Скрыть
Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз сотворих землю, и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах

Смотри на землю, питательницу, и на сотворение ее прежде прочего. Говоря: «землю», Он показывает все блага, так как она есть уготованный стол, одежда, пища.

«Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я». Акила и Симмах говорят: «всем силам их заповедал»; Феодотион: «всем силам его приказал»; а это – в знак Его попечения и промышления. Пусть творение не относится к промышлению, тем не менее разве вы не будете приписывать промышлению столь много уготованных благ? Отцу должно воздавать благодарность за то, что он родил, хотя бы он потом и не имел никакой заботы о рожденном. Тем не менее, никто не обвиняет его в том, что он пожелал родить; он сам пользуется своею властью. Гражданские законы делают его в этом случае господином – поступать как ему угодно, без страха наказаний, так как у него находится верный залог; его заботы и любовь естественны. Полагаясь на это, Я дал отцу всякую власть. Но Я не только это сделал, а также небо и землю, и присоединил звезды. Это, может быть, имеет общее значение, но мы видим и особенное.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-13 Горе тому, кто препирается с образователем своим: черепок из черепков земных. Скажет ли глина горшечнику своему: «зачем ты делаешь»? и твое произведение: «он без рук». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты рождаешь»? и матери: «мучишься родами»? Так говорит Господь, Святый Израиля, образователь его; спросите Меня о будущем сыновей Моих и укажите Мне в дел рук Моих. Я создал землю, и человека на ней Я сотворил; руки Мои простерли небеса и всему воинству их Я дал заповедь. Я воздвиг его в правде, и все пути его сделаю прямыми. Он построит (или построил) город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь воинств

Желающие отнести сказанное к лицу Кира так объясняют это место. Так как Я обещаю великое, и именно, — что вследствие возвращения народа Моего в Иудею Я все царства повергну пред Киром: то горе тому, кто не верит и думает, что не сбудется то, что Я говорю, подобно тому как если бы глина и разбитый черепок винил своего горшечника за то, что он сделан или что он так сделан и если бы произведение стало говорить против рук художника и сын обвинять отца и мать за то, что он произведен на земле по закону природы.

Итак, поелику Я, Господь Святый Израилев, образовал Кира и он родился по Моему повелению; то для вас совершенно излишне сомневаться относительно будущего, напротив, вы должны знать, что Я управляю сыновьями Моими, народом Израильским, и делом рук Моих не по вашему решению, а по Моей воле, что Я, производивший для них прежде тьму и бедствие, теперь даю им свет и мир. Ибо Я — Бог, который не сотворил землю напрасно, чтобы она была пустою и невозделанною, но чтобы люди обитали на ней. Я распростер или утвердил небеса, чтобы они служили местопребыванием для ангелов, и украсил их разнообразными звездами, и повелел каждой из них, чтобы они двигались по порядку и определяли различную продолжительность и дней, и месяцев и годов. Итак, если Я создал небо и землю, то что великого в том, если Я создал одного царя, который будет исполнять Мои заповеди, и если Я сделаю прямыми все пути его? Ибо он повелит, чтобы был построен город Мой, Иерусалим, и чтобы пленные возвратились в Иудею,— не за выкуп и не за дары, но по Моей воле, говорит Господь Бог воинств.

А кто относит начавшуюся мысль ко Христу, тот так излагает свое толкование: горе тем, кои препираются с Богом и думают, что Христос не прийдет, подобно тому как если бы глина и черепок из черепков стал препираться с своим горшечником. Горе тому, кто говорит всемогущему Отцу: зачем ты рождаешь Сына? и жене, Святой Марии: зачем ты разрешаешься от бремени? о ней и апостол пишет, что Христос родился от жены и подчинился закону new:gal:04:04|(Гал. 4:4). Поэтому так говорит Господь Святый Израилев, который образовал Спасителя во чреве девы, говоря чрез Гавриила: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35): пусть спрашивает Меня черепок и исследует тайны будущего, и пусть указывает Мне, как Я должен возрождать усыновленных сыновей, которые уверуют в Сына Моего. И евангелист Иоанн говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Если же Я создал землю, чтобы она была населена людьми, и распростер небеса сверху, и украсил их разнообразными звездами, чтобы на земле жили чтители Бога: то что удивительного, если Я послал в мир, или воздвиг из преисподней Сына Моего, царя праведного, все пути которого правы? Ибо Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:22). Он построит на скале город Мой, которого не одолеют врата ада (Мф. 16:18) и который, стоя на горе, не может укрыться (Мф. 5:14): и всех, которые прежде были связаны узами демонов, Он отпустит на свободу, не за выкуп и не за дары, ибо вы даром спасены, так как апостолы слушали и исполняли [заповеданное]: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Некоторые относят это к Зоровавелю, который вывел пленных из Вавилона и построил город и выстроил храм, как пророчествовали Аггей и Захария и говорили: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его (Зах. 4:9). Но мы правильнее и ближе к истине говорим, что Кир и не построил города, который впоследствии был выстроен при Неемии, и не все были прямы пути его, которому выше было сказано: Я принял и препоясал тебя, но ты не познал Меня, и что все то, что говорится, не соответствует положению Зоровавеля, который находился в зависимости и под властию мидян и персов. Ибо Зоровавель и не построил город, и не отпустил пленных и не может быть назван царем, так как он, живя под властию других царей, не имел этого имени.

Но что имели в виду Семьдесят, которые в начале этого отдела перевели: Что лучшее Я устроил, нежели глину горшечника? Не будет ли пашущий пахать землю? Этого я не в состоянии знать, — разве только последовать изданию Феодотиона, который вместо этого поставил: горе тому, кто препирается с Создателем своим, паша пашущих землю, то есть раня чрез покаяние сердца людей и, подобно бороздам, подкапывая и опрокидывая их. Но и это объяснение нелепо. Далее, о том, что горшечником, то есть Творцем нашим и Создателем называется Бог, говорит и апостол Павел в послании к Римлянам: еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имам власти скуделник на брении, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9:20—21)? И более подробно пишется у Иеремии, который между прочим сообщает: И снидох в дом скуделничь, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию его. И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею (Иер. 18:3—6). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедывать только разумным [существам], не припоминая того, что написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» (Ион. 4:8), и опять: »заповедал червю утреннему» (Ион. 4:7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю (Лк. 8:24-25), которые, очевидно, не имеют чувства и разума.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Аз сотворих землю и человека на ней, аз рукою моею утвердих небо, аз всем звездам заповедах

О написанном: Аз всем звездам заповедах (Ис. 45:12); и на слова в книге Иова: звезды же нечисты суть пред Ним (Иов. 25:5).

Сказанное: Аз звездам заповедах, в соединении со словами: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси (Пс. 118:89), не выражает никакой укоризны или нарушения порядка. Если станут утверждать, что сие: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси, - сказано о Боге Слове, то спросим их, почему сказано: на небеси, а не везде? Ибо Бог Слово все содержит и связует. Если же обличенные скажут, что здесь означается постановленный звездам закон о том, как надлежит им совершать течение, тогда как закон нарушен на земле, то спросим: для чего же прибавлено здесь: звезды же нечисты пред Ним? Ибо видно, что звезды последуют слову Его и не нарушают постановления.

Если же после всего сказанного и доказанного спросят нас: что же значат слова: звезды нечисты пред Ним? - ответим: по природе своей звезды чисты, какими и сотворил их Создатель; но в сравнении с Самим Творцом столько же отстоят от Него, сколько муравей от неба, или от солнца, или от какой-либо из иных тварей. Посему не сказано в прямом смысле: нечисты, - сие показывало бы, что они погрешают, но присовокуплено: нечисты пред Ним. Потому разумей, что сие сказано в сравнении, подобно тому, что в другом месте говорится Богу же: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). Всякий праведник, судимый сам по себе, оправдается; но сравниваемый с Богом или судимый в сравнении с Ним, не оправдается.

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Яко тако глаголет Господь Бог, святый Израилев, сотворивый грядущая: вопросите Мене о сынех Моих и о дщерех Моих, и о делех руку Моею заповедите Мне. Аз сотворих землю, и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах

В этих словах видится изложение смысла слов выше приведенных. Смысл же стихов сих следующий. Если, говорит, глина когда-либо делала упрек горшечнику и руку образовавшего из нее что-либо обвинила как неискусную и недеятельную: если также кто-либо из несуществующих еще или не родившихся, а только ожидаемых родиться позаботился о том, каких детей отец его будет сеятелем: то вопросите Мене и вы, имеющие быть в свое время сынами и дщерями Моими: как это могло бы быть, и каким образом вы будете Мне сынами и дщерями? Заповедите Мне и о делех руку Моею. Заповедите же говорит вместо: прикажите, и как не ведающему пути в том, что должно совершить, не умедлите дать совет Богу.

Достойный удивления, и это по всей справедливости, премудрый Павел написал так: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? (Рим. 11:33, 34). Совершенно ни в ком не нуждается художница всего Премудрость в делах своих; и нет ничего из касающегося до нас, что было бы для нее недоступным и неудобоисполнимым. Все может Она, как обладающая всемогуществом, лучше же Сама есть вся сила, ибо Бог всяческих есть Господь сил и один Он знает путь дел своих. Итак, не исследимы дела Его и превыше ума и слова, недоступны они для разума человеческого, но Им одним знаемы. И посему веруем, что чрез воду и дух даровано духовное возрождение познавшим явление Христа.

Когда Христос желал в ясности представить благодать Никодиму, то Он изъяснял путь сего дела. А тот, совсем не уразумевая, что говорилось, обвинил слова Спасителя в неудобовразумительности; и так настроенного (Никодима) Он увещал принимать чудо верою, говоря: еже вемы, глаголем: и еже видехом, свидетельствуем (Ин. 3:11). Итак, если мы не разумеем пути Божественных дел, то, удаляя ум свой от всякого сомнения, скажем Богу; вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже (Иов. 42:2): не станем вопрошать Его о дщерях и сынах Его; и не заповедуем или не дадим Ему правил о делах рук Его; но как глина горшечнику, предоставим Богу делать угодное Ему. Ибо Он без труда переменяет, как восхощет, принадлежащее нам и преобразует ум от худшего к лучшему и всылает в нас сердце новое, искоренив прежнее.

Нечто подобное сказал Он и устами Иезекииля: исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно (Иез.11:19), то есть нежное и кроткое, способное к тому, чтобы они знали Меня, что Я есмь Господь. Так, удаляясь от всякой порочности и скверн, за тем переустрояя душу свою к желанию совершать добро, а к сему присоединив еще духовное возрождение от воды и духа, мы будем сынами и дщерями Божиими.

А что у Него есть всемогущество, на это Он указывает, говоря: Аз сотворих землю, и человека на ней. Виновник же происхождения человека, приведший не существовавшего некогда в бытие, как может быть бессилен к духовному преобразованию его? И не очевидно ли, что по Его мановению естество тварей могло бы перейти во всякий вид, сообразно Его мысли? Что же странного, если душу человеческую преобразует в угодный Себе вид Тот, Который своею рукою утвердил небо? Вседетельною же рукою Отца мы называем Сына, чрез Которого все и в Котором все. Ибо Словом Господним, сказано, небеса утвердишася (Пс. 32:6). Сам Он всем звездам заповедал, то есть, повелел, как каждой из них быть должно. Солнце поставлено в начала дне, а луна –нощи (Быт.1:16). Но солнце, как говорит Псалмопевец, позна запад свой. Положил также тму Бог всяческих, и бысть нощь (Пс. 103:19,20). Воспевает опять и Божественный Давид и говорить: Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ти совершил еси зарю и солнце (Пс. 73:16). Итак, каждое из сих светил совершает определенное ему течение, благоустроенным движением, и в отмеренные промежутки часов. Подобным же образом и остальные из звезд по данному им от Бога закону восходят как, и заходят в известные времена. Им заповедал так Бог, сый по естеству и всяческих Создатель Господь.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я

Помните, смертные, откуда вы, Кто Виновник вашего бытия и откуда имеет свое начало твердая земля под ногами вашими со всеми на ней водами, и видимое небо со столь многочисленными звездами, по непреложным законам вращающимися целые тысячелетия. Слышите, что говорит Творец: Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я

Я создал землю, и сотворил на ней человека… Безрассудство и претенциозность выставленных возражений Господь опровергает одним безапелляционным аргументом - указанием на Себя, как на Творца всего мира, в том числе и самого человека (ср. Ис. 40:26; 42:5 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

Господь свидетельствует нетерпеливому народу: «Я сотворил землю» – из недр мрачного хаоса сделал ее видимой и устроенной. «Я сотворил на этой земле человека» – и он всецело зависит от воли своего Создателя. «Я своей рукой, (т.е. силой) утвердил небо» – в виде необъятного шатра, непоколебимо возвышающегося над землей и в то время, когда земля колеблется... «Я всем звёздам дал заповеди – законы», и они – все светила небесные, послушные Творцу, как воинство царю, неизменно следуют своим законам. И так, весь мир, с неисследимых бездн земли и до необозримых высот неба, есть одно непостижимо великое здание, и все это здание не может в чем-либо возражать своему Создателю, как глиняный сосуд своему художнику (ст. Ис.45:9). В этом-то сознании и лежит незыблемая основа заветной преданности человека Промыслу Божьему, при всех переменах своей судьбы.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible