Скрыть
Ста́ни ны́нѣ се́ волхвы́ тво­и́ми и со мно́гими ча́ры тво­и́ми, и́мже научи́лася еси́ изъ ю́ности тво­ея́, а́ще воз­мо́гутъ ти́ помощи́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-12 Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, - и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь

Это пророк говорит, чтобы показать тебе, что человеческие перемены происходят не по мысли людей, так как, спустя немного дней, ты будешь схвачена, и внезапно будут воевать против тебя те, на которых ты надеялась. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство». Смотри: пророк показывает, что внезапно от Бога произойдет тот гнев и с неба наказание. «В полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих». Увы, велика же сила их! Они не только не могут познать предсказанного, но даже не могут противостоять познанным предсказаниям иных, и ничего не могут предпринять. Бороться против предсказанного есть не что иное, как сильно надеяться на свою доблесть и презирать слабость борющихся. О людях ли только я говорю это? Никак; но если подвигнутся и преисподние силы, то и они не смогут причинить никакого вреда.

«Я, и никто кроме меня». Смотри: хотя бы то, что есть (само по себе) человеческое, было уготовано и хорошо расположено, тем не менее, если не приходит счастье с неба, то таковое приготовление не приносит никакой пользы, а делается даже бесчестием и срамом для приготовляющих. Поистине это служит признаком стыда, так как они надеются на тех, от которых не найдут никакой помощи. Так как, говорит, ты пребываешь гордою в своем уме, то «придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь». Видишь ли, Он всегда показывает неожиданное? Удивительно же то, что Он гораздо раньше предсказывает и не совершает в действительности предсказания, так что люди думают, что Он не может совершить своих угроз; но потом Он исполняет предсказанное неожиданно и внезапно. Им всегда следовало ожидать. Но хотя Он и удерживал гнев, однако это не принесло никакой пользы. Пощадивший ниневитян мог пощадить и их. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей». Ассириянин порицал иудеев, говоря: где есть Бог ваш, Который может помочь вам? Но он говорил так напрасно: Бог даровал им помощь и отомстил за них.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-15 Стань с твоими волшебниками и со множеством, чародейств твоих, которыми ты затмилась от юности твоей; может быть это пособит тебе, может быть ты сделаешься сильнее. Ты утомлена от множества совещаний твоих: пусть выступят и спасут тебя наблюдатели (augures) неба, созерцавшие звезды и вычислявшие месяцы, чтобы возвещать тебе по ним будущее. Вот они стали, как солома, огонь сожег их; не избавят душ своих от руки пламени; нет углей, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть пред ним. Такими сделались для тебя те, с которыми ты трудилась, торговцы твои от юности твоей, каждый побрел путем своим; нет никого, кто спас бы тебя

Что Вавилон и вся Халдея отличались приверженностию к заклинателям, и птицегадателям, и прорицателям и газаринам, которых мы называем аруспиками, это доказывает чтение пророка Даниила, который говорит, что цари вавилонские все делали по их совету. Также вместо переведенного нами по Симмаху и Феодотиону: пусть станут и спасут тебя наблюдатели (augures) неба Семьдесят яснее перевели: пусть станут и спасут тебя астрологи неба, которые обыкновенно называются математиками и полагают, что от движения звезд и течения планет зависит жизнь человеческая.

Поэтому и волхвы приходили с востока, говоря, что они видели звезду Господню или вследствие научного знания или же вследствие предсказания пророка своего, Валаама, который в (книге) Числ сказал: возсияет звезда от Иакова и человек от Израиля (Чис. 24:17). Итак те, кои вычисляют месяцы и высчитывают годы, и, определяя минуты, обещают знание будущего, пусть скажут тебе, что определил Господь относительно тебя.

А так как они молчат относительно того, что будет, то пророк отвечает: вот они стали как солома, огонь поглотил их, чтобы обещавшие спасение другим узнали о собственных казнях: и несомненно, что в то время, как горел город, обитателей его истребил пожирающий огонь. Следующее же далее: нет углей, чтобы, погреться, ни огня, чтобы посидеть пред ним, евреи так объясняют: они не имеют никакого согревающего знания и просвещающего разума, который мог бы разогнать их тьму и изгнать холод заблуждения. Вместо этого Семьдесят, не знаю, с какою целью, перевели: ты имеешь уголья огненные, будешь сидеть на них; разве только то мы можем сказать, что для Вавилона были гораздо полезнее огонь и сожжение, нежели волхвы и газарины, астрологи и заклинатели. Ибо первый чрез кары и наказания призывает к покаянию, а последние чрез заблуждение приводят к гордости. Всякий труд его и торговцы его, под которыми мы понимаем волхвов, содействовали тому, чтобы каждый блуждал своим путем и, погибши сам, не мог принесть спасение другому.

Спросим тех, кои признают различные природы: имел ли Вавилон добрую природу или злую. Если скажут: злую, — а они несомненно так ответят, — то как он призывается к покаянию и зачем говорится ему: сиди умиленная, войди в темноту, дочь халдеев, и далее, после перечисления грехов и преступлений: ты, имеешь уголья огненные, будешь сидеть на них: они будут тебе помощию?

Почему также прибавляется, по тем же Семидесяти: ты трудилась над изменением с юности? Что это за изменение? Конечно, — из хорошего в дурное. Из этого очевидно, что добрые по природе делаются злыми по [своей] воле. Наконец присоединяется: человек заблудился в себе самом, — не по природе, а по решению воли.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–15 Стани ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, имже научилася еси из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилася еси в советех твоих: да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Се, вси яко хврастие огнем погорят и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них. Сии будут тебе помощь: трудилася еси в преложении от юности, человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения

Смеется и как бы издеваются над пустою забавою суеверия волхвов, и показывает, что это-совершенно бесполезное занятие. Ибо когда собрались, говорит, воины и Кир восстал против тебя и когда неприятельское войско преодолело твои стрелы; тогда ослабеют щитоносцы и окажется совершенно бесполезным искусство стреляния из лука, когда вместе с тяжело вооруженными и пехотинцами падут и всадники. Стани ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, имже научилася еси из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Вооружи волхвов, говорит, против осаждающих и противопоставь ложь заклинателей опытным в военном искусстве. Но ты не возможеши, говорит; утрудилася еси в советех твоих; ибо не принесли решительно никакой пользы советы волхвов, считаемые мудрыми. Если же ты думаешь, что слово мое отступило от истины, да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Кроме волхвов и заклинателей, думаю, это был какой-то другой разряд обманщиков. Они утверждали, что некоторые из них знают восхождение и захождение звезд, измеряют движение каждой из них, где бы они ни были и откуда бы они ни приходили и посредством этой ложной науки усиливались достигнуть знания будущего. Итак, если они не лжецы и если звезды, украшающие твердь, исполняют для них должность пророков; то пусть они скажут, что имеет случиться. Но они, говорит, не могут сказать этого, ибо будут вместе со всем другим подобно хворосту делом и пищей огня, и никто из них не избежит этого. Потом некоторым образом насмехаясь порицает страну Вавилонскую, как заблуждающуюся, и говорит: имати углие огненное, тο есть, горячие, сжигающие людей, о которых идет речь, когда сядешь на них.

Сидение же может означать успокоение. Сии будут тебе помощь. Ибо если, говорит, ты решишься искать успокоения в ложных предсказаниях волхвов и в угодливых речах других; то найдешь в этом большую помощь. Потом опять говорит к ней. Трудилася еси в преложении от юности. Опять выражение: трудилася еси надобно понимать в смысле: ты ослабела; ибо отступивши от Бога и обратившись к суетности и подчинившись лукавству демонов от юности,-ты сделалась слабою и легко победимою; ты не запаслась помощью Того, Кто один имеет, силу спасать и Кто есть Господь сил. К этому присовокупляет: человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения. Это все равно, как если бы Он сказал: многие люди заблудились по свойственной людям слабости, оскорбляя Бога соответственными изменами Ему, или тем, что привязаны были к плотскому, или страдали от какой либо другой страсти. Но ты дошла до такого нечестия, что для тебя ни осталось никакого способа спасения; ибо за крайними преступлениями всегда следует должное и вполне соответственное им возмездие.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь

С 12-15 - весь последний отдел дает развитие той же самой мысли, но в новой, художественно-иронической форме.

Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств. Ясное указание на то, что говорилось выше (9 ст.).

Может быть - пособишь себе, может быть - устоишь. Беспощадная ирония, напоминающая подобную же иронию пророка Илии над жрецами Иезавели во время кармильского жертвоприношения (3Цар. 18:27).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 12-13 Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.
Стани ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, имже научилася ecu из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилася ecu в советех твоих: да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезды, да возвестят ти, что имать на тя приити.


Открывая будущую судьбу Вавилова, уясняя силу своего предвидения и утверждая святость пророчества, Господь обличает ничтожество языческих халдейских прорицателей. Теперь, когда объявлена уже будущая судьба Вавилона, пусть волхвы Вавилонские предстанут (как они обыкновенно, в торжественных и важных случаях, становились перед своими царями, Дан.2:2 и далее), со многими чародействами своими, которым они так долго (от юности) и с таким трудом обучались, и пусть помогут отстранить предстоящую гибель Вавилона от оружия Кира. Нет, они не помогут! «Дочь Вавилона, утомлена до изнеможения в советах твоих» – множеством трудных знаний, которые являются плодом изучения природы, в особенности светил небесных. Пусть же мудрейшие из её волхвов – звездочеты, наблюдающие звезды или вычисляющие время явления светил небесных (в особенности планет) и, по их появлению, соображающие о переменах предстоящих в жизни народа, пусть эти мудрецы возвестят, какое бедствие должно прийти на Вавилон. Увы! и эти самые мудрейшие волхвы ничего не знают, и помочь в беде не смогут.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible