Глава 46
1–2. «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных» (Ис.46:1). Они падут так, что это будет невозвратным, так как они не имеют никакой силы и никакого чувства. Особенно они пали в то время, когда должен был освободиться народ. «Истуканы их звери и гады» (слов «звери и гады» в русском переводе нет): или они почитали зверей и гадов, или же делали изображения, подобные им. «Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных». Пророк осмеивает идолов: если они – боги, то каким образом их можно уносить, на подобие связанного бремени? Сила Божия никогда не нуждалась в подобной человеческой помощи. «Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (Ис.46:2). Помысли о том, каким образом они могли когда-либо избавиться от войны.
3–4. «Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева» (Ис.46:3). Так как многие подверглись погибели и расхищению, то и говорится: «принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней». Чтобы кто-либо не обвинял пророка, что он всегда говорит одно и то же, он указывает причину этого, т.е. упорство слушающих. Ни в какое время жизни, говорит он, вы не были расположены к научению. «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас» (Ис.46:4). Ужели только до старости их? Нет, но также и потом, подобно тому, как если Он говорил, что Он был прежде Авраама, то это не значило, что Он был только до этого времени.
«Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас». Потом пророк показывает, как признак милосердия Божия, то, о чем они особенно просили. «Ты Сам, Ты именно виновник этого, Ты мучишь нас без милосердия». Это противно сказанным Им словам: «Я» слышу вас; но вы Меня не слушаете. Хотя Я вечен, однако, вижу вас меняющими богов. Как же Я не щажу вас? Вы – тяжелое бремя и, будучи склонны к оскорблениям, давно уже погибли бы, если бы Я не заботился о вас. «Я создал», «Я» услышу, т.е.: не вы совершили все это, но Я вновь дарую избавление и спасу вас. «Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас»: это – или обличение, или же возвещение.
5–13. «Кому уподобите Меня?» (Ис.46:5). Идолам ли? Опять пророк осмеивает изваянные изделия, идольские изображения. «Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века» (Ис.46:6–9). Как язва уродует лицо, так грехи – души. «Вспомните это и покажите себя мужами»: кто, уклонившись с прямого пути, откажется возвратиться на него? Хотя бы Я и не увещевал вас к тому, не надлежало ли вам искать прямого пути по иным побуждениям? «Примите это, отступники, к сердцу». Видишь ли, Бог требует такого именно обращения? Помяните первая от века: таков образ покаяния, что кающийся часто думает о прежнем и сожалеет о нем; для того существуют книги и повеления. Я готов потребовать во всякое время от вас мщения. Он не говорит: в то или иное время, но во всякое время. Я показываю не только благодеяние, но и мщение, не только терпение, но и Свою любовь, и для Меня достаточно, чтобы вполне и не тщетно возбудить веру как в Мое благодеяние, так и в вечное наказание. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис.46:10). Видишь ли, предсказание принадлежит одному Богу и никому иному. «Еще не сделалось». Когда? Не по порядку времени, но все вместе, так, как Он желал. Он прежде сказал о том, что имело быть спустя отдаленное время, и теперь называет это «будет в конце». «Говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Это свойственно только Богу – делать то, чтобы Он ни сказал, так как ничто не может препятствовать Ему и противиться Ему. Человек же не может даже говорить, и не смеет ничего делать. «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис.46:11). Птицами пророк называет израильтян ради быстроты возвращения, подобно тому, как птицы быстро пролетают путь, по которому они отправились. «Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю». Он опять показывает легкость, с которою Он совещал. «Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю», – открывая этими словами, что Он сотворил из ничего, и, однако, не непрочным, но твердым. Такой смысл имеют слова: «и приведу это в исполнение», – то, чего не было. Если ты спрашиваешь о легкости творения, то Он говорит: Я призвал, как бы это уже было; а если спрашиваешь о силе, то Он говорит: Я создал то, чего не существовало. «Послушайте Меня, жестокие сердцем» (Ис.46:12). Акила говорит: «крепкие сердцем»: Симмах: «жестокие сердцем», – что говорит и Стефан в своей речи пред ними. «Далекие от правды». Смотри, как велик вред, когда кто-либо отступает от праведности; следовать за правдою – это начало доброй жизни, а порочность делает людей бесчувственными и глупыми. Вы не только отступили, но и удалились от праведности. «Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит» (Ис.46:13). Он называет правду милосердием, так как в милосердии находится правда, и в правде милосердие, почему и говорится: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс.100:1), и опять: «кого помиловать – помилую» (Исх.33:19), – и все это не без причины. Видишь ли правду с милосердием и милосердие с правдою? Иногда Он подвергал их наказанию, но спустя какое время? Если ты обратишь внимание на то, что Он иногда наказывает то после продолжительного времени, то скоро, то ты всегда найдешь милосердие. Он наказал Каина, однако ничего не было милосерднее такого наказания: Он склонял его к тому, чтобы тот освободился от своей порочности. Хотя в короткое время Он истребил тех, которые умерли во время потопа, однако ничего не было легче этого, потому что таким образом Он искоренил их нечестие. «Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою». Прочие, приходя из отдаленной страны, после освобождения из плена, подвергались презрению, как виновные, как блуждающие и странствующие. Я же, говорит, поступлю противоположным образом: «и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою». Таким образом, после возвращения, Он сделал их такими, что они не только не подвергались презрению, но даже достигли наибольшей славы.