Скрыть
И бы́сть во четверто­е­на́­де­сять лѣ́то ца́р­ст­ву­ю­щу езекі́и, взы́де сен­нахири́мъ ца́рь Ассирі́йскъ на гра́ды тве́рды иуде́йски и взя́ о́ныя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2,4,6,10 И бысть во четвертоенадесять лето царя Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на вся грады тверды Иудейски и взя оныя. И посла Сеннахирим царь Рапсака (Рабсака) от Лахиса ко царю Езекии… И рече им Рапсак: рцыте Езекии тако… се, уповавши на жезл тростян сокрушенный сей, на Египет, на негоже аще опрется муж, внидет в руку его и прободет ю… Господь рече ко мне: взыди на землю сию и погуби ю

Рабсак, главный виночерпий, послан был в Иерусалим убедить жителей его, чтобы сдали город владыке Рабсака, обольщая жителей Иерусалима тем, что господин его не по собственной воле пришел на них войной, но по воле Бога, Который сказал ему: взыди на землю сию. Рабсак говорил по-иудейски или потому что он был из числа Израильтян, еще раньше взятых в плен, и теперь был послан Ассирийскими князьями для того, чтобы через него говорить с Иудеями; или потому что Рабсак был переводчиком у Сеннахирима, так как знал и тот, и другой язык.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их

Удивителен был тот муж, удивителен и велик. Выслушай: когда Бог намерен сделать что-либо дивное, то Он раньше соображает; «пошел», говорится, «против всех укрепленных городов Иудеи и взял их», – чтобы ты не думал, что Иерусалим мог спастись со своими укреплениями. Смотри на правду мужа, который был защитником города. Неприятель взял другие города, но не мог завоевать Иерусалима. Тем не менее, он продолжительное время занимался военными действиями относительно его. Как человек смелый, переходя чрез ограждавший вал, он овладел прочими городами.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-10 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал царь ассирийский Рабсака из Лахеса в Иерусалим к царю Езекии с сильным войском и остановился он при водопроводе верхняго пруда на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. И сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь, или с каким советом и с какою силою ты располагаешь возобновить войну? На кого ты имеешь надежду, что отложился от меня? Вот ты полагаешься на эту тростниковую палку надломленную, на Египет, которая, если опрется на нее ,человек, войдет в руку его и проколет ее: таков Фараон, царь египетский, для всех уповающих на него. А если ответишь мне: на Господа Бога нашего уповаем, то это не тот ли самый, высоты и жертвенники котораго отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим жертвенником будете покланяться? И теперь предайся господину тому, царю ассирийскому, и я дам тебе две тысячи коней, и ты не сможешь достать у себя всадников для них. И как ты устоишь пред начальником одной местности, [одним] из малейших рабов господина моего? Если же ты надеешься на Египет, и на колесницы и на всадников: то разве я без воли Господа пошел на эту землю, чтобы раззорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю эту и раззори ее

История ясна и не нуждается в объяснении; подробнее в книгах Дней и Царей сообщается тоже самое, что в третий год Озии, сына Илы, царя израильскаго, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя иудейскаго. Двадесяти пяти лет бе, говорит, егда нача царствовати, и двадесять девять лет царствова во Иерусалиме. И сотвори правое пред очима Господними, по всем елика сотвори отец его Давид. И спустя немного: на Господа Бога Исраилева упова, и по нем не бысть подобен ему в царех Иудиных и в бывших прежде его. И прилепися Господеви, не отступи от Него и сохрани заповеди Его, елика заповедал Господь Моисею. И бе Господь с ним, и во всех, яже творяше, смысляше. И сопротивися царю ассирийскому и не поработи ему (4Цар. 18:1-7).

В шестой год его царствования Салманассар, царь ассирийский, взял Самарию и десять колен, называвшихся Израильскими, и переселил их в Ассирию и поселил в Хале и Хаворе при реках Гозан, в городах мидийских (Там же, ст. 9-11). А через семь лет, то есть в четырнадцатый год Езекии, царь ассирийский Сеннахирим, вступив в Иудею, осадил укрепленные города ея, желая взять их. И когда он осаждал Лахис, то послал к нему послов Езекия сказать: согреших, возвратися от мене; еже аще возложиши на мя, то понесу (Там же, ст. 14).

И когда он, по приказанию царя, уплатил триста талантов серебра и тридцать золота, сломав двери храма Господня и сняв позолоту его, которую сам он сделал; тогда послал царь ассирийский Тартана и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим: отправившись они пришли в Иерусалим и остановились против водопровода верхняго пруда, который на дороге поля белильничьяго, и позвали царя к себе.

Но к ним вышел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сынъ Асафов, дееписатель, и сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский и прочее, содержащееся в истории. При этом следует обратить внимание на высокомерие Рабсака, что он, как некая противная сила, подражает обычаю пророков, так что как те, для указания на авторитет и величие говорящего, обыкновенно говорили в прологах: так говорит Господь, так он теперь сказал: так говорит царь великий, царь ассирийский.

И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Hoax, сын Асафов, дееписатель. Это Елиаким, сын Хелкиин, о котором выше в видении на долину Сионскую мы читали: И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. (Ис. 22:20-21).

Говорится это Севне, который до него был начальником храма и о котором в том же видении написано: «Ступай и войди к тому, который живет в скинии, к Севне, начальнику храма» (Ис. 22:15), который, по преданию евреев, устрашенный угрозою Рабсака, сдал войска ассириянам и нижнюю часть Иерусалима предал неприятелям, и за исключением Сионской крепости и храма ничего другого не оставил, не занятого ассириянами.

Поэтому ошибаются те, которые считают Совну, выходящего теперь с Елиакимом и Иоахом к Рабсаку, тожественным с вышеупоминаемым. Ибо там идет речь о Совне-начальнике храма, и говорится, что он будет взят в плен ассириянами; а этот Совна — писец, то есть γραμ-ματεός, который по еврейски называется sopher и соименен (διώνυμος) вышеупомянутому.

Как полагают иудеи, Рабсак, говоривший на еврейском языке, был сыном пророка Исаии, который и сам будто бы был изменником, а оставшийся другой сын Исаии назывался Иашув, который на нашем языке значит оставленный. Затем, другие думают, что Рабсак был самарянин и что поэтому он знал еврейский язык и так дерзко и нечестиво хулил Бога. Поэтому обратим внимание на слова Рабсака, и сначала на то, что сказанное им: Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную (1Цар. 18:21), есть ложь, потому что никакая история не говорит, что Езекия посылал к египтянам и просил помощи у фараона. Прибавленное же им: Если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего мы уповаем» (1Цар. 18:22), - справедливо. Но он опять присоединяет ложь к истине, будто Езекия отменил высоты Его и жертвенники. Ибо это он сделал не против Бога, но для Бога, чтобы уничтожить идолопоклонство и старое заблуждение, повелеть покланяться в Иерусалиме, где был храм Его, хотя мы читаем, что вследствие весьма худой привычки народ, устроив на горах и холмах жертвенник, приносил жертвы Богу. А что касается того, что он, желая указать на малочисленность осажденных, обещает две тысячи коней, для которых Езекия не может достать всадников, то это произошло не вследствие слабости народа иудейского, которому было чуждо знание верховой езды, а вследствие соблюдения заповедей Бога, который заповедал Моисею о царе Израильском: Только чтоб он не умножал себе коней… и чтобы не умножал себе жен (Втор. 17:16-17). Если же ты, говорит он, не можешь устоять против меня, меньшего из слуг его, то как ты устоишь против такой силы царя? На сказанное же им: На Господа Бога нашего мы уповаем - он искусно и мудро отвечает, что он пришел не по своей воле, но по повелению Господа. Господь сказал мне: «Пойди на землю сию и разори ее» (1Цар. 18:25). И это служит доказательством: «Конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа, а так как я пришел и взял многие города и [только] часть Иерусалима остается неприкосновенною: то очевидно, что я пришел по Его воле».

В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию: но это вполне ложно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаим, опустошил десять колен. Второй Фегласфелласар, при Факее израильском, сыне Ромелии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял всю Самарию (4 Цар. гл. 15:17). Четвертым был Саргон, завоевавший Азот (Ис. 20). Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритан, как стражей (4Цар. 17). Шестым Сеннахирим, который взяв Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим (4Цар. 18). Другие же думают, что один и тот же называется многими именами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 И бысть в четвертоенадесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски и взя оныя. И посла царь Ассирийск Рапсака от Лахиса во Иерусалим ко царю Езекии с силою великою, и ста у водоважды купели вышния на пути села Кнафеова

Исторический рассказ известен всем, более любознательным. Но я передам его в кратких, сколько возможно, словах. Когда во Иерусалиме царствовал Ахаз, потом когда Факей, сын Ромелиин, и Раассон, царь Сирийский, овладели Иудеей и возымели намерение наложить руку на самый Иерусалим, – тогда вышеупомянутый царь, будучи не в силах оказать сопротивление им, послал посольство и звал на помощь себе Феглафаллассара, царя Ассирийского, и многими дарами склонил его помочь ему и разрушить владычество вступивших в союз против него царей, разумею, Самарийского и Сирийского. После того как это совершилось, враги его погибли; ибо Ассириянин взял Дамаск и Сирию, а наконец и Ахаз покорился ему и принужден был платить дань и налоги; а он был из самых нечестивых царей, ибо был почитателем идолов и богоненавистником и своим противлением Богу превзошел может быть всех других.

Когда же Ахаз кончил свою человеческую жизнь, воцарился вместо него Езекия. Но будучи его сыном, он был муж боголюбивый и украшенный славою высшей справедливости и благочестия. Он, говорит, отложился от царя Ассирийского; ибо не потерпел, чтоб его царство находилось в подданстве, как это было, при Ахазе. Вследствие этого Сеннахирим, Ассирийский царь, воображая, что он имеет право на подданство всей Иудеи и на самое царство у них, воспламенился гневом и, опустошивши Самарию, двинул войско против городов Иудеи и, взявши многие из них, наконец против самого Иерусалима посылает Рапсака, который намерен был действовать не оружием по закону войны, но хотел уловить народ угрозами и обещаниями милости.

Толкование на пророка Исаию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-2 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего

Упоминается эта история и в Четвертой книге Царств. Исаия присоединил это к пророчеству, не делая отступления, но показывая, что его пророчество истинно. Ибо когда прежде он прорекал о Вавилоне, Тире, Египте и других народах, то более всего для него имело значение вочеловечение нашего Спасителя, неверие и наказание иудеев и призвание и спасение языков. Он также предрекал подход и нападение ассирийцев и уничтожение иудеев по Божьему определению. Вот почему не без основания он вспомнил эту историю, чтобы показать, что его пророчество истинно, чтобы, когда исполнится его пророчество о Сеннахириме, было ясно, что и все другие его пророчества также сбудутся.

Комментарии на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Предварительное замечание о 36-39-й главах кн. Исаии. Эти главы представляют собою почти буквальное повторение отдела 4-й книги Царств, простирающегося от 18-й гл. 13-го стиха до 20-й главы ст. 19-го. Пророк прибавляет от себя только молитву царя Езекии (гл. 38, ст. 9-20). Очевидно, что история нашествия Сеннахирима на Иерусалим сообщается Исаией в тех видах, чтобы показать, как исполнились его пророчества об Ассуре в его отношениях к царству Иудейскому. Что же касается 38-й и 39-й глав, где идет речь о болезни и чудесном исцелении Езекии, а также и о прибытии к нему посольства от вавилонского царя, то эти главы служат как бы переходом к следующей части кн. пророка Исаии, в которой прежде всего идет речь об освобождении иудеев из плена вавилонского. Заметить нужно, что в рассматриваемом отделе пророк располагает исторический материал не в хронологически последовательном порядке, а систематически. Поэтому надписание глав 36-й и 38-й следовало бы поставить одно на место другого, так как, по всем данным новейшей хронологии, болезнь Езекии падает именно на 14-й год его правления, а нашествие Сеннахирима на Иерусалим - на 27-й год правления того же царя.

Какой из текстов - Исаии или 4-й кн. Царств - есть текст первоначальный?

Критики расходятся в решении этого вопроса и одни и те же пункты берутся, как опоры для совершенно различных решений. Вероятнее всего, впрочем, то мнение, по которому в кн. Царств мы имеем первоначальный текст, так как там вся история нашествия Сеннахирима стоит в теснейшей неразрывной связи со всем повествованием кн. Царств и изложена гораздо обстоятельнее, чем в кн. Исаии. Что касается сокращений этой истории, допущенных в кн. Исаии, то они состоят частью в опущении исторических указаний, которые не соответствуют цели пророческой книги (напр., Ис. 36:1, 2; 37:36; 38:4-7), а частью в опущении исторических оборотов, встречающихся у писателя 4-й кн. Царств (Ис. 36:2, 6, 7, 12-14, 17; 37:4, 11, 21, 25; 39:2). У Исаии также иногда слова 4-й кн. Царств заменяются другими соответствующими терминами (Ис. 36:5, 7, 10, 11, 13; 37:2, 6, 9; 38:2, 3 и др.).

И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их.

«Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского: двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец (т.е. праотец) его; он отменил высоты (где были идольские жертвенники), разбил статуи (т.е. идолов), срубил дубраву (где стояли те статуи) и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (т.е. медник). На Господа Бога Израилева уповал он, и такого, как он, не было между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя ассирийского и не стал служить ему» (4Цар.18:1-7),
т.е. не пожелал подчиняться и платить ему дани так, как это делали все другие, соседние с ним цари. Тогда ассирийский царь решил силой принудить Езекию быть покорным.

«В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов иуды и взял их. И послал Езекия, царь иудейский, к царю ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь ассирийский на Езекию, царя иудейского, дань в триста талантов серебра (≈10500 кг) и тридцать талантов золота (≈1050 кг). И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь иудейский, и отдал его царю ассирийскому» (4Цар.18:13-16).

Это известие о нашествии Сеннахирима на Иудею и об отношении его к Езекии восполняется рассказом самого завоевателя, сохранившимся в клинообразных надписях на Ассирийских памятниках. По свидетельству этих надписей, Сеннахирим, сын и престолонаследник Сарукина или Саргона (Ис.20:1), совершил три военных похода: первый против Халдеев и Эламитян; второй против воинственных племен Армении, Мидии, Парфии и других; а третий – против Финикии, Филистии и Египта. Об этом походе сам Сеннахирим рассказывает, между прочим, следующее:
«В свой третий поход я направился в Сирию. Элули был царем Сидонским. Большая слава о моем величии его ужаснула, он бежал на морские острова и покинул свое отечество. Города большого и малого Сидона, Бетзитта, Сарепта, Экдипна, Асе, большие города, крепости, места пилигримства и благочестия, храмы, – все было устрашено славой Ассура, моего господина; они делаются моими; я возвел Этваала на престол царства. Я наложил на него дань и ярмо верховной власти. Этваал Сидонский, Абдилит Арадский, Мегенти Азотский, Педуиль Аммонитский, Хамазнадаб Моавитский, Молохрам Эдомский, цари всей Финикии, принесли с собой в мое присутствие множество дани и склонились предо мной... Наместники, сановники и жители Мигрона изменили царю Пади, дышавшему любовью и ревностью к Ассирии, и покровительствованному Адаром, и отдали его Езекии, царю иудейскому... Тогда я опять пришел к Мигрону. Я отнял у наместников и возмутившихся сановников их достоинства, и я убил их; я повесил трупы их на крестах по окрестностям города. Я продал в рабство горожан, совершивших насилия и преступления. Что касается до тех, которые не совершили преступлений и грехов и которые не презирали своих повелителей, то я объявил им свободу. Я приказал вывести Пади, их царя, из Иерусалима и я опять его возвел на престол его царства. Я наложил на него дань, которая означала мое верховное господство. Но Езекия, царь иудейский, не покорился. Он имел сорок четыре окруженных стенами города и бесконечное множество пригородов, которые я сразил, укрощая их и понижая их гордость. При помощи огня, резни, битв и осадных башен, я взял их, я их занял. Я приказал вывести из них 200150 человек, больших и малых, мужчин и женщин, лошадей, ослов, мулов, верблюдов, быков и без числа овец, я взял их, как добычу. Что касается до него, то я заключил его в Иерусалиме, городе его могущества, как птицу в клетке. Я окружил и блокировал крепости вокруг него; те, которые вышли из города, были схвачены и пленены. Я разделил города, разграбленные мною в его стране и я раздал их Митенти, царю Азотскому, и Пади, царю Мигронскому, и Исмиваалу, царю Газскому. Тогда боязнь моего могущества устрашила этого Езекию иудейского; он отпустил стражников и телохранителей; которых собрал для защиты Иерусалима, он послал их ко мне в Ниневию, город моей верховной власти, с тридцатью талантами золота и 400 талантами серебра, металлами, рубинами, жемчугом, большими красными венисами, кожаными седлами, стульями, украшенными кожей, амброй, шкурой морских телят, сандального, черного дерева, содержимым своей казны, также как и со своими дочерьми, женами своего дворца, рабами и рабынями.
(По точному переводу надписи, Сеннахерим наложил дань на Езекию в 30 талантов золота и 800 талантов серебра, тогда как по 4 книге Царств – 30 талантов золота и 300 талантов серебра; но эта разность в количестве се­ребра объясняется тем, что талант серебра ассирийский был на 2⅔ меньше таланта еврейского, таким образом 300 талантов еврейских ровня­лись 800 талантов ассирийским (Эд.Нэгелсбах).)
Он отправил своего посла для представления этих подарков и объявления своего подданства».

(Вся надпись, часть которой здесь приведена, состоит из 480 строк весьма убористого письма, вытеснена на шести сторонах тер­ракотовой призмы, находящейся теперь в Британском музее. Ф.Ленорман Руководство к древней истории Востока до Персидских войн. Перевод И.Каманина. Т.I, вып.2. Киев 1877. Стр.289–292.)

Изъявляя свое «подданство» в виде покорности только до некоторой степени, Езекия, однако, не сдал Сеннахериму своей столицы, Иерусалима; напротив, постарался его укрепить и вооружить, приготовляясь выдержать его осаду.
«Когда Езекия увидел, что пришел Сеннехерим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари ассирийские, пришедши сюда, много воды (и да не укрепятся). И ободрился он и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену и укрепил Милло в городе Давидовом и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя иудейского (2Пар.32:2-8).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible