Скрыть
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем.

Апология

Афанасий Великий, свт. (†373)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Кто же приведет нас к тому ангельскому воинству? Кто, достигнув благодати небесного празднества и торжества ангелов, мог бы сказать с пророком: Я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма (Пс 41:5)? А к этому побуждают нас и те святые, которые говорят: Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева.

Праздничные послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

И пóйдут языцы мнози, – взыщут Господа, будут поклоняться Ему, как и Иаков сказал: «Той чаяние языков» (Быт.49:10).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

И пойдут,– говорит Пророк,– языцы мнози. Не оставь без внимания точности в словах. Там сказано: приидут вси, а здесь – пойдут не вси, а мнози, потому что слово приидут относится к вере, а слово пойдут (πορεύσονται) – к образу жизни. Итак, поскольку все исповедуем веру, но не все живем по заповедям, то приидут вси языцы, а пойдут мнози. Слово же ходить (πορεύειν) берется в значении жизни, сообразной с законом. Сказано: Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни (Пс. 118, 1). Но как же – Господь говорит, что мало есть, иже обретают путь (ср.: Мф. 7, 14), а мы говорим, что пойдут языцы мнози? Это потому, что все народы, относительно к собственному числу народов, могут быть изочтены, но число людей в каждом народе велико. Посему Пророк говорит здесь, что многие (но не все) народы ведут жизнь по Евангелию, хотя все называют себя по имени Христову. Но ежели исчисляются многие народы, то еще не следуют необходимо в это число все до одного из заключающихся под общим именем каждого народа. Исчислив народы каппадокиян и галатов, армян, или сириян, или египтян, можно сказать, что сии народы суть ходящии в законе Господни, между тем как не все входящие в состав каждого народа согласно стремятся к цели жизни. Посему относительно к семидесяти двум народам, или сколько их ни начтется в целой вселенной, многие ходят путем жизни, относительно же к целому числу людей, живущих на земле, не много спасаемых. Таким образом и Евангелие истинно, и пророчество не противоречит ему. Вси языцы поработают ему (ср.: Пс. 71, 11), но поклонятся из многих не многие: сказано – вси царие земстии. И Софония говорит: приидут работати Ему под игом единем (ср.: Соф. 3, 9).

И рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля. Преуспевающие в ведении, как бы восшедши на высоту, призывают к одинаковому с собой восхождению и тех, которые останавливаются еще на дольнем и проводят жизнь в низких житейских попечениях. Кто совоскрес со Христом и вышних ищет, тот да призывает мудрствующих земная (ср.: Кол. 3, 1–2) и да руководствует помышления их в горнее. Поскольку положение тела относительно к горе бывает двоякое: одно – с подгорья восходящих на вершину, а другое – с вершины сходящих к подошве горы, по различию и в положении самого тела, и в действии, различно нами совершаемом, то, может быть, двоякое сие представление удобоприлагаемо и к строительству вочеловечения, так что вочеловечение можем представлять себе горой, и здесь как плоть через соединение с Божеством возносится на небо, так Божество чрез общение с человечеством снисходит к земному.

Приидите, и взыдем. Приступим к высоте богословия, начав со страдания. И в дом Бога Иаковля. Выше говорится просто дом Божий, а здесь – дом Бога Иаковля. Какая сему причина? Или там недостает слова, или здесь оно лишнее. Но что от Духа, в том нет ничего напрасного. Слово показывает, что первое согласие на истину производится по общим понятиям о Боге; несомненность же веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении. Посему вводимым только в ведение сказано просто дом Божий, а выслушавшим уже начатки учения сказано, какой Божий дом, именно Бога Иаковля, потому что Иакову даровано быть в свойстве с Богом. Сказано: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Сие Мое есть имя вечное (ср.: Исх. 3, 6, 15). Чтобы честь святых сделать приснопамятной, Бог присоединяет к Своему имени имена рабов, так что всякий раз, когда вспоминается о Боге, присоединяется воспоминание и о них. Посему тем, которые приступили уже, Пророк присовокупил как бы отличительный признак Божий, сказав: и в дом Бога Иаковля. Но поскольку у Иакова есть еще имя запинателя и борца (запинателем он называется за борьбу с сопротивными; напоследок же, после доброй победы, получил имя Израиля), то более и более преуспевающий сначала узнает дом Бога Иаковля, то есть низшее и доступное ему, а напоследок, со временем, познает и Бога Израилева, сообразно с ходом и порядком сообщаемых ему совершеннейших преданий.

И возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему. Если не взойдем на гору, не возвестит нам пути Своего. А если не возвестит нам, как пойдем? То есть если не примем Евангелия, как будем жить по-евангельски? А старающиеся узнать путь, очевидно, не знали его. Посему как же взойдем на гору, не зная пути? Конечно, слова приидите и взыдем означают готовность и ревность поспешающих, но не показывают получения желаемого. Представим, что и ныне иные из поспешающих к вере приглашают и поощряют друг друга: «Станем дальше от пресмыкающихся по земле, будем мудрствовать о небесном, взыдем в дом Божий; там узнаем путь, по которому чрез совершенство достигнем предназначенного всем вообще конца».

От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Спроси человека от обрезания, плотского иудея: о каком законе и о каком слове говорит Пророк? О законе ли, данном чрез Моисея? Но пусть покажут, как он исходит от Сиона. Ибо Моисей не взошел в землю одержания (ср.: Лев. 25, 24), а Сион – в Иудее. Итак, по их мнению, погрешило Писание, вместо одного слова употребив другое: вместо Синая или Хорива наименовало Сион. Но Пророк говорит о святом законе. О каком же? Когда данном? Где написанном? И слово из Иерусалима. Это говорит о слове пророческом? Но оно было по всей Иудее, а не в одном Иерусалиме, даже и в Израиле, даже в земле пленения, в Ниневии и во многих странах. Итак, да заградят себе уста пред истиной и да приимут закон Господа, исшедший из стражбища, от Богоносной плоти, с которой призрел Он на дела человеческие. И слово Господне из Иерусалима. Ибо оттоле начавшаяся проповедь рассеяна по всему миру.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева. Посмотри, как они составляют лики и торжества, убеждают друг друга, и все делаются учителями, – не один, не два и не три, но многие стекающиеся народы. Придут, говорит, многие народы и из различных стран, – чего у иудеев никогда не было. Если некоторые и приходили к ним, то разве немногие прозелиты, и притом с великим трудом, и они никогда не назывались народами, но – пришельцами. «Пришельцы», говорит пророк, «придут к тебе» и будут твоими слугами (Ис. 54:15). Если же пророк продолжает иносказательную речь, называя Церковь горою и домом Бога Иаковля, то не удивляйся этому. Он, как я прежде сказал, то раскрывает, то закрывает пророчество; первое делает для того, чтобы людям более разумным дать способ к уразумению сказанного; а второе – для того, чтобы удержать беспорядочное стремление неразумных; и везде он разнообразит свою речь.

Если он сказа: Бога Иаковлева, то не смущайся этим, возлюбленный. И Единородный Сын Божий был Богом Иаковлевым. Он и дал закон, и совершал у них все чудеса. Это ясно можно видеть и из ветхого завета, если иудеи не приписывают никакой важности новому. Так Иеремия говорит: «Я заключу с вами новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами» (завещаю вам завет нов, не по завету, егоже завещах отцем) вашими (Иер. 31:31–32), выражая, что Сын Божий был законодателем обоих законов. А что Он и освободил евреев из Египта, об этом пророк прибавляет: «в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския) (ст. 32). Если же Он вывел их, то Он же совершил и все чудеса в Египте и в пустыне.

И возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. Видишь ли ищущих некоторого другого закона? Путем Писание обыкновенно называет заповеди Божьи. Если бы он говорил о прежнем завете, то не сказал бы: возвестит нам, потому что тот завет был ясен, понятен и известен всем.

А что мы говорим это без лжеумствования, в этом самые слова (пророка) могут убедить и крайне бесстыдных. Упомянув здесь только о пути, он объясняет, о каком он говорит пути, и излагает много отличительных его признаков. Потому продолжает: ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (от Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима). Против этого и бесстыднейшие сыны иудейские не могут открыть рта. И что здесь говорится о новом завете, это можно видеть и из места, и из времени, и из того, кто принял закон, и из самих действий по принятии закона, и из всего вообще. И во-первых, из места: от горы Сиона. Закон Моисеев дан был предкам их на горе Синай. Как же здесь говорится: от Сиона? Не довольствуясь этим, он прибавил и время. Не сказал: изыде закон, но изыдет, что относится к будущему времени и к предмету еще не бывшему. Закон ветхий уже дан был за много лет прежде того, как пророк говорил это; закон же нового завета будет дан спустя много лет. Потому он и не сказал: изыде, но: изыдет, т.е. впоследствии. Потом он опять переходит к самому месту, говоря: и слово Господне – из Иерусалима. Здесь он с точностью показывает нам отличительный признак нового завета. Действительно, Христос преподавал высокие и достойные небес заповеди то сидя на горе, то находясь в Иерусалиме. Сказав таким образом о месте и времени, пророк прибавляет и то, кто примет закон, заграждая со всех сторон уста противоречащим. Кто же примет его? Народ ли еврейский и сыны иудейские? Нет, но происходящие из язычников.

Толкование на пророка Исайю


См. также Толкование на Мих. 4:2

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

И скажут: приидите, взойдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковлева: и научит нас путям своим и будем ходить по стезям Его. Племена и народы, не довольствуясь собственным спасением, будут взаимно увещевать себя и говорить: приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева.

Мы выше сказали, какая это гора Господня уготованная и какой дом Господень на вершине гор. Дом же Господень называется домом Бога Иаковлева, чтобы мы принимали Ветхий Завет, а не искали, по Манихею, иного дома, кроме дома Бога Иаковлева. Когда же мы будем в доме Бога Иаковлева, тогда Он научит нас путям Своим, по которым пойдем к Нему, и будем ходить по стезям Его, по которым ходили и другие.

Посему-то и Иисус, взошедши на гору, учил учеников Своих восьми блаженствам и прочему, содержащемуся в евангельской речи (Лк. 6). Таким образом прежде нужно научиться путям Господним, и затем ходить по стезям Его. Так как от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима.

Все племена и многие народы будут взаимно увещевать себя и говорить: приидите, взойдем на гору Господню и пр. потому, что, как далее следует, от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима; выйдет не с Синая и из пустыни и с горы Хорива, а с горы Сионской, на которой построен Иерусалим, и из Иерусалима, в котором храм и религия Божия. Читаем, что Господь часто учил в храме (Мф. 18) и что пророку но должно умирать вне Иерусалима. И выше были сопоставлены слово и закон: слово повелевается слушать князьям, а внимать закону повелевается народу. Ибо кто сначала исполнит закон, тот после того приходит к слову Божию, И церковь сначала была основана в Иерусалиме, и от ней насаждены были церкви всей все от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима; выйдет не с Синая и из пустыни и с горы Хорива, а с горы Сионской, на которой построен Иерусалим, и из Иерусалима, в котором храм и религия Божия. Читаем, что Господь часто учил в храме (Мф. 18) и что пророку но должно умирать вне Иерусалима. И выше были сопоставлены слово и закон: слово повелевается слушать князьям, а внимать закону повелевается народу. Ибо кто скачала исполнит закон, тот после того приходит к слову Божию, И церковь сначала была основана в Иерусалиме, и от ней насаждены были церкви всей вселенной. Нужно сказать и то, что во всяком, кто будет на страже и в видении мира, в том будут утверждены и закон и слово Господа. И прекрасно сказал: в Сионе и Иерусалим не будет и пребудет слово и закон Господа, а выйдет, в обозначение того, что из этого источника будут напояемы учением Божиим все народы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Августин Аврелий, блж. (†430)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Первый закон, называемый Ветхим Заветом, был дан с горы Синай через Моисея. О том же, которому надлежало быть данным через Христа, предсказано: от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 Яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима

Видение пророку прекратилось и совершилось исполнение предшествовавшего предсказания, что постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша, и посрамятся о садех своих, ихже возжелеша. А каким способом Израильтяне были постыжены за идолов своих, об этом мы сказали достаточно. Но после того, как сделано было напоминание пророчества о них, пророк, начиная по порядку родственное и второе видение, обозначает время, когда падет власть диавола не в одной какой либо части земли, не в одной стране, потому что уничтожены будут совсем почитание идолов и нечистые принадлежности (этого служения); и из всей поднебесной устранена будет эта болезнь и владычество нечистых демонов. И это исполнилось для живущих на земле в последние дни, то есть в последние времена этого века, когда воссияло Единородное Слово Бога, родившееся от жены: когда Он устроил Себе духовную Иудею или Иерусалим, то есть церковь, деву чистую, не имеющую скверны, или порока или нечто от таковых, по написанному, напротив святую и непорочную. Об ней-то и говорит, яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор. Говорится, что этот Сион находится в Иудее, и расположен и устроен на горе; но в этих словах можно разуметь не чувственную, а духовную гору – церковь, которая сравнивается и с горою: ибо она поистине высока и дивна и повсюду и всем известна. Высока она и в другом отношении; ибо она не мудрствует ни о чем земном, но выше всего земного, и очами духовными, сколько возможно, созерцает славу Божию и славится весьма возвышенными догматами о Нем. Ибо и самые лучшие из Еллинов, хотя и достигли великой высоты в мудрости, но боготворят тварь и воздают почести стихиям мира, потому что имеют низкий ум и земные помышления и помраченное сердце, глаголющеся быти мудри объюродеша (Рим. 1:22), как написано: духовный же Сион, то есть церковь, возвышается над всей видимой и невидимой тварью, и поэтому достигает самой Природы всяческих, ибо исполнена Светом Божиим и познавшая в Ней Творца и Зиждителя вселенной. Ей одной приписывает власть над всем. И таковою-то славою увенчивает Царя всяческих, Бога и Господа. Поэтому под горою по справедливости может быть понимаем дом Божий. Он славен и как бы возвышен над холмами. О нем по всей справедливости может сказать кто либо то, что сказано устами Спасителя в виде наглядного сравнения: не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14). Можно было бы очень легко собрать весьма много такого, из чего можно видеть, что высота духовного Иерусалима, то есть высота Церкви в боговдохновенном Писании сравнивается с горами и холмами. Но мы, предоставляя собирание таких мест Писания любознательным, если это им угодно, перейдем к тому, что следует по порядку, и постараемся узнать, какая польза людям от того, что дом Божий сделался видимым для всех и является возвышенным над холмами и находится на верху гор. Итак, пророк тотчас намеревается напомнить это, говоря: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. А что все народы и собраны были и притекли в церковь чрез веру, нам нет нужды говорить об этом много; самый ход событий сам о себе и истинно может свидетельствовать. И это достойно удивления. Ибо множество народов было призвано не чрез руководство закона, не чрез святых пророков, напротив собирает их божественная благодать, просветившая их ум и возбудившая в них стремление к спасению чрез Христа. Смотри, как, не смотря на то, что никто не проповедует им, они возглашают друг другу: придите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. Сначала восходят, потом ищут того, чтоб им возвещено было слово Господне, и дают обещание ходить путем Господним, именно, путем евангельским, приводящим к очищению чрез веру. Стремящиеся же научиться пути Господню, кажется, произносили осуждение сего древнего и нечистого заблуждения. И иначе невозможно будет стремление к лучшему, если прежде не осуждено будет древнее. Но кто же был для них Тайноводителем? Кто привел их к познанию истины и убедил их признать первое весьма смешным и устремиться ко второму? Не очевидно ли, что это – Бог, просветивший, как я сказал, их ум и сердце и склонивший их говорить и чувствовать: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима. Это заключает в себе двоякий смысл. Или этим они выражают ту мысль, что мы получим слово из дома Божия и, пребывши там, познаем слово Божие, или – что закон оставил Сион и как бы вышел из него и слово Божие переселилось из Иерусалима. Поелику они упорно восстали на Христа, отвергли Его царство, то Он оставил их, и оставил сирыми. Об этом сказано чрез пророка: и рех: не имам пасти вас, умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да пояст кийждо плоть ближняю своего (Зах. 11:9). Итак, закон вышел из Сиона и слово Господне из Иерусалима. Ибо запечатано было видение и пророчество вместе с крестом Христовым и не было у них закона и слова Божия. И божественный Павел, как бы потерявший надежду и видя неисправимую толпу Иудеев, говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отверсосте е, и недостойны сотворите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь (Деян. 13:46-47). Итак, познай, что языки хвалятся благодатью Христовою; так как говорят, из Сиона и Иерусалима вышли закон и слово Господне и совершенно переселились к ним. Да, благодать перешла от тех, которые оказались непокорными к призванным чрез веру.

Толкование на пророка Исаию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Я удивляюсь упорству тех, кто понимает это место как предсказание о возвращении из вавилонского пленения. Ибо какой это народ после второго строительства храма туда устремился? Какой это закон там был дан? Бог дал древний закон на Синае, а не на Сионе. Ясно, что Исаия дает указание на Новый Завет: там на Сионе первым он был дан апостолам, а через них всем народам. Он провозглашает, что не только закон, но и слово выйдет от Сиона. Так он называет проповедь Евангелия. Этому ведь учит и блаженный Лука: как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова (Лк 1:2). Ведь здесь он называет словом не Бога Слово, но учение Божественного Слова, ибо Бог Слово вышел не от Сиона, но на Сионе Он учил истине.

Комментарии на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Итак, проповедь покаяния и прощения грехов в исповедании имени Христа началась от Иерусалима, так что там, где величие учения и сил Его, где торжество Его страдания, воскресения и вознесения являются совершенной радостью, там произрос первый корень веры, был насажден первый росток рождающейся Церкви, как бы некоей виноградной лозы, которая при умножении ростка слова распространилась учением на ширину всего мира. Прекрасна проповедь покаяния и оставления грехов, которая была евангельски возвещена среди народов-идолопоклонников, загрязненных различными злодеяниями, и приняла начало от Иерусалима, чтобы кто-либо, устрашенный величиною своих беззаконий, не сомневался относительно принятия благодати в случае, если он сотворит достойный плод покаяния, когда даже Иерусалиму, хулившему и распявшему Сына Божия, было даровано прощение.

Гомилии на Евангелия

Евсевий Кесарийский (†339)

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима

Чем еще может быть этот закон, происходящий от Сиона, отличный от того, что был законоположен Моисеем в пустыне у горы Синай, как не словом Евангелия, возвещенным через нашего Спасителя Иисуса Христа и Его апостолов, которое произошло от Сиона и прошло через все народы? Ясно ведь, что от Иерусалима и находящейся там горы Сион, где Спаситель наш и Господь более всего пребывал и учил, имел начало закон Его Нового Завета и, оттуда произойдя, просветил всех людей.

Доказательство в пользу Евангелия

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господнеиз Иерусалима.
3. И пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима:

"Возвести́т нам путь сво́й, и по́йдем по нему" – обращение ко Господу не словом только, но и делом (ср. 1Ин.3:18), не любопытство только знать новое учение, но желание и готовность следовать ему в своей жизни (ср. Иер.12:15-16) влечёт народы в Иерусалим. "От Сиона бо..." начинает снова говорить сам пророк. Относительно «закона» и «слова Господня» см. под. Ис.1:10.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И пойдут многие народы и скажут: придите, н взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима

Народы ходят теперь своими путями (Деян. 14:16), живут по своим прихотям, а в то время они почувствуют желание ходить путями, какие укажет им истинный Бог, т.е. поступать по законам Божиим. Направление им в этой новой жизни даст закон, который выйдет из Сиона, т.е. евангельское учение, которое начало распространяться действительно из Иерусалима (Деян. 1:8; Рим 15:16) по другим городам и странам мира. Блаженный Феодорит усматривает в этом прямое пророчество об обращении языческого мира в христианство.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.3   И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.

     Если впоследствии гора Сион «возвысится над холмами», то она будет видна всем народам, обитающим на этих холмах. И эти народы, видя свет Божий на Сионе, согласятся оставить идолослужение на своих холмах и пойдут на гору Господню. Обыкновенно, высокий холм, избираемый для обитания, удобен во многих отношениях: на нем безопаснее от неприятелей, с него лучше видны пути, пролегающие в соседние окрестности.
Так и Сион для ищущих мирной и совершеннейшей духовной жизни и прямого, верного пути к богопочтению и спасению, откроет все средства. Отрадное пророческое слово оправдалось с откровением на Сионе и утверждением в мире благодатного царства Христова, со дня сошествия Святого Духа на сонм апостолов в Иерусалиме и через их боговдохновенную проповедь Евангельского закона во всем мире.
Посему православная церковь Христова, воспоминая великий в своей истории день Пятидесятницы, торжественно воспевает: «Искупительное очищение грехов, огнедухновенную росу Духа, примите светоносные чада церкви: ибо ныне исшел от Сиона закон – благодать Духа в виде огненных языков» (Иоанн Дамаскин - христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. ).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible