Скрыть
Рече́ изба́вивый тя́ Госпо́дь Савао́ѳъ, и́мя ему́ святы́й Изра́илевъ:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-5 Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств

«Сойди и сядь на прах». А прочие говорят: «на землю». «Девица, дочь Вавилона». Смотри: пророк повелевает властно, чтобы научить нас великому. Это не пророчество, но повеление Божие. «Престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною». Смотри: изнеженные женщины стали жалкими и изгнанными из царства. «Возьми жернова и мели муку»: они перешли от царства к жерновам, в невыносимый и весьма тяжелый плен. «Сними покрывало твое, открый седины» (слов «открый седины» в русском переводе нет). Ужели ты не пожалеешь и старости? Ужели ты не почтишь даже и седых волос? «Подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого»; а другие говорят: «совершится мщение, – Я отомщу за тебя».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Искупитель наш— Господь воинств, имя Ему— Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев, ибо не будут более называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руку твою: но ты не оказала им милосердия. Старца ты крайне обременила игом твоим и говорила: вечно буду госпожею; не представляла этого в сердце и не помышляла, что будет после с тобою

Первый стих по Семидесяти находится в связи с предшествующим, так что он имеет следующий смысл: и это сделает избавивший тебя Господь Саваоф, имя Ему— Святый Израилев. Далее, по еврейскому тексту, пророк от лица народа говорит, что это совершил против Вавилона Господь воинств, имя которому— Святый Израилев. И затем речь обращается к самому Вавилону. Сиди молча или умиленная и помышляй о своих преступлениях. Войди в темноту: ибо от стыда и позора ты не можешь выносить света, и не будешь называться госпожою ни одного царства, ни всех царств. Но так как незаметно возникал вопрос, почему прогневался Бог на халдеев, которых Он сам послал для пленения Израиля; то вместе с тем отвечает, что Он, прогневавшись на народ Свой, восхотел обличить их, а не погубить, наказать, а не умертвить. Но они злоупотребили своею жестокостью и нанесли более ударов, чем требовало божественное мщение. Важным же доказательством жестокости вавилонян служит то, что они не щадили даже старцев, возраст которых пользуется уважением даже среди врагов. Но также и то служит признаком высокомерия, что они, обольщенные настоящим благополучием, не помышляли о неизвестном будущем. Таким образом мы всегда при счастии должны опасаться будущего и не угнетать предаваемых нам, которые бывают мучимы для того, чтобы сделаться лучшими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-4 Сниди, сяди на земли, дево, дщи Вавилоня: сяди на землю (нет трона), вниди во тму, дщи Халдейска, яко не приложиши ксему прозыватися мягка и юна. Возми жерновы, мели муку, открый покрывало твое, открый седины, возсучи голени, прейди реки: открыется студ твой, явятся укоризны твоя, праведное от Тебе возму, ктому не предам человеком. Рече избавивый тя Господь Саваоф, имя Ему Святый Израилев

Сказавши: дах спасение Израилю в прославление и возвестивши им избавление от плена, наконец напоминает и ясно повествует этом, каким образом взята и опустошена была (страна иудейская) и как бы на картине изображает состояние пленных. Ибо как прежде военный поход Вавилонян на страну Иудейскую он предвозвестил, рассказывая обо всем подробно и говоря: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очес и ступанием ног, купно ризы влекушыя (по долу) и ногама купно играющыя: и смирит Господь началныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их. В день он, и отъимет Господь славу риз их и красоты их, и вплетения златая (на главе) и тресны ризныя и следующее за сим. Потом к этому присовокупляет: и будет вместо вони добрыя прах (слав.: смрад), и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя препояшешися вретищем (Ис. 3:16-18, 23).

Так и теперь он показывает, что будут терпеть дочери Вавилонян или соседние с ними, когда Персы и Мидяне повлекут их в плен; говоря: сниди, сяди на земли, дает понять, что подвергнется унижению та, которая некогда страдала ужасною гордостью. Итак сойди с горы, перейди от высокого мнения о себе к смирению, от славы к бесчестию, от изнеженности к суровому труду, от безмерного богатства к крайней нищете, от свободы к рабству, одним словом, от всевозможных наслаждений к самому худому и бедственному состоянию. Вниди во тьму, очевидно, вследствие страшного бедствия, Ибо сильная скорбь, проникающая в душу, устремление неожиданных бедствий и страх, подавляющий ее на подобие тяжести, порабощают ум.

А что миновалось время прежнего ее благоденствия, – показывает говоря: яко не приложиши ксему прозыватися мягка и юна. Ибо нет ничего невероятного, что женщины Халдейские проводили изнеженную жизнь, любили украшаться и придавали не малую цену искусству в нарядах. Говорят также, что Халдеи были искусны в военной тактике, хвастались золотом и (дорогими) камнями и любили блистать удивительными украшениями даже во время самых сражений. Итак, говорит, уже не будешь называться нежною, но волей неволей будешь переносить труды, неразлучные с рабством. Ты будешь молоть муку, будешь лишена покрывал головы; очевидно, волосы ее будут находиться в крайнем беспорядке, тогда как прежде они были разнообразно заплетаемы. Открый седины, и это будет служить очевидным признаком того, что победители дойдут до такой жестокости, что не пожалеют даже старой женщины. Возсучи голени, прейди реки, открыется студ твой, явятся укоризны твоя. Ибо те из них, которые уже попали в плен и уводимы были из родной страны в страну победителей, должны были во время пути переходить реки, конечно, обнаживши ноги, но и соблюдая свойственной женщинам в присутствии других стыдливости, напротив по необходимости обнажая в присутствии многих обыкновенно скрываемые члены тела. Но можно сказать, что иначе открыт позор ее и обнаружено поношение ее, когда она попала в руки победителей и находилась в унизительном положении, тогда как прежде она жила в роскоши и наслаждалась благополучием.

Далее говорит: праведное от Тебе возму, то есть, возьму с тебя то, что ты должна перенести. А что это такое, об этом предвозвестил чрез другого из святых пророков, говоря: якоже сотвори, сотворю ей (Иез. 16:59) и опять: якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою (Ав. 1:15). И в другом месте негде сказано о всяком, привыкшем грешить: горе беззаконному: лукавая, бо приключатся ему по делом руку его (Ис. 3:11).

Вставлена речь о другом предмете и как будто к Израилю. Бог дает обещание, что ни в какое время он не предаст в руки врагов и помилует тех, которые потерпели наказания, равные преступлениям против него, и даже наказаны свыше сего. Ибо Он негде сказал о нем: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя (Ис. 40:2). Посему говорит, избавивший тебя Господь, которому и имя Святый Израиль, сказал, что не будешь предана лукавым и безжалостным людям, очевидно, некогда побеждавшим, когда и Бог гневался на него и лишал его милосердия и любви за то, что они изменяли Ему и неудержимо стремились к совершению того, что противно Его божественным законам.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев

Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. «Все комментаторы замечают, что это восклицание вырывается из души пророка, тогда как все пророчество о Вавилоне говорит пророк от имени Господа». (Властов). Оно заключает в себе или напоминание о неотвратимости божественного суда над Вавилоном (3 ст. ср. Ис. 43:14; 44:6) или благоговейное удивление пророка о милости Божией, явленной Израилю в самом факте уничтожения Вавилона, как его главнейшего врага.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 4-5 Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств.
Рече избавивый тя Господь Саваоф, имя Ему святый Израилев: сяди умилена, вниди во тму, дщи Халдейска, ксему не прозовешися крепость царства.


Таков приговор суда Господа Саваофа над Халдеями: Он может их судить карой и мщением, ибо Он есть Господь небесных воинств; Он должен спасти свой избранный народ, потому что Он свят – верен своим обетованиям о сохранении потомства Авраама во веки. И «дочь Вавилона» должна покорится этому определению суда Божия: пусть она сядет умилена – сидит на земле в молчании, с глубоким чувством горя и с сознанием крайней виновности своей – пусть войдет она во тьму – перейдет в состояние рабства, унижения и, наконец, совершенного забвения на веки, и – пусть Вавилон не называется уже крепость царства – как средоточие силы, власти, знания, богатства Халдеи и как победитель и повелитель других царств, так как, по суду Божию, всякое его значение передано будет «помазаннику» Божию – Киру, а Халдеи станут рабами постыдными, презренными, забвенными.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible