Глава 45
1–3. «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку» (Ис.45:1). Ясно, что Бог помазал его, почему и называет его Своим Христом. Из этого помазания Он открывает иное помазание. Акила говорит: «помазанному елеем»; иные: «Христу Своему». Он не помазал прочих царей, и этого не объявляет теперь за праведника, но желал, чтобы он поступил так для создания города, почему и называет его Своим Христом; помимо того, еще и потому, что Кир был кротчайшим из прочих царей. Но говоря даже о царе вавилонском, Бог говорит, что он принял власть от Него, почему называет его Своим рабом, говоря: Навуходоносор раб Мой (Иер.25:9, 27:6); ассириян Он также сделал таковыми: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис.10:5); потом: «Я пошлю его» (Ис.10:6). Видишь ли, каким образом Он приближал к Себе царей народов? Об Антиохе также говорится, что его возбудил Бог: «вот, Я, – говорит, – поставлю на этой земле пастуха... одного из глупых пастухов» (Зах.11:15, 16). Таким образом, Он объявляет, что власть Его распространяется повсюду, хотя цари и не повиновались Его власти. Почему же Он так поступает? От нас это сокрыто, это известно только Ему Самому, мы же не знаем промышления Его.
«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего» (Ис.45:1–4). Видишь ли, сколько даров Он дарует народу? Когда видишь казни, которыми Он поразил фараона, то не думай, что Бог несправедлив хотя бы отчасти: Он желал освободить народ легким образом, но египтянин не пожелал этого. То, что Бог не пожелал подвергать его казням, ясно из того, что Он совершил прежде, – именно, Он послал к царю египетскому человека, который говорил: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх.7:16). Так как это повеление не было трудным, то не следовало ли ему повиноваться охотно? Он не сказал: пусть они принесут Мне жертвы в твоей стране, так как ты тогда ответил бы: это невозможно; наши жрецы служат нам, и непозволительно никому в нашу страну вводить нового закона. Он не сказал: пусть пойдут на отдаленное место, но просил только три дня отдыха. Если бы тот отпустил их даже совсем на свободу, то и это было бы справедливо, так как они служили тебе, египтянин, продолжительное время без платы. Однако, – не так: требуются только три дня, но он и в том отказал. Но разве тебе не должно было бояться Моей силы и не злоупотреблять Моим долготерпением? Персиянин же не упорствовал таким образом в своем мнении: как только он услышал, так тотчас отпустил их, и быстро возвратил пленников. От кого он услышал, или воспринял это? Может быть, в стране персов были уже свидетельства Божественной силы. Но я говорю: по внушению Божию. Пусть не говорит фараон, что он не был вразумлен: он слышал повеление Божие, и тем не менее сердце его осталось ожесточенным. Почему Бог посылал к нему наперед Моисея? Разве не затем, чтобы убедить царя отпустить народ? Но тот не пожелал. Персиянин напротив, как только услышал, так тотчас с готовностью последовал повелению.
4–6. «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени» (Ис.45:4), т.е. именем Христа Моего. Точно также вместе с обещанием Он возвещает здесь наказание евреям: «ты, – говорит, – не знал Меня» (Ис.45:5). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Я поступал так, что был врагом врагам твоим, и другом друзьям твоим: тем, которые не желали твоего возвращения, Я показал Себя врагом, а Киру, который повиновался Мне, Я показал Свою дружбу.
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Чтобы противники Его не думали, что Он один из многих, но что Он только единственный и всемогущий, поэтому Он прибавляет: «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (Ис.45:6). Смотри, Он промышляет также и о прочих народах, и показывает им великие благодеяния, чтобы, когда они, по устранении заблуждений, возвратятся в дом Его, под водительством истины, они достигли Царства Небесного.
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Они прекрасно знали, что Он – Бог, но не знали того, что Он один только Бог, что уже давно знали иудеи: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Равным образом, они не знали, что Он – единый Бог не только иудеев, но вместе с тем и всей вселенной: «Я Господь, и нет иного».
7–8. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). Видишь ли, Он не допускает никакого иного творца. Подобно тому говорится и в ином месте «кто делает немым, или глухим» (Исх.4:11)? «И произвожу бедствия»: здесь говорится о войнах, так как Бог Сам по Себе не творит зла и не будет творить. Он называет злом некоторое возмездие или мщение. А то, что в Нем Самом нет никакого зла, ясно из того, что иногда мщение и наказание изменяются в утешение.
«Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» (Ис.45:8). Опять Он обещает, что после возвращения произойдет нечто такое, что их благодеянию как бы обрадуются даже твари. Если кому угодно, то можно понимать это об учении Христовом. Горе не только тому, кто обвиняет своего Творца, но горе говорящему против Него, или тому, кто требует у Бога отчета относительно будущих событий. «Я создал землю и сотворил на ней человека» (Ис.45:12): почему же, говорит, ты не просишь у Меня помощи? Если бы Я не пожелал, то тебя не было бы. Отсюда ясно, что существование происходит по благости Божией.
9–11. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?"» (Ис.45:9). Эти слова Он говорит тем, которые обвиняют долготерпение Божие, говоря: Богу следовало это сделать, а то оставить. Нет более нечестивого слова, как предписывать закон судье и судить по человеческому разумению о Законодателе природы. В великом деле Он пользуется малым примером. Художник не есть творец брения, но только виновник формы его, да и то, – насколько он может. Бог же есть виновник не только твоей формы, но и материи, из которой ты сотворен. Брение получает от художника не бытие, а только форму, и однако оно не противится и не противодействует ему. Напротив ты, который совершенно был сотворен Богом, садясь пред судилищем, призываешь Бога на суд. Брение не противится, так как оно не имеет ни слова, ни уст. Ужели ты потому противишься, что получил от Него дар слова? Ужели ты будешь пользоваться тем даром против Щедродателя, чтобы вести с Ним войну? Почему ты не вспоминаешь о тех причинах, по которым тебе невозможно вести войну против Бога? Не затем Он даровал тебе слово и разум, чтобы ты, имея эти преимущества, противился ему, но чтобы ты прославлял и благословлял Его, – не затем, чтобы ты судился и спорил с Ним. Ты получил язык для превозношения Его, а ум для благодарения и веры, как мы и читаем у Иисуса сына Сирахова: добровольно Я дал тебе язык; а указывая на причину, говорит: чтобы ты благословлял Его и прославлял Его (ср. Сир. 51:30). Брение совершенно лишено речи. Если ты познаешь (Творца), то поймешь, что ты ничтожнее брения и лишен дара слова.
Так как Он принимал участие в том, чтобы освободить их, и хорошо знал, что они будут Его злословить за минувшее время, в которое они подвергались притеснениям, по написанному: «едва не пошатнулись ноги мои» (Пс.72:2); и потом: «"как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс.72:11–12), а также: «почему прогневался на нас вот уже семьдесят лет?» (Зах.1:12). Многие намерены были обвинять Его подобными словами, – а поэтому Он заключает их уста словами: «скажет ли глина горшечнику»? Смотри на благоприятность времени, т.е. на то время, когда они уже имели получить свободу. Чтобы они не думали, что Бог не может совершить такие дела, Он и приводит эти слова. Если бы в то время, как Он употреблял эти слова, они оставались все еще в притеснениях, то они могли подумать, что Он обманул их этими словами, так как не мог освободить их от наказаний. Но Он заключает их уста временем освобождения, чтобы они знали, что то отпущение есть дело неисследуемой и неиспытуемой премудрости, и никому не позволительно обвинять, говорить зло, или исследовать. Когда Он обращается к противникам, то заимствует выражение из быта возделывающего землю: «Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?» (Ис.28:24). Когда же он говорит тем, у которых не было никакой надежды на освобождение, то Он пользуется подобием брения и художника. Вы, говорит, не знаете, что все это Я совершил для вашего научения; все это Я предсказал, а вы не слышали. Если вы не слышали и сами себя подвергли наказанию, то вы и обвиняйте в этом не Меня, а себя.
Между тобою и Богом существует не только различие, но это различие таково, как между брением и художником: художник не есть творец брения, но только формы; однако один весьма близок к другому, так как и брение, и художник суть творения; твой же Творец не сотворен, а ты – Его творение. Так как между тобою и Богом весьма большое различие, то и говорится: «скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?"» Оно не будет отвечать ни тогда, когда оно брение, ни тогда, когда оно – выделанный сосуд: «когда мне лучше бы было быть брением, зачем ты меня превратил в форму?» или: «когда мне лучше быть обработанным, почему ты допустил мне пребывать брением»? Это говорится многими бесстыжими философами, которые служат предметом посмеяния и срама для всех. Они желают своим умом исследовать неизмеримую премудрость Божию, потому они отвратительны и ненавистны, за свои болтливые речи, которые они бесполезно повторяют каждый день, не переставая: если творение было добро, то почему оно не изначально? Если же оно зло, то почему оно совершается впоследствии? Что иное должно отвечать на это, кроме следующего: «скажет ли глина горшечнику», или творение Творцу своему? Он один знал все, знал также время, когда должно творить. Если, говорят, хорошо творение, то почему не творится каждый день? Но разве ты можешь теперь положить Богу закон? О, гордость и жалость червя, земли и праха! Он спрашивает таким бесстыдным образом основания у природы столь несказанной и неисследуемой, по обычаю развращенных и пустых детей, которые, будучи лишены ума, иногда оскорбляют мудреца. Что сказал пророк, для них не велико, кажется им даже ничем.
«Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?"» (Ис.45:10). Он приводит в пример и это, на подобие сказанного прежде. Ужели возможно для кого-либо сказать своему отцу: зачем ты меня родил, или своей матери, зачем ты меня зачала? Если первое свойственно безумному, то тем более свойственно безумному второе. Ты не обвиняешь природу в такой вине, но Меня, Который есть господин природы, почему ты осмеливаешься обвинять в такой вине? Ты говоришь: почему Бог сотворил людей? Где – рождение по законам природы, там как у отца, так и у матери существуют многочисленные скорби; об них ты не спрашиваешь. Напротив Меня ты призываешь на суд. Почему Он здесь сказал о рождении и о зачатии? Чтобы принять на Себя самого то и другое расположение родителей, и показать, что причиной того есть также Он – милосердый Бог. В ином месте говорится: «как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его» (Пс.102:13); а также: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф.7:9); кроме того, в этой же самой книге ниже: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15). Родители имеют весьма большую заботу, больше которой невозможно найти, но промышление Божие превосходит и ее. Здесь указывается то же, именно, что Он заботится о своих служителях подобно родившей их матери и подобно отцу промышляет обо всем, все располагает и есть причина всего.
«Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его» (Ис.45:11). Акила говорит: «возвратитель его»; Симмах: «искупитель его». «Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» Можно ли отцу отвечать за детей, или творцу за творение? Вы никогда и ни под каким условием не можете промышлять и заботиться лучше, чем могу Я. Не спрашивайте о том, что происходит по необходимости природы, но лучше судите о том, что происходит по Моим благодеяниям. В рождении не вся заслуга принадлежит отцу, так как это есть дело природы, но все принадлежит Мне, и рождение происходит по Моему благословению; если какая заслуга приписывается отцу, то гораздо большая есть Моя заслуга, так как отцы являются только средством, а Я – истинная причина всего.
«Тако глаголет Господь... сотворивый грядущая» (в русском переводе слова «грядущее» нет). Хорошо сказано: «грядущее», т.е. будущее, потому что не должно помышлять только о прошедшем. Для обличения вас достаточно было только того, что вы призваны к жизни из ничего и что вы получили эту жизнь по Моей премудрости. Ужели Я не люблю вас? – говорит Он. Но не достаточно только любить. Ужели Я не умею заботиться о вас? Чтобы нам знать ведение Его, коим Он обо всем промышляет, Он привел такой пример: Он называет отца и мать, чтобы более удостоверить нас о Своей любви. Никто не скажет: я не могу заботиться, я умею любить, но не желаю; но все говорит: я люблю и забочусь. Мне кажется, что Он говорит как бы так: как сын не может говорить ничего подобного матери, хотя он произошел на свет из ее утробы в скорби, так и вам не должно ничего говорить подобного.
Потом Он исчисляет прошедшее: «Я создал землю и сотворил на ней человека» (Ис.45:12). Смотри на землю, питательницу, и на сотворение ее прежде прочего. Говоря: «землю», Он показывает все блага, так как она есть уготованный стол, одежда, пища.
12. «Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я». Акила и Симмах говорят: «всем силам их заповедал»; Феодотион: «всем силам его приказал»; а это – в знак Его попечения и промышления. Пусть творение не относится к промышлению, тем не менее разве вы не будете приписывать промышлению столь много уготованных благ? Отцу должно воздавать благодарность за то, что он родил, хотя бы он потом и не имел никакой заботы о рожденном. Тем не менее, никто не обвиняет его в том, что он пожелал родить; он сам пользуется своею властью. Гражданские законы делают его в этом случае господином – поступать как ему угодно, без страха наказаний, так как у него находится верный залог; его заботы и любовь естественны. Полагаясь на это, Я дал отцу всякую власть. Но Я не только это сделал, а также небо и землю, и присоединил звезды. Это, может быть, имеет общее значение, но мы видим и особенное.
13–17. «Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его» (Ис.45:13). Мне кажется, что Он обозначает всю природу вместе с творениями. Говоря же о Своем попечении, Он только называет еврейский народ того времени. «Я воздвиг его в правде»: здесь говорится или о Зоровавеле, или о царе Кире. «Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары»; другие говорят: «не по изменам и не по дарам». Чтобы ты сознавал, что это повеление происходит от Бога, Он говорит: «говорит Господь Саваоф». Когда говорит Господь, должно веровать, потому что это Господь. Другие же говорят, что это сказано о Христе; ничто не препятствует принять и это. «Он построит город Мой», т.е. Церковь. Восставит «в правде»: Он утвердил Церковь таким образом, чтобы она показывала свою власть не во множестве служителей и не в законах, писанных чернилами, и не во внешних делах; но каким же образом? «В правде», так как нет ничего подобного правде. Потому тех, которые подчиняются Его власти, Он удерживает не силою, но их желанием. Он не сотворил никакого зла, не принес никому вреда. «Уровняю все пути его», чтобы никто не обвинял Его в данных законах. «И отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары». Т.е.: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди» (Мф.10:9).
«Труды Египтян» (Ис.45:14). А иные говорят: «река египетская и торговля эфиопская». По справедливости он называет трудами мирские дела и заботы, подобно тому, как другой пророк называет это смятением: «подобно призраку ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс.38:7). Торговля есть скорбь, и труды – тщетны, по написанному: «все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!» (Еккл.1:13–14). Потом говорится: «и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою». Саваим были соседями египтян, и они получили новую проповедь чрез евнуха.
«В цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя». Все были связаны великим заблуждением, особенно египтяне, эфиопляне и соседние с ними саваимляне. После того Он указывает причину, почему они придут: «у тебя только Бог, и нет иного Бога», по написанному: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10). А другие – слова: «у тебя только Бог» – считают сказанными относительно Иерусалима. Если это так, то смысл не изменяется, так как из него произошел Господь и Бог. Прочие же переводчики не указывают никакой причины, но говорят: «но и в тебе сильный»; Симмах говорит: «так как в тебе есть Бог и нет без тебя Бога, Бог в Боге». Ясно: Отец есть в Сыне, как Он и сам говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (там же). Здесь также указывается слепота иудеев. «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис.45:15). Акила не говорит: Ты еси Бог, не ведехом; но: «Ты еси Бог невидим». Симмах и Феодотион говорят: «сокрытый». Когда же Он был сокрыт? Он проявляется в Своем творении и промышлении о тварях, которым Он сохраняет их. Потому следующие слова указывают на Его промышление: «Бог Израилев, – говорится, – Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов» (Ис.45:15, 16). Акила говорит: «постыдятся и даже покраснеют от стыда все вкупе, пойдут со стыдом к художественным изделиям». Симмах говорит: «был постыжен»; Феодотион: «они все вместе». Другие переводчики во многом обличают делателей идолов. Может быть, это было сказано об египетских и эфиопских купцах. По 70-ти здесь обозначается обновление народов и совокупная радость о спасении Израиля. Потом призывается море и земля. На это указывает слово: «острова». «Обновляйтеся, – говорит, – ко Мне острови» (в русском переводе этих слов нет); «Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» (Ис.45:17). С юности они будут чтить прекраснейшие добродетели.
18–19. «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее» (Ис. 45:18). Смотри: так как пророк намерен сказать нечто великое, то он не называет одно имя Господа, хотя и оно достойно и достоверно, но говорит также о силе Его, потому что Он все содержит и всем управляет, и ничто не может противиться власти Его. «Он, Бог, образовавший землю». Смотри: земля не существовала и была сотворена Им после; на это указывают слова: «образовавший землю и создавший ее». Здесь сказано, что не только сотворена материя, но также формы и пространство, так как земля была неустроена и невидима, безобразна, бесславна, когда ее окружали и покрывали воды. «Он, Бог, образовавший землю и создавший ее». Ужели Он разделил (только), – как утверждали бесстыжие греки, называя некоторых богов преисподними, а иных небесными? Один, говорит, есть Бог всего мира; сила Его на земле такова, что все видимое свидетельствует о Нем. Недостаточно и этого, но Он таков, что никто не может говорить о Нем достойно и никто не может понимать Его. Акила и Феодотион говорят: «это говорит Господь, утверждающий небо; Он есть Бог, творящий землю и совершающий ее». Необходимо истолковать это. Все, сотворенное Богом, находится не далеко от Него. Он, все держа и всем управляя, как бы постоянно творит и утверждает. 70-т говорят: «Он сотворил все совершенным и законченным, и Он Сам различил то, что сотворил»; а другие говорят: «предуготовил, утвердил»; по 70-ти: «различил», т.е.: сделал явным сокрытое многими водами. Вначале не было такого отделения, но вода и земля были смешаны. Прогнать массу воды и показать землю сухою – это дело чрезвычайной силы. Мы можем наблюдать это и теперь, когда волнуется море и когда устремление бушующих волн угрожает покрыть всю землю. Однако, показывая угрозу, оно не может осуществить этой угрозы, так как ясно, что Бог таким образом утвердил землю от начала и создал ее не без цели, но для того, чтобы она была обиталищем Его творений. Смотри: само море сделалось достойным того, чтобы веровать Божественному обетованию, что Бог освободит людей и не погубит. «Не напрасно сотворил ее». И в ином месте говорится: «ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих?» (Пс.88:48). Земля была сотворена ради вас и была приготовлена для вашего обитания, чтобы она питала вас и промышляла о вас. «Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли» (Ис.45:18, 19). Как во время исхода из Египта дарованы были Моисею законы, так и теперь, – чтобы удержать их от пороков персов. «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли». Пророк говорит об идолах и о темных предсказаниях их, а также о тех, которые находятся во мраке, т.е.: если их дела темны, то Мои не таковы, но Я говорю с великою свободою, которой никто не препятствует, нисколько не сомневаясь, чтобы кто-либо мог пренебречь Мною. Эти слова ясны, по сказанному: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф.10:27), т.е. при свете, явно; а также: «всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Ин.3:20); потом: «Я свет миру» (Ин.8:12); и в ином месте: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18:20). «Не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня"». Я не давал такого повеления, Я не приказывал этого на возвышенной горе, где они все присутствовали и слышали. Разве Я не давал вам обещания, когда с неба пришел голос и прозвучала труба? Таким образом, нет причины говорить, что – Я повелел это, так как Я теперь утверждаю то, что сказал прежде. «Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину», т.е.: Я возвещаю на твоем суде истину будущего. Богу принадлежит совершать с правдою настоящее и предсказывать с истиною будущее, чего не могли возвестить все идолы.
20–26. «Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов» (Ис.45:20). Подобно тому, как тот, кто намерен освободить виновных из уз, прежде их увещевает и приводит им на память прежние преступления, чтобы для освобожденных избавление не послужило причиною к совершению новых пороков, – устрашает и угрожает, не наказание этим налагая, но напротив, заботясь о том, чтобы они не возвращались к прежним нравам, – так и Бог, имевший освободить их из плена, призывает и приглашает их пред Свое судилище. Ужели Я склонял вас, говорит, почитать идолов? «Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов»: Я призываю всех вместе; если кто осмелится, то пусть явно обличит Меня; Я возвещаю пред всеми, чтобы вы, собравшись, взаимно утешали себя и думали, что вы освобождены от язык. «Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает». «Невежды», – так как они пребывали все еще во мраке и были совершенно ослеплены. Он обличает их самым делом, потому что они по самой природе не могут двигаться. Почему такая смерть, почему такая тяжесть? Он высказывает два положения: они (идолы) изображения и подобия людей; Я не подобен им. Будучи деревом, они, имея подобие людей, пусть же помогут вам, если только они могут помогать. Потому пророк говорит с насмешкой: «молятся богу, который не спасает». Хотя предсказание есть, по-видимому, малое дело, однако Богу свойственно не только предсказывать, но также и учить путям, которыми мы должны стремиться к тому, что предсказано. Я же не требую этого от них, но только того, чтобы они возвестили; Я или лгу, или говорю истину. Придите сюда, чтобы научиться там, где их почитают; может быть, они возвестят что-либо, «приблизьтесь все, уцелевшие из народов». Что означает это слово: «все»? Некоторые вместе с вами из язычников придут, чтобы познать Бога истинного.
«Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это?» (Ис.45:21). Смотри предвидение: Я не только сказал, но также совершил услышанное всеми. «Наперед сказал это». Таким образом, хотя они забывают, однако, они услышат вместе с вами. «Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня»: кроме Меня нет спасителя, и Я не напрасно требую царства, но потому, что нет иного праведника, кроме Меня; никто кроме Меня не может быть Богом и Спасителем, кто бы был и справедливым к мучимым, и вместе с тем дивным спасителем. Может случиться, что иной является праведным относительно виновных, но он не может быть спасителем. Для примера: иной царь может произносить справедливый приговор, но он, однако не может делать невредимым, и по справедливому решению подвергаются смерти весьма многие. У Меня же нет ничего подобного, но Я вместе справедлив и спаситель. Справедливое решение не препятствует Мне спасать; желание спасти виновных нисколько не вредит справедливому суду. Наказание же с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела. Что дело обстоит таким образом, я тебе покажу это. Скажи: что составляет благо – наказывать по правде, или по неправде? Но я не говорю так, а утверждаю даже противное, потому что освобождающий праведного не щадит наказаний, но полагает конец грехам. Разве Павел не был богохульником, когда он говорит: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение» (1Тим.1:12–16). Итак, что же? Видишь ли, праведный Бог ограничивает Себя самого? Он более и более обличает себя, чтобы ни в чем не обличил его Cудия. Нигде, кажется, Бог не говорил и не обличал таким образом, но Он желает, чтобы грешник обличал сам себя. Никто не возвещает о грехах, если он прежде не обличит своей злобы. Освободил ли Он его, или нет? «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). Не таков ли был разбойник? Однако Праведный и Спаситель освободил его. Кого же Он не спас? Праведных по законам, которые не пожелали этого. Он произносит одинаковое решение относительно праведных и грешных вместе, так как говорится: «все согрешили и лишены славы Божией» (Римл.3:23), каковыми словами показывается, что относительно праведности Божией даже и праведники суть грешники. Спасение же имеет место не только в этом мире, но гораздо более – после смерти, когда необходимо совершенное спасение. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45:22). Не думай, что Мое милосердие – только ради Иерусалима. Я для того призвал их, чтобы призвать также и вас, чтобы и вы ревновали им. Я желаю только того, чтобы вы обратились, чтобы начало обращения происходило от вас, а не от Меня, Я же буду много помогать вам, когда вы обратитесь ко Мне. Я не требую ничего иного, кроме покаяния. «Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда» (Ис.45:22, 23). Разве не надлежало клясться, для того, чтобы слышащие эти слова уверовали? Что это было именно так, свидетельствует Павел: «да имеют, – говорит, – великое утешение призвания к вечной жизни» (ср. Евр.6:11–12). «Слово неизменное». Он говорил часто, но не исполнял, вследствие недостоинства порочных людей; потому здесь Он прибавляет также клятву. «Предо Мною преклонится всякое колено». Прилично было неверующих убеждать таким образом. Но что ты говоришь, благий Господи? Твои иудеи оставили Тебя, а Ты желаешь собрать к Себе иных друзей? Иудеям принадлежала великая слава, когда Бог являл их победу, и вместе с тем велико было ничтожество неприятелей, так как они не могли не только превзойти рабов, но видели, что они отвергают самих господ. «Мною будет клясться всякий язык». Павел говорит это о тех, которые пребывают в преисподней. Когда совершилось это, о, иудеи? Очевидно, это совершилось у нас. Когда Богу поклонилось всякое колено, если вы отступили от Бога и после возвращения из плена? Он говорит не станут, но: «предо Мною преклонится всякое колено». Выше же он показал тоже самое: если Я совершил землю, то ясно, что Я – Бог вселенной. «Мною будет клясться всякий язык». Это – знамение благочестия. И речет: «Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него» (Ис.45:24). Каким образом поклонится всякое колено, когда есть некоторые отлучающиеся? Многие из отступивших от Господа посрамятся, и все прославятся Богом, но никто не будет прославляться у Бога мирскими вещами. «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Ис.45:25). Такова истинная слава, которая происходит от праведности, а не от чего-либо иного.