Скрыть
Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-16 Се, Аз приложу, еже разделити люди сия чудно, то есть отделю праведников от тех, которые чтут Меня из человекоугодия. И о таковых почитателях пророк добавляет: горе уклоняющимся от Господа, дела их …во тме… Не якоже ли брение в руках скудельника вменитеся. Этим обличает тех, которые далеки были от страха Божия и замышляли всякое лукавство, не делали же худого только боясь Езекии.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Если же человек кажется лучше и благообразнее глины, то это различие произошло не от разности в существе их, но от мудрости Художника, так как в сущности ты ничем не отличаешься от глины. Если же не веришь, то пусть убедят тебя могилы и гробницы; подошедши к гробам предков, ты убедишься, что это действительно так. Между глиной и горшком нет различия.

Против аномеев

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 Горе вам, замышляющим во глубине, чтобы скрыть от Господа замысел, дела которых во мраке и которые говорят: кто видит нас и кто знает нас? Этот ваш замысел так же превратен, как если бы глина стала замышлять против горшечника и изделие сказало сделавшему его: ты не сделал меня, и произведение сказало своему мастеру: ты не разумеешь

Эта речь Божия направляется теперь против тех же, о которых выше сказал: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну или, как пишет пророк, скрою, которые мудры в самих себе и разумны по собственному взгляду. К ним вполне справедливо можно относить и слова: исчезоша испытающии испытания (Пс. 63:7), тогда как о премудрости Божией написано: аще бо кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей Твоей премудрости, нивочтоже вменится (Прем. 9:6). Они думают, что Бог не знает замысла их, потому что дела их находятся во мраке, и говорят: кто видит нас и кто знает нас? Но так же говорят и мудрецы века сего, и учители еретиков, и иудейские фарисеи, что никто не понимает их, не припоминая того, что говорится к Богу: тма не помрачится от Тебе и нощь яко день просветится; и: яко тма ея, тако и свет ея (Пс. 138:12).

Обольщенные этим заблуждением Адам и Ева, слыша звук от стоп Бога, ходящего в раю, скрылись под деревом, в котором было познание добра и зла (Быт. 3:8); также и Каин, говоря: аще изгониши мя днесь, от лица Твоего скрыюся (Быт. 4:14), вследствие подобного же безрассудства думал, что Бог не будет знать. Также чрез Амоса говорится о нечестивых и грешниках: аще погрузятся от очию Моею во глубинах морских: то и тамо повелю змиеви, и угрызетъ я (Ам. 9:3). Поэтому хотя бы кто либо был мудр и обладал сильным умом, но если он не имеет мудрости и звания Божия, то мы можем сказать о нем: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).

Сделаем уподобление этому: если Господь не окажет помощи знанию, то напрасно трудится тот, кто считает себя мудрым. Если Господь не будет всякою стражею охранять сердца нашего, то напрасно бодрствует тот, кто считает возможным сохранить его своим старанием. Превратен, говорит он, этот ваш замысел, если вы считаете сделавшего незнающим того, что он сделал, и Творца не знающим своего творения, подобно тому как если бы глина и изделие сказало сделавшему его и своему мастеру: ты не сделал меня или ты не хорошо сделал меня и не понимаешь своего произведения. Это свидетельство в других словах приводит апостол в послании к Римлянам, где он рассуждает о глубине разума Божия и желает опровергнут обвинение со стороны людей: о человече, ты кто еси против отвещаяй Богови? Еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имат власти скуделник на бреньи, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь? (Рим. 9:20-21). Относительно всего этого следует заметить то правило: евангелисты и апостолы без изменения мыслей переводили с еврейского на греческий, как им казалось нужным.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

А в отношении тех, на ком пребывает гнев Божий, поскольку и ими хорошо пользуется Бог для научения других, кого благоволит Он избавить, апостол рассуждает далее: Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (Ис. 9:17). И ниже, делая вывод касательно обоих родов людей, апостол говорит: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18), - разумеется, ни с кем не делает Бог этого по некой несправедливости, но с обоими родами людей поступает по Своему милосердию и истине.

И однако, все еще возбуждает сомнение дерзкая немощь тех, кто пытаются думать о неисследимой глубине судов Божиих согласно предположениям человеческого сердца. Противопоставляя себе это возражение, апостол говорит: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим. 9:19). Станем считать, что сказано это нам. Ведь что иное, кроме того, что ответил апостол, должны отвечать также и мы? А если и нас смущает подобное, поскольку и мы люди, то всем вместе нам надлежит послушать говорящего: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почести, а другой - для поругания (Рим. 9:20-21)? Если бы эта масса была чем-то средним в том смысле, что она не заслуживала бы ничего доброго и ничего злого, то небезосновательно показалось бы несправедливым, если бы из этой массы создавались сосуды для поругания; однако поскольку из-за свободного решения первого человека вся эта масса от одного первого человека идет в осуждение, то несомненно, что сосуды для почести создаются из нее не по собственной их праведности, поскольку никакая праведность не предшествует благодати, но по милосердию Божию, тогда как создаваемые для поругания должны быть относимы не к несправедливости Божией (ведь невозможно, чтобы была несправедливость у Бога), но к Его суду.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Не якоже ли брение скудельника вменитеся? Еда речет здание создавшему е: не ты мя создал еси? или творение сотворшему: не разумно мя сотворил еси

Сказав: переселю народ сей, сими словами показывает, что непременно совершит это и без больших усилий, говоря, что они преобразованы будут, во что ни пожелал бы Создатель, подобно тому как без сомнения (преобразовывается) и искусно обделываемое (глина) руками горшечника. Тому же самому учил и пророк Иеремия, говоря: востани , и сниди в дом скудельничий, и тамо услышиши словеса мо и . И снидох в дом скудельничь, и се той творяше дело на каменех, и разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, яко же угодно во очию его творити. И рече Господь ко мне: еда, якоже скудельник сей не возмогу сотворити вас, доме Израилев? Се якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею (Иер. 18:2-6). Ибо художник и Творец всяческих легко преобразует сотворенное Им, во что хочет.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Бог имеет полное право требовать от нас исполнения Своей святой воли.

Дневник. Том I. 1856

Мартирий Сахдона, еп. (†650)

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Слава сей великой милости сострадания и беспредельного снисхождения! Бог сходит к грешным людям; благой Господь разговаривает с ничтожными рабами; Пресвятой призывает нечистых к прощению; глина разговаривает с ее Творцом; прах общается с Создателем!

Книга совершенства

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»

Подобно Ахазу (Ис. гл. 7), и Езекия старался вести политику самостоятельно, не следуя указаниям пророка Исаии и скрывая при этом от него свои замыслы. Прямо и открыто выступить противником пророка он не хотел, так как он уважал пророка, как посланника Божия. Но этим самым он показывал свое непонимание великого значения пророческого служения. Он думал обмануть пророка - как будто бы, по мудрости, он превосходил его! На самом же деле он и его политики могли быть сравнены с глиной, тогда как настоящим горшечником - был пророк Божий. Указывая при этом на нелепость политических замыслов министров царя Езекии, которые признавали возможным не слушаться Бога, пророк сравнивает их с горшком, который отказывается признать в сделавшем его мастере виновника своего бытия, и с художественным произведением, которое не хочет признать ума за сделавшим его художником.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? 

   Составляя договор с Египтом, иудеи тайно и коварно строят свой план против врагов, надеясь, что все это будет сокрыто до времени и послужит достижению желанной цели. Но они жалко заблуждаются: как сосуд глиняный не может переменить своего назначения, данного ему художником, или не признать его своим полновластным хозяином, так и всякий человек – в полной власти Божией: Господь в праве и в силе сокрушить всякого изменника завету с Ним; и с иудеями, действительно, поступят как с глиняной посудой.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible