Скрыть
Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Что лучше устроих яко глину скудельничу? еда оряй орати будет землю весь день? еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши, ниже имаши рук? еда отвещает здание создавшему е

Эти слова Он говорит тем, которые обвиняют долготерпение Божие, говоря: Богу следовало это сделать, а то оставить. Нет более нечестивого слова, как предписывать закон судье и судить по человеческому разумению о Законодателе природы. В великом деле Он пользуется малым примером. Художник не есть творец брения, но только виновник формы его, да и то, – насколько он может. Бог же есть виновник не только твоей формы, но и материи, из которой ты сотворен. Брение получает от художника не бытие, а только форму, и однако оно не противится и не противодействует ему. Напротив ты, который совершенно был сотворен Богом, садясь пред судилищем, призываешь Бога на суд. Брение не противится, так как оно не имеет ни слова, ни уст. Ужели ты потому противишься, что получил от Него дар слова? Ужели ты будешь пользоваться тем даром против Щедродателя, чтобы вести с Ним войну? Почему ты не вспоминаешь о тех причинах, по которым тебе невозможно вести войну против Бога? Не затем Он даровал тебе слово и разум, чтобы ты, имея эти преимущества, противился ему, но чтобы ты прославлял и благословлял Его, – не затем, чтобы ты судился и спорил с Ним. Ты получил язык для превозношения Его, а ум для благодарения и веры, как мы и читаем у Иисуса сына Сирахова: добровольно Я дал тебе язык; а указывая на причину, говорит: чтобы ты благословлял Его и прославлял Его (ср. Сир. 51:30). Брение совершенно лишено речи. Если ты познаешь (Творца), то поймешь, что ты ничтожнее брения и лишен дара слова.

Так как Он принимал участие в том, чтобы освободить их, и хорошо знал, что они будут Его злословить за минувшее время, в которое они подвергались притеснениям, по написанному: «едва не пошатнулись ноги мои» (Пс.72:2); и потом: ««как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс.72:11–12), а также: «почему прогневался на нас вот уже семьдесят лет?» (Зах.1:12). Многие намерены были обвинять Его подобными словами, – а поэтому Он заключает их уста словами: «скажет ли глина горшечнику»? Смотри на благоприятность времени, т.е. на то время, когда они уже имели получить свободу. Чтобы они не думали, что Бог не может совершить такие дела, Он и приводит эти слова. Если бы в то время, как Он употреблял эти слова, они оставались все еще в притеснениях, то они могли подумать, что Он обманул их этими словами, так как не мог освободить их от наказаний. Но Он заключает их уста временем освобождения, чтобы они знали, что то отпущение есть дело неисследуемой и неиспытуемой премудрости, и никому не позволительно обвинять, говорить зло, или исследовать. Когда Он обращается к противникам, то заимствует выражение из быта возделывающего землю: «Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?» (Ис.28:24). Когда же он говорит тем, у которых не было никакой надежды на освобождение, то Он пользуется подобием брения и художника. Вы, говорит, не знаете, что все это Я совершил для вашего научения; все это Я предсказал, а вы не слышали. Если вы не слышали и сами себя подвергли наказанию, то вы и обвиняйте в этом не Меня, а себя.

Между тобою и Богом существует не только различие, но это различие таково, как между брением и художником: художник не есть творец брения, но только формы; однако один весьма близок к другому, так как и брение, и художник суть творения; твой же Творец не сотворен, а ты – Его творение. Так как между тобою и Богом весьма большое различие, то и говорится: «скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»« Оно не будет отвечать ни тогда, когда оно брение, ни тогда, когда оно – выделанный сосуд: «когда мне лучше бы было быть брением, зачем ты меня превратил в форму?» или: «когда мне лучше быть обработанным, почему ты допустил мне пребывать брением»? Это говорится многими бесстыжими философами, которые служат предметом посмеяния и срама для всех. Они желают своим умом исследовать неизмеримую премудрость Божию, потому они отвратительны и ненавистны, за свои болтливые речи, которые они бесполезно повторяют каждый день, не переставая: если творение было добро, то почему оно не изначально? Если же оно зло, то почему оно совершается впоследствии? Что иное должно отвечать на это, кроме следующего: «скажет ли глина горшечнику», или творение Творцу своему? Он один знал все, знал также время, когда должно творить. Если, говорят, хорошо творение, то почему не творится каждый день? Но разве ты можешь теперь положить Богу закон? О, гордость и жалость червя, земли и праха! Он спрашивает таким бесстыдным образом основания у природы столь несказанной и неисследуемой, по обычаю развращенных и пустых детей, которые, будучи лишены ума, иногда оскорбляют мудреца. Что сказал пророк, для них не велико, кажется им даже ничем.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-13 Горе тому, кто препирается с образователем своим: черепок из черепков земных. Скажет ли глина горшечнику своему: «зачем ты делаешь»? и твое произведение: «он без рук». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты рождаешь»? и матери: «мучишься родами»? Так говорит Господь, Святый Израиля, образователь его; спросите Меня о будущем сыновей Моих и укажите Мне в дел рук Моих. Я создал землю, и человека на ней Я сотворил; руки Мои простерли небеса и всему воинству их Я дал заповедь. Я воздвиг его в правде, и все пути его сделаю прямыми. Он построит (или построил) город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь воинств

Желающие отнести сказанное к лицу Кира так объясняют это место. Так как Я обещаю великое, и именно, — что вследствие возвращения народа Моего в Иудею Я все царства повергну пред Киром: то горе тому, кто не верит и думает, что не сбудется то, что Я говорю, подобно тому как если бы глина и разбитый черепок винил своего горшечника за то, что он сделан или что он так сделан и если бы произведение стало говорить против рук художника и сын обвинять отца и мать за то, что он произведен на земле по закону природы.

Итак, поелику Я, Господь Святый Израилев, образовал Кира и он родился по Моему повелению; то для вас совершенно излишне сомневаться относительно будущего, напротив, вы должны знать, что Я управляю сыновьями Моими, народом Израильским, и делом рук Моих не по вашему решению, а по Моей воле, что Я, производивший для них прежде тьму и бедствие, теперь даю им свет и мир. Ибо Я — Бог, который не сотворил землю напрасно, чтобы она была пустою и невозделанною, но чтобы люди обитали на ней. Я распростер или утвердил небеса, чтобы они служили местопребыванием для ангелов, и украсил их разнообразными звездами, и повелел каждой из них, чтобы они двигались по порядку и определяли различную продолжительность и дней, и месяцев и годов. Итак, если Я создал небо и землю, то что великого в том, если Я создал одного царя, который будет исполнять Мои заповеди, и если Я сделаю прямыми все пути его? Ибо он повелит, чтобы был построен город Мой, Иерусалим, и чтобы пленные возвратились в Иудею,— не за выкуп и не за дары, но по Моей воле, говорит Господь Бог воинств.

А кто относит начавшуюся мысль ко Христу, тот так излагает свое толкование: горе тем, кои препираются с Богом и думают, что Христос не прийдет, подобно тому как если бы глина и черепок из черепков стал препираться с своим горшечником. Горе тому, кто говорит всемогущему Отцу: зачем ты рождаешь Сына? и жене, Святой Марии: зачем ты разрешаешься от бремени? о ней и апостол пишет, что Христос родился от жены и подчинился закону new:gal:04:04|(Гал. 4:4). Поэтому так говорит Господь Святый Израилев, который образовал Спасителя во чреве девы, говоря чрез Гавриила: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35): пусть спрашивает Меня черепок и исследует тайны будущего, и пусть указывает Мне, как Я должен возрождать усыновленных сыновей, которые уверуют в Сына Моего. И евангелист Иоанн говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Если же Я создал землю, чтобы она была населена людьми, и распростер небеса сверху, и украсил их разнообразными звездами, чтобы на земле жили чтители Бога: то что удивительного, если Я послал в мир, или воздвиг из преисподней Сына Моего, царя праведного, все пути которого правы? Ибо Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:22). Он построит на скале город Мой, которого не одолеют врата ада (Мф. 16:18) и который, стоя на горе, не может укрыться (Мф. 5:14): и всех, которые прежде были связаны узами демонов, Он отпустит на свободу, не за выкуп и не за дары, ибо вы даром спасены, так как апостолы слушали и исполняли [заповеданное]: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Некоторые относят это к Зоровавелю, который вывел пленных из Вавилона и построил город и выстроил храм, как пророчествовали Аггей и Захария и говорили: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его (Зах. 4:9). Но мы правильнее и ближе к истине говорим, что Кир и не построил города, который впоследствии был выстроен при Неемии, и не все были прямы пути его, которому выше было сказано: Я принял и препоясал тебя, но ты не познал Меня, и что все то, что говорится, не соответствует положению Зоровавеля, который находился в зависимости и под властию мидян и персов. Ибо Зоровавель и не построил город, и не отпустил пленных и не может быть назван царем, так как он, живя под властию других царей, не имел этого имени.

Но что имели в виду Семьдесят, которые в начале этого отдела перевели: Что лучшее Я устроил, нежели глину горшечника? Не будет ли пашущий пахать землю? Этого я не в состоянии знать, — разве только последовать изданию Феодотиона, который вместо этого поставил: горе тому, кто препирается с Создателем своим, паша пашущих землю, то есть раня чрез покаяние сердца людей и, подобно бороздам, подкапывая и опрокидывая их. Но и это объяснение нелепо. Далее, о том, что горшечником, то есть Творцем нашим и Создателем называется Бог, говорит и апостол Павел в послании к Римлянам: еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имам власти скуделник на брении, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9:20—21)? И более подробно пишется у Иеремии, который между прочим сообщает: И снидох в дом скуделничь, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию его. И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею (Иер. 18:3—6). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедывать только разумным [существам], не припоминая того, что написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» (Ион. 4:8), и опять: »заповедал червю утреннему» (Ион. 4:7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю (Лк. 8:24-25), которые, очевидно, не имеют чувства и разума.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–10 Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастит милость, и правду да прозябнет вкупе: Аз есмь Господь, создавый тя. Что лучше устроих яко глину скудельничу? еда оряй орати будет землю весь день? еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши, ниже имаши рук? еда отвещает здание создавшему е? еда глаголет отцу: что родиши? и матери, что чревоболиши

Боговдохновенному Писанию обычно и нередко свойственно от того, что совершилось отдельно и частно у кого либо, переводить речь к общему и ко всем и как бы от ясного для всех образа событий исторических искусно возводить ум наставляемых к умозрениям более таинственным. Это можно видеть и на имеющихся теперь у нас стихах. Выше употреблена была длинная речь о Кире, властелине над Персами и Мидянами, как он опустошил страну Вавилонскую, и взял ее силою, освободил Израиля от тамошнего рабства и уз плена, а также о том, что он основал в Иерусалиме храм и воздвигнут был против земли Халдейской, при чем сам Бог руководил им, отверзал пред ним врата медные и вереи железные сокрушал. Но это было повествование частное; ибо одним только Израильтянам оказалась возможность благодушествовать и освободиться от тягостей плена.

Потом же переносит он силу мыслей на самого уже Еммануила, который от Бога и Отца был явлен на то, чтобы проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение (Лк.4:18; сн. Ис. 61:1), – чтобы связанных неразрывными цепями собственных грехов изъять от зла и явив живущих на земле свободными от мучительства диавола уготовать их возвращение к Себе, и чрез Себя таким образом привести к Богу и Отцу. Ибо Он был ходатай Бога и человеков, и чрез Него примирение имеет во едином дусе со Отцом, и сам Он есть мир наш, по Писаниям (1Тим. 2:5; Рим. 5:11; Еф. 2:13,14).

Сам он воссоздал Божественный, или Свой, храм, то есть Церковь; потому что Сам представил ее Себе деву чисту, не имушу скверны или порока, или нечто от таковых, но напротив святую и непорочную (2Кор. 11:2; Еф. 5:27). Итак, в Кире и в деяниях его, как бы в образе, ясно можно видеть боголепные благодеяния, дарованные от Бога живущим по всей земле. Такова цель предложенных нам изречений. Но изъясним, насколько возможно, каждое из написанных выражений в частности.

Да возрадуется, говорит, небо свыше, то есть пребывающие в вышнем граде и имеющие светлое и досточудное жилище: ангелы, архангелы и высшие сих, престолы, власти и силы умные и предстоятели вышних тронов. Утверждаем, что и для самих небесных духов соделалось поводом к радости обращение к Богу заблуждающихся обитателей земли, обращение, говорю, чрез Спасителя всех нас Христа, и слепых прозрение, и вообще Спасение погибших. Ибо если они радуются об одном грешнике кающемся, то как можно сомневаться в том, что они радуются и веселятся, видя спасенною поднебесную? Итак да возрадуется небо свыше, говорит, да кропят и облацы правду. Облака же, говорим, суть или вышние духовные силы, посредством коих на подобие дождя ниспосылаются утешения от Духа и каплют на сердца верующих, по ясно сказанному в другом месте об Израильтянах, как бы о винограде: и облаком заповем, еже не одождити на них дождя (Ис. 5:6); или же сами святые тайноводители и живущие на земле, коих первенцами и начатком соделались Божественные ученики, которые, обходя всю землю, распространили Божественное и священное слово, и как бы некую жаждущую и бесплодную землю, радуя и мысленно напаши жителей вселенной, соделались для них причиною духовного благоплодия. Итак, для Иудеев, как соделавшихся господоубийцами, безумствовавших против самого подателя мысленных вод Христа, Бог повелел облакам не давать дождей, напротив, им (облакам) повелевается ниспосылать их на верующих в Него и обильно орошать сердца приходящих к Нему.

При ниспослании же дождей да прозябнет, говорит, земля, и да прорастит милость, и правду да прозябнет вкупе. Ибо необходимо было, когда мысленные облака начали орошать поднебесную учениями правды, как бы из семян добрых взойти и возрасти добрым плодам. Когда изобретатель греха был как бы властелином на земле и чрез мудрецов мира сего повсюду сеял мерзкие и нечистые семена, тогда никто не был творяй благостыню, не был даже до единаго; но вси уклонишася, вкупе непотребни быша (Рим. 3:12; сн. Пс. 18:3), и вся земля была лишена плодов справедливости, поелику учения правды еще не были, наподобие дождей, ниспосылаемы повсюду находящимся; за тем, наконец, следовало явиться и плодам благочестия в отношении к Богу. Милостью же (да прорастит милость) мы называем любовь, которая есть исполнение закона (Рим. 13:10), будучи сопровождаема правдою, и конечно евангельскою, коей посредником и учителем стал для нас сам Христос. Можно сказать также, что милость и правда, из земли прозябающая, или даже и произросшая, есть сам Господь наш Иисус Христос; потому что Он стал для нас от Бога и Отца милостью и правдою, если истинно то, что в Нем мы помилованы и оправданы, получив отпущение древних прегрешений, или что от Него приняли мы могущую возвести нас в наследие всякого блага правду, чрез которую мы и спасены. Если же земле повелено возрастить правду, то пусть никто не затрудняется этим, приняв во внимание, что и Псалмопевец говорит о Боге и Отце, а также и о самом Еммануиле: содела правду посреде земли (Пс. 73:12). Ибо не свыше и не с неба принес нам плоть свою Христос, но рожден по плоти от жены, которая и была одною из живущих на земле. Итак, когда говорится, что Он соделался плодом и произрастением земли, то уразумевай, как я сказал, что Он был по плоти от жены, избранной для сей тайны, хотя и одной из живущих на земле.

Аз есмь Господь Бог, создавый тя. В сих словах как бы излагает причину того, что Сын, сый Бог по естеству, умалил Себе (Фил. 2:7), благоизволил даже и пострадать за нас и удостоить живущих на земле стол великой милости, чтобы душу свою предать в искупление за них, – даже более, соизволил приять зрак раба и, при вышней славе, восприять уничиженность человеческого естества. Посему и говорит: Аз есмь, что в настоящем случае должно принимать в смысле: Я пребываю и живу, Сущий Бог истинный и Господь сил, приведший все в бытие и смерти не сотворивший, но создавший все для нетления (срав. (Прем. 2:23). Потом, удостаивая чести человеческое естество и так как из всех живых существ на земле совершенно ни одно не может равняться с ним (естеством человеческим), говорит: что лучшее устроих яко глину скудельничу? Ибо мы созданы Им так, что Он взял персть от земли и подобно скудельнику дал ей прекрасный образ. Но и не этим только ограничивается достоинство человеческого естества: в нас есть некоторый и еще больший дар и даяние художества Божественного; мы сотворены по образу и подобию Бога, удостоились иметь образ славы Его, мысленно блистающий в душах наших, хотя по плоти мы – земля и из земли. Поэтому человек есть не презренное какое либо, но напротив, досточудное на земле живое существо: и таким образом Бог прославляется в нем. Так Он сказал и многострадальному Иову, поставляя в ясность свои великие дела: или ты брение взем от земли создал еси животно, и глаголивого сего посадил еси на земли (Иов. 38:14)? Воспевает же негде и Божественный Давид: Господи, что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Затем изъясняет высокое достоинство человеческого естества, говоря: умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его (Пс. 8:2, 5-7). Некоторые из этих стихов премудрый Павел применил ко Христу (Евр. 2:6-8). Но тоже самое без несообразности может быть сказано и о всяком человеке подобном нам: ничего в том ложного нет.

Еда глаголет отцу: что родиши? и матери, что чревоболиши? Речь сия глубока и осенена великою прикровенностью; впрочем сейчас можешь убедиться в ее полезности и истинности. Прежде всего должно, я думаю, раскрыть вкратце цель заключающихся в ней мыслей; потому что таким образом она будет доступна и удобоприемлема для слушателей. Бог всяческих освободил Израиля из Египта, исторг также и из многобожного заблуждения и от демонского прельщения, с помощью закона, данного чрез Моисея, возведши его к блеску истинного богопознания. Ибо закон научил его служить единому Богу и покланяться единому Господу. За тем посредством прообразов и сени хотел возводить его к еще большему и совершеннейшему, то есть, к тому, что во Христе. Закон пестун бысть (Гал. 3:24) и положен был до времене исправления (Евр. 9:10), а таковым было время пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, Который, отменив сень заповедей закона и прообразы, заключающиеся в букве его, принес к живущим на земле в неприкровенном виде красоту служения духом и истиною.

Но к этому-то самому с неудовольствием отнеслись Иудеи, и продолжая защищать прообразы, противодействовали Христу и обвиняли Его в нарушении Моисеевых постановлений, иногда говоря: если бы человек сей был от Бога, то не нарушал бы субботу (срав. (Ин. 9:16)), иногда же и еще худшими сего словами поражая Его. Итак, поелику они не воспринимали себе пользу евангельских поучений, возводившую их к духовному благоплодию от бесполезной сени: то посему и говорит: еда оряй орати будет землю весь день? О несмысленные! говорит, земледелец вспахивает землю плугом, но не всегда это делает и не все время возделывания земли тратит на плуг. Он вспахивает землю не для того, чтобы она являлась только это одно испытавшею, но для того, чтобы была удобовосприемлемою для посеваемых в ней семян, и оказалась плодородною. Поэтому поросшие некогда диким лесом и как бы обратившиеся в пустоши сердца всех вас Я наперед возделал, как плугом воспользовавшись данным чрез Моисея законом и наподобие земледельца вспахивая их, явил годными к посеву добрых семян. А сеятель всякого блага есть Мой Сын. Примите же Его учение и не желайте постоянно довольствоваться и любить пахаря – закон. Он вспахал, как я говорил, не для того, чтобы вы это только и имели; ибо какая отсюда польза? но для того, чтобы вы породили плоды истины. Поелику же мы и преобразованы духовно во Христе или претворены, одни от Эллинского заблуждения к познанию истины и к жизни святой чрез спасителя всех нас Христа, другие от обрезания к восприятию евангельских учений и к обновлению служения, уже не имеющего неясности прообразов, но напротив сияющего благолепнейшею красотою духовною (совершилось же сие после того как мы и они получили во Христе возрождение водою и духом, а равным образом и после того как Иудейский народ отверг и не принял предназначенную и для него самого благодать, ибо он противодействовал, как я сказал, Христовым откровениям); то посему и говорит: еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши ниже имаши руки? Еда глаголет отцу: что родиши? и матери: что чревоболиши?

Я, говорит, хочу преобразовать вас к лучшему и как бы воссоздать к совершеннейшему чрез духовное рождение, конечно, чрез рождение водою и духом. Но вы неразумно противодействуете моим намерениям. Неужели, говорит, брение когда-либо сделало упрек скудельнику, как не имеющему искусной руки, или как не знающему, каким образом надобно преобразовать находящееся у него в руках? Но и тот, кто имеет родиться, говорит, неужели предложит своему отцу вопрос: родит ли он? Потом: как вы, будучи подобны глине в руках горшечника и совсем не зная, каким образом совершится ваше духовное возрождение, как не убоялись спорить? и как напротив не решились Ему, как Художнику и Отцу, предоставить то, каким образом это должно быть? Что Иудеи оспаривали слова Спасителя, которые изрекались Им о сем предмете, ничего нет трудного видеть это, ибо Он говорил Никодиму: аминь аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Ин. 3:5, 3). А сей, не разумно нападая на то, что превыщает ум, противился, говоря: како может человек родитися стар сый? еда может второе внити во утробу матере своея, и родитися? (Ин. 3:4) и к сему присоединил еще другое тайноводство: како могут сия быти? (Ин. 3:9). Что же на сие Христос! Аще земная рекох вам, отвечал Он, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? (Ин. 3:12). Итак, необходимо повиноваться тому, что говорит Бог. Он ведает путь собственных дел: неисследимо совершаемое Его Художеством; и человеку подобает чтить несомнительною верою то, что превышает ум наш. Должно также знать. что и пророк Иеремия был посылаем в дом скуделничий, чтобы видеть горшечника, занимающегося своим делом. Когда же при этом глина распалась и была переделана в иной сосуд, Бог сказал ему (Иеремии): еда якоже скуделник сей не возмогу сотворити вас доме Израилев? Се якоже брение скуделника вы есте в руку Моею (Иер. 18:6; сн. Ис.45:1-5). А что и мы преобразуемся мысленно в святую и превосходную жизнь, это изъяснит Павел, говорящий: мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2Кор. 3:18), чрез Которого мы и возрождаемся, имея семя уже не истленное, но посеянное словом живаго Бога и пребывающа (1Пет. 1:23).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: зачем ты родила меня

С 9-13 включительно разбираются возражения или, точнее, предусматриваются сомнения, которые могли у кого-либо зародиться относительно точного исполнения всего того, что только перед этим было предсказано; а также б. м. здесь опровергается и недовольство только что возвещенным путем спасения.

Горе тому, кто препирается с Создателем своим… кто говорит отцу… матери: зачем ты родила меня… Кому возвещается это горе? Кто осмеливается жестоко препираться с Творцом и выражать такое безрассудное недовольство своей участью? Очевидно, не кто иной, как тот же «жестоковыйный» Израиль, который не раз и раньше, как от пророка Исаии (Ис. 29:16; Ис. 40:27), так и от других пророков (Иер. 18:1-2) уже получал подобные же уроки за этот упорный свой недостаток. Можно думать, что пленные иудеи, переживая тяжелые бедствия, уже потеряли веру в возможность избавления, как это вытекает из известной нам жалобы Израиля: «путь мой сокрыт от Господа; и дело мое забыто у Бога моего» (Ис. 40:27). Но есть также основания предполагать, что иудеи, как кичливые националисты, выражали еще и недовольство, слыша пророчество о восстановлении их города и храма не каким-либо великим иудейским вождем (напр., Мессией), а совершенно чуждым для них царем язычником. На это, по-видимому, намекает конец 11-го стиха: »вы… хотите Мне указывать в деле рук Моих«?

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 9–11. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?» Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

Бог в Своей деятельности вполне свободен, совершенно неограничен ни в разуме, ни в силе, ни во времени, ни в средствах. Так, из глины скудельной, которая обыкновенно идет на домашние вещи (кувшины, светильники и т.п.), Он устроил то, чего нет лучше во всех земных созданиях, а именно – телесную природу человека. И оряй будешь ли орати землю весь день? – оратай – пахарь не будет пахать землю весь день, а, разумеется, часть дня будет отдыхать. Так и Бог, по смыслу притчи, творит и перестает, когда Ему благоугодно. Брение, точнее – глина не скажет скуделнику – горшечнику, почему ты не делаешь, как будто не имеешь рук? Так, по смыслу притчи, и Богу никакое из Его созданий не может сказать, почему Он не творит чего-либо в такое-то время. Не отвещает здание создавшему е – не возражает здание своему создателю – плотнику, почему он тогда и так, а не иначе и в другое время выстроил его. Так, по смыслу притчи, и человек – творение Божие не может возражать своему Творцу, почему Он создал его в такое-то время, а не прежде, не ранее. «Уже ли кто скажет отцу своему: почему ты меня родил? и матери: почему ты меня зачала и с болезнями родила?» Нет, по святому чувству нужной стыдливости, никто не посмеет так допрашивать отца или матерь. Тем более, никто не должен спрашивать Отца Небесного, почему Он производит тех или иных людей – детей Своих. А между тем, с любознательностью обращаясь к будущему, Израиль желал спросить Бога, когда и как Он возродит новые поколения к свободной жизни. Обличая неумеренность такого желания, доходящего до предосудительной дерзости, Господь как бы так говорит: «ну, спрашивайте Меня о сыновьях и дочерях Моих, в какое время и сколько их должно быть у Меня, – и о делах руку Моею заповедите Мне – повелевайте Мне, что Мне делать в будущем». Незнающие причины появления своего на свет и предела жизни своей на земле и, однако же, готовые препираться с Богом о своей судьбе, люди должны подвергнуться тем большему осуждению за эту свою дерзость. У людей, сущих в рабстве, естественно желание знать о будущем избавлении своем, но у преданного Богу Израиля над таким желанием должна господствовать заветная преданность воли Господа, как Отца своего.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible