Скрыть
є҆́же вни́ти въ верте́пы тве́рдагѡ ка́мене и҆ въ разсѣ̑лины ка́менїй, ѿ лица̀ стра́ха гдⷭ҇нѧ и҆ ѿ сла́вы крѣ́пости є҆гѡ̀, є҆гда̀ воста́нетъ сокрꙋши́ти зе́млю.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 20-21 В день бо оный изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю

В предыдущих словах Пророк говорит, что идолы скрыты, а теперь говорит, что они изринуты, потому что сперва должно устыдиться лжи, а потом изринуть ее из сердца. Посему сребряных идолов извергает тот, кто в сокровенностях ума истребляет понятия, со всем правдоподобием устрояющие ложь; а золотых извергает тот, кто уничтожает в мысли составившиеся отпечатления лжи. Нетопырям же поклоняется, кто боготворит пребывающую во тьме сродную демонам силу, ибо нетопырь есть животное, которое любит ночь, живет во тьме, не терпит солнечного сияния, населяет места пустынные. Но каковы демоны? Не таковы же ли? Не виновники ли опустения, не бегают ли истинного света, просвещающего весь мир? Нетопырь – из рода пернатых, и однако же не имеет крыльев, но летает по воздуху с помощью плотяной перепонки. Таковы и демоны: они бесплотны, но не окриляются Божественным желанием, а как бы оплотянели, прилепившись к вещественным вожделениям. Нетопырь – вместе и птица и четвероногое, но не может надежно стоять на ногах и не имеет твердого полета. Таковы и демоны – они не Ангелы и не человеки: ангельский чин погубили, а человеческой природы не имеют. Нетопыри имеют и зубы, которых нет у птиц. И демоны мстительны, чего не делают Ангелы. Нетопыри не несут яиц, как птицы, но родят прямо живых детей. Таковы и демоны – тотчас же, с великой скоростью, совершают лукавые дела. Посему о поклоняющихся демонам в переносном смысле сказано, что они покланяются нетопырем. Но когда человек отвергнет суету идольскую и перестанет поклонятся нетопырям, тогда постарается внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений. Думаю, что вертепы суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней – страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 В день бо оный изринет человек мерзости своея златыя и серебряныя, яже сотвориша себе, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в твердыя камения, и в разселины каменей от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю

Достаточно он посмеялся им, показав, как они скрываются вместе с богами и уходят в землю, и как драгоценность вещества не может нисколько помочь в предстоящем бедствии. Нетопырями же он называл идолов или по их бессилию, или по мрачности заблуждения и потому, что бесы все делают скрытно. Как для нетопырей солнце и свет ненавистны, а ночь и тьма приятны, так и для бесов и для увлеченных ими в заблуждение пороков все преступное обычно и приятно, а добродетель и дела света – ненавистны, и когда сияют эти дела, то они тотчас погружаются в мрак, так что живущий добродетельно не нуждается ни в каком труде и усилии, потому что довольно только явиться свету, и все мрачное рассеется.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю

Когда в день Господень они будут покинуты, то бросившие их войдут в расщелины скал и в ущелья гор, чтобы быть не в прахе земном и презренной грязи, но в твердом разуме, и найти себе различные выходы добродетелей, чтобы быть в состоянии чрез них достигнуть истины.

Я, как мог, изложил это вкратце, по иносказательному смыслу, Евреи же относят это к Вавилонским временам и разрушению Иерусалима, когда восстал Господь, чтобы поразить землю Иудейскую.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-21 В день бо оный изринет человек мерзости своя златые и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю

А что они решились скрыть сделанных ими лжеименных богов не потому, что они устыдились их, но скорее потому, что вполне признали их бесполезною и бессильною материею, это делает он ясным, присовокупляя к тому, что сказал: в день той изринет человек мерзости своя, яже сотвори, да покланяется им и нетопырем. Ибо поместивши во внутреннем месте капища рукотворенных богов, они нечестиво поклонились им, потому что считали их богами. Когда же они увидели, что наступало время войны и что от них не было никакой помощи, а оказалось, что те, которых они считали спасителями и избавителями, суть камни и дерева и вещество золотое и посеребренное; то они извергли их из храмов и скрыли их в пещерах более потому, что сберегали материал (из которого они сделаны были), нежели потому, что почитали их еще за богов. И что труд производства идолов есть труд напрасный и бесполезный для них, это он показал говоря: изринет человек мерзости своя, яже сотвори, да покланяется им и нетопырем. Ибо они сами были творцами собственных богов и художниками тех, которым кланяются, и не получили от них никакой пользы. А в иных местах может быть строили храмы для одних нетопырей. Ибо всегда эти крылатые или перепончатые животные любят обитать в темных местах и вследствие своего присутствия все здесь наполняют мерзостью и зловонием. Итак, выбросит человек мерзости, которые сам сделал, выбросит для того, чтоб, говорит, войти в пещеры твердого камня, и в расселины камней от лица страха Господня. Смотри же, как они, несчастные, спешили укрыться вместе с своими собственными богами. Но Бога всяческих они не видели в таком положении, ибо Он не скрывался, когда они бежали из земли Египетской, и за ними гнался преследующий Фараон; но неизглаголанною силою и непостижимым могуществом разделил море, и перевел их чрез него и они спаслись, идя по нему, как по суше, а безумный Фараон потонул со всем своим войском. И когда Рабсак, военачальник Вавилонский, обложивши Иерусалим со всех сторон, поносил Бога и говорил, что он легко завоюет всю Иудею; – не скрывался тогда Бог и не искал расселин каменных и ущелий в горах; но Езекия молился ему говоря: услыши Господи, призри Господи, и виждь и слыши словеса Рабсака, егоже посла царь Ассирийский укоряти Бога живаго (Ис. 37:17). И тотчас услышал Бога, который говорит ему: защищу град сей, ради Мене и ради Давида, раба Моего (35). И какую помощь оказал Он тем, которые находились тогда в опасности? Необычайную и достойную Бога: изыде бо Ангел Господень, и изби от полка Ассирийска сто осьмдесять пять тысящ (36). Итак, постыжены были кланяющиеся изваянным, оставившие Всемогущего Бога и служащие богам, которых скрывают прежде самих себя, чтоб они не погибли прежде них, сделавшись добычею корыстолюбивых неприятелей. Итак, скажем словами пророка Иеремии: престол славы возвышен от начала, место святыни нашея, чаяние Израилево, Господи: вси оставляющии Тя да постыдятся, отступающии от Тебе на земли да напишутся, яко оставиша источник живых вод Господа (Иер. 17:12-13). Если же необходимо сказать духовным что-нибудь духовное, то те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов. Кииждо же, говорит, искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак. 1:14-15). Итак, будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10:4).

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

20-21. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20-21. В день бо оный изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю.

"Ме́рзости своя златыя и сре́бряныя" ср. толк. ст. 8. "Да покланяются суетным", – последнее слово обыкновенно обозначает идолов, как обманывающим возлагаемые на них надежды, как не имеющих в действительности той силы, которую приписывают им их почитатели (ср. Иер.10:15). В евр. тексте слово, соответствующее славянскому: «суетным», относится, как дополнение, не к глаголу: «да поклоняются», а – «изринет». Наиболее вероятное значение того евр. слова: крот, роющий (землю). Кроты и нетопыри – нечистые животные (ср. Лев.11:19,30 и сл.). Бросить идолов этим животным значило выразить к ним крайнее пренебрежение (ср. 4Цар.23:14).

Суетным – перевод, основанный на чтении масоретск. פׇרוֺת לַהפֹר за одно слово и на производстве его от глагола תׇפֵר – посрамляться в своих ожиданиях или надеждах. Правильнее, по примеру блаж. Иерoнима, усвоять этому слову значение: крот (который ср. Лев.11:30) – от корня תׇפַר копать. 
Ис.2:22-3:15. Если в день суда Господня народу иудейскому не помогут, потому что будут поражены и уничтожены искусственные человеческие сооружения, включая и идолов: то и живая человеческая сила не спасёт тогда народа. Законные и подготовленные начальники и руководители народа погибнут, и – при господстве детей и женщин – несправедливость и насилие распространятся в стране. Народ отчасти подвергнется угнетениям, отчасти будет увлечён на путь беззакония. Благо угнетённому праведнику! Горе беззаконнику и особенно увлекающим к беззаконию!

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-21 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю

Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам. 4:3).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.20-21   В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.


     Когда Господь, как царь земли Израильской, «восстанет» со своего престола и объявит народу свой суд, то все будут объяты страхом. Дорожа своим существованием, каждый будет искать спасения от угрожающей ему гибели: поспешно оставит свой дом и город, предастся немедленному бегству, чтобы скрыться в подземелье.
Так поступят и самодовольные теперь, но суеверные идолопоклонники – жители Иерусалима, когда к нему подступят войска языческих народов, чтобы совершить над ними казнь, определенную по суду разгневанного Господа.
Царь и вельможи, как беглые рабы, постараются укрыться в многочисленных пещерах скалистых пустынь Палестины; оставят свои дома, побросают домашних богов – излюбленных идолов, как лишнее бремя, которое может только замедлить бегство.
Тогда идол, при всей ценности материала, из которого он сделан, окажется совершенно непотребной вещью, он будет пригоден разве только для кротов и летучих мышей, которые, обитая в развалинах опустошенного Иерусалима, будут свивать себе гнезда в пустой голове и порожнем чреве идола.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible