать, что персы, не имевшие прежде никакой силы, победят его в царствование Кира и подчинят своей власти.

Ты подверглась этому, говорит, не только по причине высокомерия и обилия всех богатств и наслаждений, но и по причине множества чародейств твоих и волшебств твоих, на которые ты надеялась. И приидет на тебя бедствие, которого ты прежде не знала, и происхождение которого тебе было неведомо; или, как перевели LXX: приидет на тебя погибель, и ты не будешь знать,—ров, и ты упадешь в него, чтобы приготовлявший всем народам бедствие плена сам упал в ров, который он приготовил. Ясное мы пробегаем нескоро.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–11 Ныне же слыши сие, юная, седящая, уповающая, глаголющая в сердцы своем: аз есмь, и несть иныя, не сяду вдовою и не познаю сиротства. Ныне же приидут на тя два сия внезапу во един день, безчадие и вдовство внезапу приидет на тя, в волшебстве твоем и в крепости волхвов твоих зело, в надеянии злобы твоея: ты бо рекла еси: аз есмь, и несть иныя: увеждь, яко смышление сих и блужение твое будет тебе срам. И рекла еси сердцем своим: аз есмь, и несть иныя. И приидет на тя пагуба, и не увеси, пропасть, и впадеши в ню: и приидет на тя печаль, и не возможеши чиста быти: и приидет на тя внезапу пагуба, и не увеси

Говорит как бы некоторой доступной всем и распутной женщине, изнеженной и пристрастной к нарядам. Но мы разумеем следующее. У Халдеев было очень много волхвов, которых они называли мудрецами; Вавилоняне все делали сообразно с их советами и ложными предсказаниями. Ибо показывая вид, что они имеют точное знание будущего, они владыкам земным не предсказывали ничего печального, напротив только то, что, по-видимому, могло доставить радость слушателям. Итак надобно обратить внимание на то, что когда Кир угрожал им нападением и делал уже враждебные вторжения, эти лжепророки всегда выступали на средину и говорили, что они очень скоро одолеют его, без всякого труда одержат победу над ним, избавятся от врагов и будут торжествовать над лежащими. Но они (услышали) следующие слова: ныне же выслушай юная (изнеженная). Сими словами порицает образ жизни Вавилонян, как изнеженный и распущенный. Они были преданы щегольству, намазывались самыми благовонными мазями, одевалисьв разноцветные одежды и придавали большую цену блеску украшений, так что искусство наряжаться высоко ценилось ими и они соперничествовали между собою в красоте. Вследствие этого она (дщи Халдейска) и названа изнеженною.

Называет же ее седящею вместо: царствующею но только над соседними, но и над отдаленными народами. Она была уповающая, то есть, полагалась на безмерное множество воинов, так что говорила: аз есмь, и несть иныя: ибо думала, что кроме нее совсем нет другой, подобной ей. Но она обманулась в своей надежде и уклонилась от истины. Ибо был возбужден Кир, который привел против них Персов и Мидян и, подвергшись пленению, она едва, убедилась, что была иная, сильнейшая ее, очевидно, страна и земля Персов и Мидян, которая сделала ее вдовою и бесчадною, хотя не ожидала, что подвергнется этому когда-нибудь. Ибо она лишилась своего царя, который подвергся там смерти. А бездетною она сделалась потому, что множество ее воинов истреблено было мечами победителей и таким образом постигли ее вдовство и бесчадие. И это случится с тобою, говорит, в волшебстве твоем, и в крепости волхвов твоих зело, в надеянии злобы твоея, поелику, говорит, ты возымела лукавую надежду на свои волшебства и заклинания, то за это ты сделалась бездетною и вдовою,- за то, что высоко поднимала бровь свою и имея душу, исполненную надменности, ты вообразила, что ты и лучше и могущественнее всех других стран: ибо ты говорила, что несть ныне. Итак увеждь, яко смышление сих и блужение твое будет тебе срам. Я прежде сказал, что волхвов они называли мудрецами или разумными. Знай же, говорит, о Вавилон, что мудрость магов, или лжепророков и заклинателей, блужение твое с ними будет позором для тебя. Ибо ты подпала под власть врагов за то, что возложила упование на тех, от которых невозможно ничего получить, кроме одного позора, так что имела пустую надежду на них. Блудом же Вавилонян здесь называет отнюдь не плотской блуд, но чрезмерное и необузданное удаление их от Бога. Ибо (Вавилон) земля изваянных есть (Иер. 50:38) и обманами демонов как бы уносим был на всех парусах.

Опять обвиняет ее в гордости и в том, что сердцу ее совершенно чуждо стремление к познанию того, что в людях нет ничего прочного, но что бытие или небытие жителей земли находится в зависимости от мановения божественного; а они, не возвысившись до познания этого, думают, что их собственные начальники могут все совершить правильно, и удивляются тем, которые могут сделать многое для их благополучия. Но подчинившиеся им хватаются как бы за тростниковый жезл, ибо неожиданно падают в сверх чаяния оплакивают погибель свою. Итак поелику ты сказала в сердце своем: аз есмь, и несть иныя: то постигнет тебя горький конец столь ужасной гордости; ибо приидет на тя пагуба, и неувеси, то есть, не принесет тебе в этом случае никакой пользы твое волшебство; потому что ты подвергнешься тому, чего не знала, и случится с тобою тяжелое и неожиданное бедствие.

Приидет пропасть, и впадеши в ню. Это тоже, как если бы сказал: тяжелое и неизбежное несчастие; ибо тем, которые уже низвергаются в пропасть, если она глубока, невозможно недокончить падения. Приидет же печаль и не возможеши чиста быти, и приидет пагуба, и не увеси; ибо волхвы совсем не могли знать будущего, пророчествуя же пристрастно и говоря от сердца своего, по написанному (Иез. 13:2, 17), они видели, что исход ожидаемых событий оказался несогласным с их прорицаниями.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня

Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; Под ними можно разуметь довольно высокое развитие естественных знаний и положительных наук, чем так гордились вавилоняне. Но преимущественно следует видеть как указание на широкое развитие астрономии, которая, главным образом, выражалась у них в астрологии, или звездочетстве, заводившем, действительно, в лабиринт самых ужасных суеверий.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 8-10 Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня».
Ныне же слыши cиe, юная, седящая, уповающая, глаголющая в сердце своем: аз есмь, и несть иныя, не сяду вдовою и не познаю сиротства. Ныне же приидут на тя два сия внезапу во един день, безчадие и вдовство внезапу приидет на тя, в волшебстве твоем, и в крепости волхвов твоих зело, в надеянии злобы твоея: ты бо рекла: аз есмь, и несть иныя: увеждь яко смышление сих и блужение твое будет тебе срам: и рекла еси сердцем своим: аз есмь, и несть иныя.


Дочь Вавилона, юная – неопытная и легкомысленная, – седящая праздно и беспечно, – уповающая, что ни откуда не грозит никакая опасность, говорила в сердце своем или думала про себя: только я такова и нет подобной мне в счастье и могуществе, а потому я не сяду вдовою – не останусь без мужа, не буду с безутешной грустью сидеть на земле (по обычаю оплакивания умерших мужей), и не познаю сиротства – не лишусь детей. Так мечтал могучий и многолюдный Вавилон о размножении своего потомства и усилении господства; но не так определил Господь его будущую судьбу. Теперь, говорит Господь, – когда так обнаружилась гордость «дочери Вавилона» придет на тебя то и другоевдовство и сиротство вместе – ты лишишься и мужа и детей; и это горе придет в один день, а именно – в день взятия Вавилона Киром; и придет этот день внезапно, – безведомо для тебя, не смотря на множество чародейств и на великую силу волхвований твоих; и придет в надеянии злобы твоея – при всей надежде на злодейство твое, т.е. на храбрость и жестокость, которым не было сопротивления ни откуда (ст.7), которые всюду распространяли страх и трепет, рабство и гибель. И вот теперь знай, яко смышление сих, т.е. гордое умствование твое о своем счастье и славе и блужение твое – чародейство и волхвование для познания своей судьбы, что все это сбило тебя с пути и послужит к твоему позору.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible